<p>…Среди отличительных особенностей культуры нашей страны обычно исследователи называют ее многоконфессиональность. На протяжении веков в стране мирно сосуществовали представители самых различных вероисповеданий.</p>

Достопримечательности сквозь призму четырех конфессий: что увидит турист в Восточной Беларуси

…Среди отличительных особенностей культуры нашей страны обычно исследователи называют ее многоконфессиональность. На протяжении веков в стране мирно сосуществовали представители самых различных вероисповеданий.

Людмила Бендетович

Cпециалист по туризму

г. Минск ул. Ульяновская 29

Людмила Бендетович
Cпециалист по туризму
г. Минск ул. Ульяновская 29

…Среди отличительных особенностей культуры нашей страны обычно исследователи называют ее многоконфессиональность. На протяжении веков в стране мирно сосуществовали представители самых различных вероисповеданий.

Сегодня именно эта мультирелигиозность Беларуси может стать привлекательным для туристов брендом. Тем более что каждая из конфессий привнесла в духовную скарбницу страны свои, неповторимые черты, оставила многочисленные памятники материальной культуры. Кроме того, эта многоконфессиональность не является чем-то застывшим: она развивается и сегодня, позволяя оценить динамику и основные направления. Около половины белорусов считают себя верующими. Из них 82%  православные, 12% – католики, 6%  представители иных религий и конфессий. Исследованию этой увлекательной темы и был посвящен двухдневный выездной семинар  «Культурное наследие Беларуси сквозь призму четырех конфессий», организованный Национальным агентством по туризму. Углубиться в нюансы этой сложной темы помог экскурсовод, кандидат исторических наук и просто весьма эрудированный человек Сергей Бусько.

Еврейское наследие

…Никто не будет спорить, что еврейское наследие в истории Беларуси  играет значительную роль.  И это вполне объяснимо:  50% населения в городах и местечках Беларуси до войны составляли евреи. Веками они жили здесь бок о бок с белорусами и представителями других национальностей. Многие знаменитые люди являются выходцами из Беларуси. К сожалению, не только туристы, но и сами белорусы  очень мало об этом знают. Наш первый экскурсионный объект связан с именем художника, известного во всем мире, – Хаима Сутина.

…Несмотря на очень раннее время, в Смиловичах музей «Пространство Хаима Сутина» показать нам пришла краевед Светлана Хасеневич.

Мне уже приходилось бывать в этом уникальном музее, и я с удовольствием констатирую, что здесь все меняется в лучшую сторону: добавляются экспонаты, совершенствуется антураж «парижского кафе», где так приятно посидеть за столиками, послушать музыку и выпить чашечку кофе, слушая рассказ о судьбе художника.

Для небольшого местечка Смиловичи с населением около 6 тысяч человек подобный музей – прекрасная возможность привлечь туристов. К сожалению, по словам нашей гостеприимной хозяйки, количество посетителей по сравнению с прошлым годом значительно снизилось.

Раньше здесь можно было осмотреть еще один экскурсионный объект – усадьбу Монюшко-Ваньковичей, но в настоящее время его взялось реставрировать частное предприятие, огородили забором, и теперь проникнуть туда нет никакой возможности.

Получив заряд положительной энергетики, который всегда возникает после  соприкосновения с высоким искусством, отправляемся дальше. Следующий пункт программы – город Червень, бывший Игумен. Когда-то это было типичное местечко, штетл с обычной для такого места застройкой, остатки которой можно увидеть и сегодня. И, как и в большинстве городов и местечек Беларуси, во время оккупации здесь было организовано еврейское гетто. Наш основной объект в контексте семинара  памятник узникам Червенского гетто и еврейское кладбище.

Отмечу сразу, что, по данным исследователей, всего по нашей стране насчитывается около 300 захоронений, представляющих интерес для туристов. К сожалению, многие из них расположены в недоступных местах и находятся в неприглядном виде.

Тему еврейского наследия в областном центре Могилеве раскрыла координатор общинных программ ОО «Могилевская еврейская община» Ида Шендерович. Разумеется, рассказать о многовековой истории совместного существования наций в городе за пару-тройку часов практически невозможно, но все-таки мы узнали, что впервые еврейское имя было упомянуто здесь  в 1522 году, когда  могилевские корчмы, воскобойня и весовой сбор были переданы в аренду мытнику Михелю Юзефовичу из Берестья. Но когда в 1577 г. король Речи Посполитой Стефан Баторий даровал Могилеву магдебургское право и  здесь стали бурно развиваться ремесло и торговля, количество евреев в городе увеличилось, в первую очередь за счет торговцев, откупщиков налогов и ростовщиков.

В привилее Сигизмунда III от 1626 года, где он требовал выселить евреев за городской вал, указывалось и конкретное место – туда, где находится их молитвенная школа около Днепра. Эта территория получила название «жидовское Школище» или просто Школище. Немного позднее, на левом берегу реки появился второй еврейский район – Луполово. Там проживали преимущественно евреи-ремесленники, кожевенники и меховщики, «лупившие» кожу. Любопытно, что к 1910 году практически все крупные производственные предприятия города принадлежали богатым евреям. Создание первых таксомоторов также связано с еврейским именем  Самуила Сагала. Владельцем первых в Могилеве кинотеатров «Модерн», «Чары», «Фортуна» и большинства фотоателье были также евреи. В Могилеве сохранилось достаточное количество домов, отличающихся великолепной архитектурой.

Как правило, ими также владели представители еврейской нации. К началу ХХ в. им принадлежало 90% каменных строений  в центре города. Первые этажи  занимали многочисленные магазины, в основном тоже еврейские. История гласит, что в эти магазины хаживали и представительницы царской семьи и их фрейлины. В Могилеве сохранились и синагоги, правда, далеко не все. Учитывая то, что в 2030-х годах прошлого века они были закрыты, могилевчане могут гордиться хотя бы теми, что сегодня остались.

…Печальное зрелище представляет сегодня старинная синагога XVII века в Быхове, построенная в стиле барокко. Насколько известно, никаких планов по ее восстановлению нет. Так и «красуется» она в центре городка, одновременно привлекая толщиной стен, элементами оборонительного зодчества и отталкивая запущенностью и какой-то безысходностью.

Табличка есть, но кто сможет прочесть  кто охраняет и какой объект?

Логическую точку в теме еврейского наследия поставило посещение Бобруйска, традиционно считавшегося еврейской столицей Беларуси. И неслучайно: до Второй мировой войны более 80% населения составляли представители этой национальности (сегодня в Бобруйске живет около 2–3 тысяч евреев). Для того чтобы наше погружение в тему стало полным, в действующей синагоге нас накормили кошерным обедом.

А затем нашим гидом стала Майя Казакевич – удивительная женщина с потрясающей харизмой. Она рассказала нам об истории появления евреев в Бобруйске, о культовых сооружениях и типично еврейских домиках, о трагедии, произошедшей в городе 75 лет назад, когда фашисты уничтожили 10 000 узников местного гетто  стариков, женщин и детей.

Экскурсия завершилась около Аллеи праведников – тех великодушных простых людей, которые, рискуя жизнью, спасали еврейских детей.

Расставаясь с Майей, все участники семинара решили, что Бобруйск, безусловно, очень сложно узнать за пару часов, и сюда нужно приезжать, так сказать, в полном формате.

Татарский «след» в Беларуси

…Шесть столетий живут на белорусской земле татары, которые разными путями пришли сюда со степей Поволжья и Крыма. Сегодня их отличает от остальных местных жителей их религия, то есть ислам, сохраненный татарами в христианской среде. Перед Первой мировой войной (19141918 гг.) на территории Северно-Западного края России жило около 14 тысяч татар-мусульман. Ислам был единой опорой и охраной их культуры от ассимиляции. Татары-мусульмане, живя по соседству со сторонниками других вероисповеданий, сумели сберечь свою веру, свои обычаи, свою культуру. В 1990-х годах началось возрождение татарской культуры, стали строиться мечети. Одну из них, которую построили в 1996 году на этой волне, мы посетили в Смиловичах.


Нам любезно предоставили возможность, сняв обувь, войти внутрь и увидеть, что пол храма устлан праздничными красными  коврами, на которых сидят во время службы. На стенах висят цитаты из Корана на арабском языке. В углу стоит минбар  трибуна, с которой имам читает пятничную проповедь.  

Община в Смиловичах считается достаточно большой – в нее входит более ста семей. Затем мы посетили татарское кладбище, где сегодня есть как совсем старые и заросшие могилы, так и новые. Дело в том, что большинство кладбищ, или мизаров, уничтожили во время Второй мировой войны: немцы делали из каменных надгробий бетонные укрепления.

Католические святыни

Восточная Беларусь – это не самая удачная территория для изучения католических святынь. Вместе с тем здесь сакральные сооружеиия этой конфессии тоже есть. Сергей рассказывает, что католицизм начал активно распространяться в Беларуси с конца XIV века, когда великий князь литовский Ягайло в обмен на получение польской короны начал перевод в эту религию знати Жемайтии и Аукштайтии (современная Литва), которая была языческой,  при одновременном создании привилегий для католиков. Со временем большая часть знати (шляхты) приняла католицизм, в то время как большинство простого населения осталось православным.

После заключения  в 1596 году Брестской унии и  расширения привилегий для католиков, а также появления в Речи Посполитой иезуитов, численность принявших эту религию увеличилась. Значительную роль в распространении католицизма сыграли организованные иезуитами школы, дававшие качественное образование для детей всех конфессий.  Сегодня римско-католическая церковь в нашей стране объединяет четыре епархии, которые насчитывают 475 общин. В республике действуют 3 духовных учебных заведения, 9 миссий. Общины располагают 479 костелами, 31 строится. В приходах работает более 400 священнослужителей.

Для того чтобы увидеть храмы, которых больше нет, едем в село Светиловичи, где в 1903 году был построен каменный костел Святого Людовика. По словам Сергея, в Беларуси практически ни один костел не носит имени этого святого. Зрелище нас ждет удивительное. От храма остался только один этаж, который используют в качестве почтового отделения.

О былом величии практически ничего не напоминает, кроме стен полутораметровой толщины. Местная жительница, подъехавшая на велосипеде, призывает: «Вы из Минска?! Скажите там, что такой костел пропадает! Или сами возьмите и приведите его в порядок! У нас тут никому дела нет!» Не хотелось, конечно, расстраивать пожилую женщину сообщением о том, что у нас в стране на восстановление большинства памятников нет средств…

Еще больший культурный шок ждал нас в поселке Княжицы, что находится недалеко от Могилева и совсем рядом с трассой, когда мы увидели величественные руины – все, что осталось от прекрасного костела, освященного в 1780 году в честь Святого Антония Падуанского. 

Первый костел,  построенный в Княжицах в конце  XVII века,  был деревянным. В середине XVIII века приход получил значительных размеров пожертвования от потомков шляхтичей Крюковских. Собственно говоря, осталось от былого величия не так уж и мало, поэтому, если уж не восстанавливать, то хотя бы законсервировать эти руины можно было бы…

И еще одни впечатляющие «рэштки»  костел Святого Антония Падуанского в Рогачеве. Реставрация ведется с 2000 года, и леса уже сняты. Но пока говорить о новой жизни храма не приходится. 

Разумеется, не все так плохо. Продолжает радовать своими формами фарный костел Св. Казимира в Могилеве. В несколько странном виде, но существует костел Девы Марии в Бобруйске и пр.

Православные храмы и монастыри

…С момента принятия в X веке христианства на белорусских землях большое, если не основополагающее значение приобрела Православная церковь, которая и сегодня привлекает значительное число верующих в Беларуси. В настоящее время в стране насчитывается более полутора тысяч приходов, 11 епархий, 5 духовных учебных заведений, 32 монастыря, 14 братств, 10 сестричеств. Действует 1334 православных храма, 150 строится, в  приходах работает около 1600 священнослужителей. В нашей программе есть посещение нескольких церквей и двух монастырей.

Одним из главных объектов является Свято-Никольский монастырь в Могилеве. Как и любое другое сакральное сооружение, монастырь имеет свою историю. В апреле 1636 года митрополит Киевский Петр Могила получил от польского короля Владислава IV разрешение на постройку в Гривлянской сотни Свято-Никольского храма с помещениями «для особ духовных и чернцов».  Но строительство  собора началось только в 1669 году и закончено в 1672 году, когда он был освящен.  При советской власти, как это водилось в те годы, монастырь был закрыт. Сегодня сюда приезжают многочисленные прихожане, чтобы поклониться одной из копий чудотворной иконы Божьей Матери Барколабовской и копии иконы Божьей Матери Белыничской. Храм и монастырь представляют собой единый архитектурный ансамбль.

…Впервые местечко Полыковичи, что находится недалеко от Могилева, упоминается в летописи 1552 года, когда его в личное пользование получил Станислав Лезгайло. Местечко постоянно переходило из рук в руки, пока в 1802 году его владельцами не стали князья Римские-Корсаковы, основавшие около чудотворной криницы храм Святой Параскевы Пятницы, к сожалению, разрушенный в 1947 году.

Историки утверждают, что в Полыковичах часто бывали император Николай II и царица Александра Федоровна с детьми: они приезжали на живописный песчаный берег Днепра, где устраивали пикники и купались. Сегодня комплекс «Полыковичская криница» состоит из небольшой деревянной часовни, примыкающего к ней целебного источника и бассейна для омовения. Утверждают, что вода из этого источника (минерализация составляет 25%) помогает при зубной боли, язве, остеохондрозе, анемии и других заболеваниях. На высоком холме возведен храм Святой Троицы, в котором сегодня ведутся внутренние работы. 

Святая Параскева считается покровительницей браков, поэтому у местных молодоженов существует традиция посещать комплекс и вешать замочки на перилах мостиков. 14 ноября  верующие отмечают праздник святой Параскевы. Когда-то здесь собиралось до 10 тысяч человек. Чтобы поклониться святой, жители округи в радиусе 100 километров должны были идти пешком и натощак. Люди шли сами и вели с собой скот, чтобы напоить его целебной водой.

Очень старинная, симпатичная и необычная церковь Святой Троицы находится в Быхове. Это памятник деревянного зодчества середины XIX века, возведенный в жилой части Быхова.  Строение сохранилось и теперь представляет собой историческую ценность, так как деревянных храмов в этих краях практически не осталось. Здание крестообразное. На пересечении линий, образующих крест, — большой световой восьмигранный барабан, завершенный куполом в виде шатра. Над входом в церковь — двухъярусная восьмигранная башня-колокольня. Зеленый цвет придает ей особое очарование. Именно здесь хранилась икона Барколабовской Божьей Матери, пока ее не забрали в женский монастырь в Барколабово, куда мы тоже съездили.

…Ранним туманным и прохладным утром в монастыре царит тишина, только слышно пение птиц. Нас ждет настоятельница, матушка Эмилия. Она охотно общается с нами, несмотря на утреннюю службу, рассказывает историю монастыря, основанного еще в 1641 году, иконы, а также обо всех чудесах, которые творит эта икона.

И заключительным аккордом в теме православия, просто вишенкой на торте нашего путешествия,  становится очаровательная деревянная церковь в местечке Блонь – единственный сохранившийся храм из дерева в стиле классицизма. Несмотря на усталость, мы громко восторгаемся красотой храма.

…Обсуждая все увиденное, участники поездки приходят к выводу, что тема многоконфессиональности, культурного наследия поистине неисчерпаема, и мы только слегка к ней прикоснулись…