Впрочем, несмотря на опасения, не все операторы зафиксировали снижение спроса на Беларусь. Руководители компаний дали порой прямо противоположные оценки: у кого-то направление просело на 10–20%, где-то продажи остались на прежнем уровне, а в ряде случаев произошел даже рост – также в пределах 10–20%.
В компаниях, не заметивших спада спроса, говорят, что работа с Беларусью отличается стабильностью и спокойствием – это «тихая гавань, в которой все всегда хорошо». Там, где случился рост, уточняют, что этому поспособствовали ограничения на выезд за границу для некоторых категорий россиян, а также падение курса рубля, из-за чего существенно подорожали европейские лечебные туры.
Средняя цена суток в белорусском санатории с питанием и лечением, по данным операторов, составляет сегодня 1500–1700 рублей, рост относительно прошлого года составил 300–500 рублей. Но даже в этой ситуации направление остается конкурентоспособным по сравнению с аналогичными курортами России и Прибалтики.
Белорусское направление круглогодичное. 80–90% потока – лечебно-оздоровительный туризм. Даже новогодние туры – это чаще всего путевки в санатории. Многие клиенты каждый год ездят в одно и то же место и минимум на 10–12 дней.
Второй по популярности вид туризма – экскурсионный. В последние годы, по словам многих операторов, его доля постоянно растет. Самые востребованные маршруты – стандартные программы по основным достопримечательностям, комбинации Минска с интересными областными центрами – Гродно, Витебском, Брестом и т.п. Все чаще клиенты ищут для своих поездок более интересное и эксклюзивное наполнение, например интерактивные программы, ночевки в старинных замках, мастер-классы, дегустации и т.п. Операторы говорят, что интерес к экскурсионным турам по Беларуси растет благодаря оптимальному соотношению цена–качество, и они вполне могут конкурировать с аналогичными предложениями по Золотому кольцу, Санкт-Петербургу и другим внутрироссийским направлениям. Продолжительность таких поездок колеблется от двух-трех дней до недели, программы могут быть как индивидуальные, так и групповые. Кроме того, в этом виде туризма сильнее чувствуется сезонность, больше заявок операторы получают летом. В этом году повышенным спросом пользовались туры на майские и июньские праздники.
Те, кто едет в белорусские санатории на лечение, тоже не отказываются от экскурсий. Поскольку самые популярные объекты размещения находятся в Минской области, проблем с посещением музеев и достопримечательностей у отдыхающих нет.
В последние годы появился небольшой спрос и на горнолыжные туры в Беларусь. Россияне едут в Силичи, Логойск, Мозырь. Впрочем, специалисты делают существенную оговорку, что эти центры – любительские варианты, которые подходят для начинающих катальщиков и для семей с детьми. Но эти места пользуются популярностью среди местных жителей и ежегодно заполняются на 100%, поэтому оформлять заявки нужно как можно раньше.
Добираться до белорусских курортов россияне предпочитают поездом. Минский аэропорт удален от города, количество вариантов вылетов невелико, экономия времени в итоге получается несущественной. Из Москвы поездом очень удобно: дорога занимает всего 8 часов, переезд ночной, в 7.00 туристы уже в Минске. В последнее время россияне все активнее едут в Беларусь на личном транспорте: дорога отличная, переезд занимает те же 7–8 часов, а для семьи из четырех человек получается заметная экономия.
В числе проблем направления операторы назвали продолжающийся рост цен и нестабильность курса российского рубля. В ряде санаториев стоимость продукта уже не соответствует его качеству.
Особенность направления, которая вносит элементы экстрима на этот довольно спокойный рынок, – «плановое» ценообразование. Большинство санаториев продолжают формировать прайсы поквартально, что мешает глубине продаж, особенно на летний период. Это единственное подобное направление в арсенале российских операторов, по остальным цены на весь год становятся известны в январе и даже раньше. Учитывая валютные колебания, ожидание становится особенно «томительным». К примеру, новогодние цены стали известны только в середине сентября, а на первый квартал 2015 года есть еще не все. Российские компании опасаются, что белорусские партнеры начнут массово переводить расчеты в доллары или евро. Многие, кстати, уже начали это делать.
Не все белорусские поставщики услуг понимают особенности работы цепочки туроператор–агент. К примеру, не включают в свои цены комиссионное вознаграждение. В итоге российской стороне приходится «накручивать», что негативно сказывается на объемах продаж. Также принимающие стороны не всегда отличаются скоростью обработки запросов и гибким отношением к нестандартным задачам.
Снижения цен никто не ждет. Напротив, в связи с падением курса рубля, в том числе и относительно белорусской валюты, многие прогнозируют дальнейший их рост. Подвинуть цены в сторону уменьшения в течение 2014 года белорусы не пытались, поскольку, на фоне некоторого спада российского потока, растет их внутренний рынок. Жители Беларуси, как и наши соотечественники, стали реже позволять себе выезды за рубеж и больше отдыхают у себя на родине. Поэтому для внутреннего белорусского рынка ничего болезненного пока не происходит. Реакция может последовать в том случае, если, к примеру, заметно просядут новогодние продажи.
Руководители и специалисты операторских компаний, которые продают Беларусь, подвели для RATA-news предварительные итоги работы с направлением в 2014 году.
Сергей Стребков, «Солвекс-Трэвэл»: «В этом году Беларусь существенно подняла цены на свои услуги – примерно на 25% относительно прошлого года. Спад спроса на нее в нашей компании я бы оценил в 15%. Новогодние продажи идут на уровне 2013 года, но есть некоторое торможение: в предыдущие годы они все время прирастали, сейчас – нет. Заметно выросла стоимость новогоднего банкета – до 8 тыс. рублей с человека. Кроме того, в среднем на 20% подорожали железнодорожные билеты, что также привело к удорожанию турпакетов. Все это привело к тому, что ухудшилось соотношение цена–качество, бывшее главным козырем белорусского направления».
Оксана Булах, «Алеан»: «Общий объем продаж Беларуси у нас сохранился на уровне прошлого года. По санаториям в летний период было падение, так как наблюдался большой дефицит мест. Отчасти это связано с ростом бронирований со стороны туристов, которые переориентировались с Украины, отчасти с тем, что местные жители, также потерявшие возможность отдыхать в Украине и Крыму, активно поехали в свои санатории. Осенью это падение было отыграно, и уже можно говорить о небольшом приросте по отношению к прошлому году.
Продажи экскурсионных туров выросли почти в два раза, опять же – за счет переориентации с Украины. Цены по сравнению с прошлым годом практически не изменились – если и подросли, то на 3–5%. Повышение цен идет на 2015 год – от 10 до 20 процентов. В продажах зимних туров сохраняется общая тенденция всего сезона – большое количество коротких бронирований. Но есть заявки на декабрь–февраль, это около 40% от ежедневного объема. По экскурсиям ситуация с глубиной продаж повеселее».
Мария Рябова, «Кандагар»: «Ситуация двоякая. С одной стороны, из-за кризиса и череды банкротств люди опасаются обращаться в туркомпании, а с другой – многим гражданам закрыли выезд из страны, и они стали активнее бронировать «разрешенные» направления. Цены на Беларусь по сравнению с прошлым годом выросли, поэтому заметного роста продаж мы не видим. Колебания курсов валют постоянно дают о себе знать. С декабря, например, партнеры в очередной раз выставили нам новые прайсы в связи с падением рубля. Цены выросли в среднем на 300 рублей с человека (было около 1500 рублей) в сутки при размещении в санатории с питанием и лечением. Изменения, правда, коснулись не всех объектов.
Зимними турами начали активно интересоваться только две недели назад, бронирований пока немного. Люди слышат цены и уходят думать. Реальные заявки, видимо, начнут поступать чуть позже. Но тогда выбирать туристам придется из того, что останется».
Лариса Шишкова, «Роза ветров»: «Рост продаж если и был, то совсем небольшой. Цены на популярные санатории летом высоковаты, а в межсезонье, начиная с октября, – более приемлемые, и наши клиенты чаще выбирают именно эти даты. Раскрученные белорусские санатории «Юность», «Приозерный» и другие, конечно, загружаются в любое время года. Люди их знают, любят, и стоимость путевок никого не останавливает.
Сегодня чувствуется, что будет отложенный спрос. Звонки есть, но активных продаж пока нет. Броней на зимние и новогодние туры сейчас меньше, чем в это же время в прошлом году. Чаще, кстати, спрашивают даты заездов сразу после Нового года, а большинство санаториев предлагают только 28, 29 или 30 декабря. Многих наших клиентов это останавливает, потому что они хотели бы отметить праздник в кругу семьи, а на отдых выехать 2–3 января.
Цены повысились в среднем на 10%. На лечебные туры – совсем немного, а на экскурсионку очень многие партнеры сформировали прайсы в валюте, что тоже сдерживает туристов. Именно белорусы всегда давали цены в рублях, а сейчас кто-то пересчитал цены на свои новогодние программы в евро, кто-то – в доллары. Возможно, продажи активизируются чуть позже, ведь особых приготовлений к поездке в Беларусь россиянам не требуется – не нужна виза, заграничный паспорт и т.п.».
Сергей Ромашкин, «Дельфин»: «Направление у нас пользуется хорошим спросом, и во все месяцы прирост относительно прошлого года был равномерный – примерно на уровне 18–20%. Есть он и сейчас. Несмотря на рост цен примерно на 10–12%, белорусские санатории по-прежнему доступнее, чем аналогичные российские курорты, например Кавказские Минеральные Воды. Мы довольны результатами и считаем, что направление и дальше будет расти.
Проблема последних трех недель – российский рубль снижается не только относительно доллара и евро, но и – неожиданно – относительно белорусского рубля, который всегда казался не очень крепкой валютой. Для туристов эта разница пока незаметна, наши туры номинированы в российской валюте, и мы платим партнерам в рублях. Но принимающая сторона обеспокоена снижением курса и уже предупредила, что в дальнейшем возможен пересмотр цен. Они выбирают – либо привязать их к белорусскому рублю, либо – к доллару и евро. На второй вариант мы не согласимся. Но в любом случае пока ничего не произошло. Подождем».
Андрей Жарков, «Жарков-тур»: «Цены выросли примерно на 10%, но все равно у нас на этом направлении был рост на 30%. Люди выбирают Беларусь, потому что это дружественная страна, она рядом и расходы на месте не нужно привязывать к курсу доллара или евро. По сравнению с курортами Латвии, Литвы и Эстонии, где цены в евро, направление выглядит более привлекательно. Наша компания занимается исключительно экскурсионными турами, и сейчас мы видим интерес к различным зимним программам, в том числе и детским. Например, рождественские туры к белорусскому Деду Морозу».
Михаил Романов, «Орфей»: «Продажи этого направления в последнее время находятся в зоне турбулентности: прежде скакала белорусская валюта, теперь скачет российский рубль. Работать сложно. Цены, как в середине 1990 годов, приходится менять чуть ли не каждый день. Расчеты с партнерами ведутся по-разному: то это рубль, который вдруг начинает падать, в том числе и по отношению к белорусскому рублю, то евро. Эти причины привели к спаду продаж – примерно на 10%, а цены на пакеты выросли на 20%. При привязке к евро Беларусь становится чуть ли не самым дорогим направлением внутреннего туризма.
Продажи туров зимних и новогодних туров идут сейчас плохо, кто бы что ни говорил. У принимающих компаний, возможно, другая картина, так как к ним едут, в том числе и напрямую, и не только из России. Москвичи в связи со всеми последними событиями в турбизнесе все реже хотят обращаться в турфирмы».
Анна Вальцева