https://www.traditionrolex.com/8
<p>Чем дороже будут услуги профессионалов,  тем активнее будет расти самоорганизация отдыха</p>

Как сообщает "Трибуна":

Говорят, для туристических компаний существуют только два сезона – лето и зима. А осень и весна – межсезонье, когда подводятся итоги «урожая», собранного в периоды максимального наплыва отдыхающих. Это позволяет реально оценить конъюнктуру, извлечь необходимые уроки и выработать правильную стратегию на будущее. Нам же, потребителям, все это может пригодиться, когда начнем планировать предстоящий отпуск.

Между прочим, в этом году россиян, которые предпочли отдохнуть за границей, было в полтора раза больше, чем в 2010-м. Тем не менее, как показала статистика, большинство все же предпочитает отдыхать, не покидая родных пенатов. С одной стороны, это можно было бы считать хорошим знаком для тех турфирм, которые, как говорят они же сами, «торгуют Россией». Только речь идет не об отдыхе на отечественных курортах, а о собственных дачных участках. Объяснение самое прозаическое. Жизнь научила нас рачительно распоряжаться своим семейным бюджетом. И не секрет, что провести отпуск на Кипре, в Греции или Турции дешевле и по многим критериям лучше, чем, скажем, в Сочи, Анапе или Геленджике. Достаточно сравнить стоимость недельной поездки по странам, и все станет ясно: наши туристические бизнесмены предпочитают обирать своих клиентов, а зарубежные их коллеги тем временем заманивают к себе, предлагая лучшие условия и сервис, при этом максимально снижая цены. Для потребителя же соотношение «цена – качество» – уже не пустой звук. Отсюда и урок первый для представителей нашей туриндустрии. Только извлекут ли они его – вопрос.

Урок второй связан с событиями политического и экономического характера, затронувшими многие страны, куда россияне предпочитали выезжать на отдых. Все это нашло свое отражение в традиционном рейтинге популярности направлений туризма из России, который ежегодно составляет информационная служба «БАНКО» (см. таблицу). Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе оценила нынешний туристический год в целом следующим образом: «Он был очень приятным для туристов, а для операторов грустным: прибыли почти не было. Что касается наиболее популярных направлений, то с этой точки зрения произошли изменения: в частности, Египет не смог занять традиционное второе место, которое заняла Греция. Бессменным лидером оставалась Турция (хотя и с оговорками. – Ред.). Испания стала третьей».

Теперь разберем чуть подробнее рейтинг. Надо отметить, что от Турции ждали большего – прогнозный рейтинг страны на лето составлял 26,5%. Продажи стартовали активно, прежде всего, за счет раннего бронирования (скидки от отелей доходили до 30 и даже 40%). Туры на июнь и начало июля разлетелись на ура. Но потом началась пробуксовка. Во-первых, часть турпотока оттянули на себя конкуренты: Египет начал восстанавливаться после революции, Греция привлекала клиентуру отчаянным демпингом. Во-вторых, имиджу Турции был нанесен урон разными серьезными инцидентами. По данным Российского союза туриндустрии, Турция вообще занимает первое место среди зарубежных стран по количеству погибших в ней туристов. К месту будет напомнить, что даже Комиссия Совета Федерации РФ по делам молодежи и туризму, проанализировав ситуацию, предупредила коллег из Анкары, что «в случае если соответствующие эффективные механизмы не будут разработаны, российские парламентарии будут вынуждены содействовать снижению потока российских отдыхающих в Турцию». Наконец, в начале августа, когда началась паника на фондовых рынках и курс рубля по отношению к доллару пошел вниз, путевки в Турцию подорожали. Так что отдых там уже не назовешь, как принято считать, особо выгодным. И все-таки, несмотря ни на что, наши соотечественники с упорством, достойным лучшего применения, продолжали вплоть до середины октября покупать туры в эту «самую опасную» страну.

Вслед за Турцией в рейтинге следует Греция. Ценовая планка на этом направлении упала до отметки 190–200 евро – за такую сумму предлагался недельный отдых в трехзвездочном отеле (завтрак+ужин), включая стоимость перелета, трансфера и страховки. Тут нам, клиентам, поспособствовал европейский кризис. Повсюду если кризис, то цены на все услуги, в отличие от России, идут вниз. А поскольку в Греции самая тяжелая ситуация в экономике, то и результат в пользу туриста самый впечатляющий. По словам вице-президента компании «МИБС Трэвел» Томаса Ставридаса, «уже весной, предчувствуя неладное, греки принялись, как могли, восполнять возможные потери, резко снизив все цены». Как следствие, по сравнению с прошлым летом продажи скакнули вдвое. В следующем году ситуация для туристов будет столь же благоприятна – «страна вряд ли сможет быстро оправиться от таких масштабных финансовых потрясений».

По поводу Испании, занимающей в рейтинге третье место, эксперты констатируют увеличение потока чуть ли не на 50%. И здесь это можно считать результатом того же снижения стоимости туров из-за кризиса. При всем при том испанцы удивлены и разочарованы тем, что приезжие россияне стали гораздо меньше тратить средств на развлечения, что обычно приносило немалый дополнительный доход. Да, мы стали весьма экономны и научились считать деньги. Смотри выше первый урок – это тот же тренд.

Теперь о Египте. Когда-то он занимал второе место по популярности, однако сейчас довольствуется четвертым. Эта страна остается большим знаком вопроса на карте туристического рынка и как раз провоцирует напряженность на других направлениях. Сокращая объемы туроперейтинга в Хургаде и Шарме, игроки вынуждены наращивать их где-то еще, чтобы не допустить критичного снижения оборотов. Тем не менее в нынешнем осенне-зимне-весеннем сезоне Египет будет оставаться самым дешевым, а потому массовым направлением. Только про безопасность все равно забывать не стоит. В связи с этим – даже не совет, а настоятельная рекомендация Майи Ломидзе: «Уроки недавних трагедий учат нас, что все туристы должны покупать страховой полис на сумму лечения не меньше, чем 30 тыс. долларов. Особенно, если направляются на отдых по массовому маршруту».

Наконец, о тенденции, набирающей оборот, – массовое распространение «дикого» туризма. Особенно успешно это удается сделать в Хорватии и Черногории. Виз не надо, большой выбор недорогих частных пансионов, высокий уровень обслуживания и прекрасная кухня. Гостиницы бронируются через Интернет, и с перелетом нет проблем – в эти страны уже налажены прямые авиарейсы. Все вместе очень способствует увеличению числа «дикарей». Так что третий урок на «зарубку» турфирмам: чем дороже будут услуги профессионалов, тем активнее будет расти самоорганизация отдыха. 

таблица*

Рейтинг популярности направлений туризма (итог сезона лето-2011)

Направление

Итог сезона лето-2011, %

Итог сезона лето-2010, %

Изменение

Турция

23,4

23,8

- 0,4

Греция

19,0

15,9

+ 3,1

Испания

15,5

14,5

+ 0,9

Египет

9,7

13,2

- 3,5

Италия

6,4

5,6

+ 0,8

Кипр

4,1

3,3

+ 0,8

Хорватия

4,0

4,4

- 0,4

Болгария

3,3

2,8

+ 0,5

Черногория

2,7

2,6

+ 0,1

Тунис

1,7

3,1

- 1,4

Россия

1,2

1,2

­-

Франция

1,0

1,7

-0,7

* Данные службы «БАНКО» на основе опроса топ-менеджеров более 600 турфирм г. Москвы

Владимир Назаров

https://www.traditionrolex.com/8