https://www.traditionrolex.com/8
<p>В рамках экспертно-медийного форума <strong><a href="http://www.tio.by/novosti/V-Moskve-proshel-forum-na-kotorom-obsudili-puti-razvitiya-turizma-v-Soyuznom-gosudarstve">«Познавая Союзное государство: от Бреста до Владивостока»</a></strong> пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина и генеральный директор компании «Арт-тур» Дмитрий Арутюнов вновь обсудили наболевшую тему  – кризис на туристическом российском рынке.</p>

Ирина ТЮРИНА:

– Ситуация в этом году даже хуже, чем во время финансово-экономического кризиса 2009 года. Тогда снижение спроса на туристическом рынке составляло 20%, сейчас – 30–50% , что очень много. Связан настоящий кризис с политическими и экономическими факторами.

Началось все в начале года из-за сложной политической ситуации, многие призадумались, хотят ли ехать за рубеж и тратить деньги. Потом начались разговоры о санкциях, еще только разговоры, но многие россияне приняли это на свой счет, и появились опасения, что европейские консульства не будут выдавать визы, хотя их давали активно, причем все больше мультивизы.

Дальше произошел скачок валюты, а значит – подорожание туров. Так как здесь туры продаются в рублях, но операторы все же расплачиваются с партнерами в валюте.

В апреле появились санкции против россиян. Под запрет выезда во многие европейские страны попали силовики, сотрудники МВД, Федеральной миграционной службы, госнаркоконтроля, Федеральной службы исполнения наказания. Мы сначала это недооценили, но оказалось, что это порядка 4 миллионов человек. Не значит, конечно, что все они собирались за границу. Но к туроператорам стали приходить клиенты и аннулировать оплаченные туры, объясняя это тем, что им запретили выезд.

Таким образом, кризис разгорался, спрос продолжал падать. И с середины июля началась череда банкротств, возник кризис доверия к отрасли. После первых четырех банкротств в августе продажи просто остановились, был период, когда не продавалось совсем ничего. Соответственно, из-за отсутствия оборотных средств, жесткой конкуренции и того, что предложение превышало спрос, возник эффект домино, произошел крах еще 10 компаний.

В результате банкротства 14 операторов пострадали порядка 130 тысяч россиян, 56 тысяч находились за границей. 70% из пострадавших туристов были клиентами крупных компаний.

Нынешнюю ситуацию на рынке нельзя назвать уникальной или беспрецедентной. Это чистка рынка, естественная в тех условиях, в которых мы работаем. В свое время то же самое прошла Европа и не только. Например, в 2008 рухнула крупная британская  компания XL Leisure Group. Тогда пострадали 250 тысяч туристов, за рубежом в момент краха находились 90 тысяч человек. Понятно, что это никакое не оправдание, наши туристы пострадали, и это ужасно. Это просто сравнение. В Англии тогда даже пришлось задействовать военно-морской флот, чтобы вернуть туристов домой. В последующие пару лет произошло более сотни банкротств на британском рынке. В небольшой Польше в 2012 году разорились 15 компаний, в том числе 5 крупных.

И ситуация показывает, что в группе риска все-таки крупные компании. Некоторые говорят, что крупные операторы крепко стоят на ногах, могут диверсифицировать бизнес, переставить самолет с одного направления на другое, но опыт показывает, что именно большие шкафы громче всех падают.

В Едином федеральном реестре туроператоров России 1630 компаний, которые занимаются выездным туризмом. Из них с максимальной фингарантией в 100 и более миллионов рублей было 23 оператора.  Пять из них ушли, а это, между прочим, 22%. Следующая группа – 16 туроператоров (фингарантия – 60 млн рублей), из которых обанкротились «Лабиринт» и «Верса», вышло около 12%. И самая многочисленная группа – 1596 операторов с минимальными фингарантиями (30 млн рублей), среди которых доля банкротства составила 1%.

Дмитрий АРУТЮНОВ:

–  Да, это чистка рынка, это нормально. К сожалению, туристический бизнес превратился в такой бесплатный заемный механизм. Многие компании работают на оборотных деньгах, устраивают демпинг, чтобы привлекать новые средства. Сейчас заемные деньги никто не дает, клиент делает выводы. Поэтому сильно упала глубина продаж (время от момента продажи тура до момента отъезда). Турист сейчас бронирует туры не многим ранее месяца. И еще один неприятный момент: у людей пропало доверие к турбизнесу в целом. Но неправильно всех мазать одним маслом, есть компании, которые работают порядочно и занимаются непосредственно бизнесом. К тому же клиенты стали больше спрашивать регулярные перевозки, нежели чартеры, потому что это надежнее: перевозчик выполняет рейс независимо от того, оплачен он операторской компанией или нет.

Хотя, к счастью, в России уже принято решение, что никакие маршрутные квитанции не являются документом, и туроператоры обязаны выдавать туристам, вылетающим за рубеж, билеты в оба конца. Только еще не все это выполняют.

Наша компания в основном занимает нишу индивидуальных дорогих туров, но есть у нас и ряд  бюджетных предложений. И мы видим такую тенденцию: по дешевым турам, по дешевым отелям идет спад спроса. При этом дорогие туры и отели бронируются хорошо, да, они бронируются в последний момент, но спрос на них все-таки есть. Говорят ведь так, что во время любого кризиса бедные беднеют, а богатые богатеют. Вот и здесь видно, что груз всех последствий лежит в основном на тех компаниях, что продают самые дешевые туры.

Ирина ТЮРИНА:

– У нас есть компании, особенно из самых крупных, публичных, которые говорят, что у них все хорошо, просто супер. Но они не могут говорить по-другому, так как их акции выставлены на бирже, и любое неверное слово может плохо для них обернуться. Поэтому и все отлично, даже горнолыжные туры хорошо продаются. При этом «Аэрофлот» отменил прямые рейсы из Москвы в австрийский Инсбрук, так что понятно, что творится на самом деле.

 Вообще, если говорить о нынешнем спросе, то самое популярное направление, как обычно,  –  пляжный отдых. Это 80% спроса. Туриста интересуют Египет, Таиланд, Эмираты и, как ни странно, Доминикана. С большим отрывом лидирует Египет. Он сейчас активно восстанавливается после всех неприятностей. Все операторы оптимизируются, сокращают перевозки, сокращают штат, офисы, а перевозки на Египет, наоборот, увеличиваются.

https://www.traditionrolex.com/8