История о том, как взрослое решение перевесило детскую мечту.

(Не)остаться в Америке по Work and Travel: «Неужели я хотела нелегально работать обслуживающим персоналом, чтобы выживать?»

История о том, как взрослое решение перевесило детскую мечту.

Людмила Бендетович

Cпециалист по туризму

г. Минск ул. Ульяновская 29

Людмила Бендетович
Cпециалист по туризму
г. Минск ул. Ульяновская 29

В жизни многих из нас в определённый момент жизни возникает желание резко и кардинально сменить обстановку. Это может вылиться в спонтанную поездку, длительное путешествие или даже основательный переезд. Обрезать связи с прошлым или влиться в новую культурную среду – мотивы могут кардинально разниться. При отсутствии предпосылок и необходимости, подобный шаг – истинное проявление человеческой смелости. После того, как подобные мысли набирают серьёзные обороты, мы загораемся новыми возможностями и лелеем желанное будущее. И летим. Или же останавливаемся за минуту до взлёта. Стоп-краном может оказаться неуверенность в себе или объективные причины. Однажды Лиза, студентка журфака БГУ, всерьёз задумалась об осуществлении давней мечты – путешествии в Америку. Пройдя сквозь череду непростых решений, собравшись морально и материально, она решилась двинуться на континент своих грёз. Перебрав возможности, остановилась на популярной программе Work And Travel, которая позволяет студентам жить и работать в США. Ещё прошлым летом подобная затея показалась бы слишком сказочной, но уже в конце этого июня Лиза оказалась в штате Нью-Йорк, окрылённая планами и возможностями. Спустя некоторое время, в список планов добавился один очень важный – попробовать остаться в стране своей мечты. Поиски жилья, перспективы обучения, нанятый адвокат. Когда до осуществления плана оставался последний шаг, Лиза решила вернуться в Беларусь. Это история о том, как взрослое решение перевесило детскую мечту.

Почему я хотела остаться? 

Всё просто — свобода. Свобода, которую тебе дарят заработанные тут деньги, отсутствие рамок в виде наставлений семьи, правил университета и просто осуждающего взгляда знакомых. Свобода, которую дарят тебе твоя молодость и безграничное количество возможностей США. Иногда чувствуешь себя буквально всесильным тут. Это сносит крышу. 

Представь себе компанию молодых ребят 18-30 лет со всего мира, которые зарабатывают около 1000$ в неделю. Брендовые шмотки, новые гаджеты, алкоголь, наркотики, постоянные тусовки и путешествия — деньги исчезают также быстро и бездумно, как и появляются. Мы все работаем, как правило, до ночи, до часов 10-11 вечера. И уставшие, конечно, хотим просто прийти домой и поспать, но... Тут есть одна ходовая фраза, за которой всегда следуют разные опрометчивые и сумасшедшие поступки: «This is America». Эта фраза дарит тебе сил больше, чем любой энергетик и лишает рассудка, словно наркотик. Ты просто забываешь об усталости и берёшь от этой несчастной ночи столько, сколько она может дать. Вылазишь в люк Лексуса на скорости 100 км/ч и кричишь под олд-скульный рок, танцуешь с незнакомцами босиком на мокрой траве и прыгаешь в озеро в одном белье, позволяешь себе пробовать и делать то, что раньше не мог из-за отсутствия денег или страха. 

Ты бесстрашен, ты больше, чем просто ты. Это сложно объяснить словами и от этого сложно отказаться. Одна лишь мысль, что я вернусь домой и буду снова зависеть материально от родителей и жить в системе наводила на меня ужас. «Остаться любыми судьбами, сделать и пожертвовать всем, но остаться», — крутилось у меня в голове уже в первые недели моей жизни тут. Я не могу сказать, что родители когда-то сильно меня в чем-то ограничивали или не давали деньги, когда я просила. Не могу сказать, что университет уж совсем ничего полезного мне не дал. Не могу сказать, что ненавижу Беларусь. Просто однажды попадая в место, где все наконец движется в том же ритме, что и бьется твоё сердце, ты понимаешь, что должен быть тут no matter what. 

Уже в июле я начала делать первые шаги к тому, чтобы переехать сюда. Как я уже говорила, родители никогда особо меня не ограничивали и в данном случае сказали: «Если ты чувствуешь, что это сделает тебя счастливой, оставайся». Я знала, что им непросто вот так меня отпустить, и была безумно благодарна за поддержку. 

Итак, первым действием было взять академ. На 99% я была уверена, что не вернусь, но на 1% хотелось-таки «подстелить себе соломку». Всего шаг — и сразу препятствие: я учусь на бюджете и академ разрешено брать только в одном случае — если ты беременна. Я с 9 класса готовилась, чтобы поступить на бюджет на свою специальность, но была готова отказаться от этого по щелчку пальцев и перевестись на платное. Но и это мне сделать не позволило руководство моего университета. Неприязнь и презрение к своей стране начало расти в геометрической прогрессии, и это толкало на роковые решения. 25 августа — дата, когда мама должна была подписать за меня документы об отчислении, так мы договорились. 

Одновременно я облазила десятки и сотни сайтов, расспрашивала людей, которые владели хоть какой-то информацией о легальных и «не очень» способах остаться. В итоге, я выделила 8 разных путей, из которых вырисовался план, соотносимый с моим бюджетом и возможностями. Остаться как турист и работать нелегально за кэш, а дальше поступить в недорогую (относительно) языковую школу, чтобы иметь статус студента. Это дало бы где-то два года законного проживания в США. Ясно, что учеба в нормальном университете мне не светила, ведь образование тут безумно дорогое, даже для самих американцев. Я много разговаривала с ними на эту тему, и к сожалению, не зависимо от возраста и штата проживания, все твердили, что диплом тут имеет большое значение и без него на действительно хорошую работу не устроишься, за очень редкими исключениями. Поэтому я заранее пыталась не строить иллюзий и попробовать смириться с ролью официантки/кассира/уборщицы на ближайшее будущее. Дальше, что скрывать, я планировала «удачно выйти замуж».

Фиктивно или нет, не имело значения, главное — за американца, чтобы получить в последствии Грин карту. Но действовать нужно было уже сейчас, ведь моя нынешняя виза J1 истекала 1 сентября, а на календаре уже красовались двухзначные цифры августа. 

Много лет назад сюда переехал один мой знакомый, который сейчас живет в Чикаго. Он согласился меня приютить на неопределенный срок и помог найти адвоката. Я отпросилась у своего работодателя уехать раньше окончания нашего контракта (тоже 1 сентября) и купила билеты в Чикаго на 20 августа. Все было готово. До осуществления моего плана оставалось меньше недели. 

«Смотри, Лиза, это то, о чем ты мечтала с 5 класса, иди и возьми это». 

Мне снова 11 и я бегу со всей скорости по светлому коридору, в конце которого виднеются небоскрёбы Нью-Йорка. 

«Да, точно, вот же она, моя мечта жить в Америке, стране из красивых фильмов... Я ведь всегда этого хотела...» 

Ноги замедляют ход.

«ЭТОГО? Я всегда хотела работать нелегально обслуживающим персоналом и зарабатывать, чтобы выживать? Лиза, это то, чего ты хотела?» 

Мне снова 19 и я резко останавливаюсь в самом конце коридора. Он висит в воздухе над городом и единственные варианты выбраться — это прыгнуть вниз и попробовать выжить или повернуть назад в темноту, откуда пришла. 

«Повернуть назад = сдаться, вернуться в зону комфорта? Или это шаг назад, чтобы потом сделать два вперёд?» 

Я падаю на колени перед обрывом от резкой боли в голове. Не понимаю больше кто я и чего хочу. Я потеряла себя. 

Мне снова 16 и я не сплю ночами, делая задания репетиторов и живя лишь одной мыслью получить бюджетное место на своей специальности. 

«Я так сильно хочу быть журналистом», — проносится в голове. 

Мой день рождения 18 лет. Я отпускаю, подаренные родителями шарики в небо и загадываю желание: «Полюбить жизнь». Год до этого я была в сильнейшей депрессии, осознав, что мой университет полная лажа и мои усилия были ради пустышки. Тогда я потеряла цель и смысл существования и нашла его в давней мечте жить в США. 

«Это то, что снова вдохнуло в меня жизнь. Это то, что подарило мне свободу сейчас и не оказалось пустышкой детских иллюзий». 

Я открываю глаза и вижу своё отражение в зеркале. 

«Ты слишком спешишь жить, Лиза. Хочешь всего и сразу. Глупо исполнять мечту лишь на 60% или даже 80%. Твой смысл жизни — твои цели, так выполняй их на 100%. Будь тем, кем хочешь быть в месте, где хочешь жить. Порви свою пятую точку и получи грант на обучение тут в университете, раз так хочешь тут работать. Если эта такая уж сильная мечта, неужели не справишься? Как же твоё «сделать все возможное»? 

Я звоню адвокату и отменяю встречу. Извиняюсь перед другом из Чикаго за беспокойство и потраченные уже на меня усилия, чтобы помочь остаться. Слышу на другом конце провода дрожащий голос матери, которая говорит, что гордится мной. 

Тишина. Пустота. 0. 
Начинаем сначала. Я встаю с колен, отхожу от обрыва и говорю городу мечты: «До встречи», делая шаг назад вглубь коридора, чтобы потом сделать 1, 10, 100 шагов вперёд и не упасть с обрыва в надежде выжить, а полететь. Я буду летать.

Текст: Артём Шалак 
Фото: личный архив Елизаветы Чуприс