Terra Incognita, Belarus Home Spirit или «Назад, к истокам»: каким должно быть туристическое лицо Беларуси?

2 июня в отеле «Минск» по инициативе Национального агентства по туризму состоялся круглый стол на тему «Конкурентоспособность Беларуси на мировом рынке туристических услуг. Бренд Беларуси». На мероприятие были приглашены ведущие туроператоры страны, представители СМИ, эксперты в области маркетинга.

Открывая совещание, директор Нацагентства по туризму Вероника Дорожко отметила, в частности, что «грамотно и эффективно продвигать нашу страну на туристическом рынке можно только сообща». Для того чтобы перейти от общих призывов к делу, будет создана рабочая группа, которая объединит всех заинтересованных в развитии туризма в стране и будет вести работу над стратегическими и насущными вопросами.

Чем Беларусь может привлечь иностранцев?

Затем руководитель отдела качества НАТ Елена Бортник призвала участников мероприятия обозначить сильные и слабые стороны туризма в нашей стране. У присутствующих сразу возник встречный вопрос: какую целевую аудиторию в этом случае следует рассматривать? Кто эти туристы, которых мы хотим привлечь в страну? Если делать упор на россиян, то маркетинговая стратегия одна, а если, к примеру, на китайцев, то совершенно другая.

Руководитель компании «Виаполь» Галина Потаева подчеркнула, что прежде всего необходимо изучить существующее положение в отечественном туризме, чтобы узнать туристы из каких стран и с какой целью посещают Беларусь, а также сколько денег они здесь оставляют. Пока статистика еще очень несовершенна, и строить маркетинговую стратегию на ее основе практически невозможно.

Говоря о сильных сторонах нашей страны, глава туркомпании «БелАгроТревел» Филипп Гулый отметил, что, по его мнению, это история, почти нетронутая природа и гостеприимство. Виолетта Грудская (витебская турфирма «Райдо Тур») добавила в плюсы мультикультурность и возможности санаторно-курортного лечения. Председатель Союза кемпингов и директор  ООО «Кемпинг-1» Владимир Рудой считает, что главный плюс  это менталитет жителей страны, «домашняя обстановка». Далеко не все участники дискуссии согласились с тем, что природа и гостеприимство – сильные стороны, которые могут привлечь туристов. Они отметили сезонность нашего туризма, дефицит обустроенной природы, к которой привыкли иностранные гости, а белорусское гостеприимство назвали мифом.

Обсуждался также вопрос известности Беларуси. С одной стороны, неизвестность страны – это минус, но с другой – реальный плюс, потому что все неизвестное и незнакомое должно привлекать. Бурное обсуждение показало, что все-таки отрицательных моментов в нынешнем отечественном туризме больше, чем положительных. Были названы и недостатки в инфраструктуре, и отсутствие поддержки государства, и нехватка квалифицированных кадров, в том числе экскурсоводов, и непонимание жителей страны, как можно зарабатывать на туризме, и другие.

Быть или казаться? Или каким должен быть бренд страны?

Вопрос создания узнаваемого и одновременно оригинального бренда страны далеко не новый и обсуждался десятки, если не сотни раз. Но, как это ни странно, продолжает оставаться актуальным, потому что бренда как не было, так и нет. Анатолий Акантинов, генеральный директор центра стратегического развития «Маркетинговые системы», считает, что бренд должен быть приравнен к деньгам, то есть к тому доходу, который страна хочет получить после внедрения бренда. Он назвал бренд верхушкой, апофеозом: «Сначала нужно сделать качественный продукт, а потом уже о нем заявлять!» Кроме того, для создания бренда нужно, как минимум, «начать любить свою Родину». А еще знать, на какую аудиторию рассчитываем, на какой период, какими хотим казаться…

По мнению Виолетты Грудской, сначала нужно решить, созданный бренд будет предназначен для тех туристов, которые УЖЕ приехали в страну, или для жителей других стран, которых мы хотим привлечь в Беларусь? Начальник отдела маркетинга НАТ Елена Лихимович отметила, что выбранный в качестве основного лозунга на выставке в Лондоне Belarus  Terra Incognita in the heart of Europe, имел успех у посетителей и гостей стенда. Возможно, его сделать постоянным брендом? Не все участники круглого стола согласились с этим.

Владимир Рудой, к примеру, сказал, что будет отстаивать в качестве бренда выражение Belarus  Home Style. Свое видение будущего бренда Беларуси представили студенты Академии управления при Президенте. Первый вариант графически выглядит как капля воды, второй – как река, а в третьем: Be Native – Be Belarus – используется белорусская символика. Разумеется, решить вопрос о создании бренда узким кругом и сиюминутно невозможно. Но задача тем не менее не теряет своей актуальности. Тем более что по сообщению, сделанному Ириной Гордиенко, специалистом НАТ, в рейтинге по брендингу территорий Беларусь занимает непочетное 38-е место.

Подводя итоги мероприятия, Вероника Дорожко сообщила, что первое заседание рабочей группы состоится 16 июня.

Подписывайтесь на TIO.BY в Telegram и Yandex Zen