https://www.traditionrolex.com/8
<p><strong>В Беларуси готовится новая редакция Закона о туризме. Документ предполагает сразу несколько важных новшеств, которые должны дополнительно обезопасить путешествующих белорусов. О деталях законопроекта корреспонденту информационного агентства БЕЛТА Наталье Злотник рассказали в Министерстве спорта и туризма.</strong></p>

Последний раз изменения в Закон «О туризме» вносили пять лет назад. Тогда поправки в документ отменили использование туристического ваучера  ему на смену пришел типовой договор оказания туруслуг. В программе туристического путешествия быдл предложено прописать сроки, маршрут и другие детали поездки, типовой договор разрешили расширить собственными пунктами. Кроме того, документом регламентировались дополнительные меры для развития туротрасли, юридический статус получили туристско-информационные центры, изменения коснулись понятийного аппарата.

Суть нынешних поправок, поясняют в Минспорта и туризма, в том, чтобы обеспечить регулирование деятельности субъектов турбизнеса с учетом интересов потребителя и государства. Таким образом, основная цель документа  гарантировать белорусам получение качественных услуг. Во время подготовки нового закона рассматривались различные меры, чтобы препятствовать проникновению на рынок недобросовестных игроков и привлечь к ответственности тех субъектов, которые нарушают законодательство. Так, в проект закона предлагалось включить положения о введении лицензирования, саморегулируемых организациях (СРО) в туризме и создании фонда помощи по аналогии с компенсационным фондом российской ассоциации «Турпомощь».

Вместе с тем руководство Минспорта и туризма неоднократно подчеркивало, что о возврате к лицензированию речь не идет, такой вопрос не рассматривается. Что касается СРО, то предполагалось, что такие организации будут работать в статусе некоммерческого лица, объединяющего юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для координации своей деятельности и принятия профессиональных стандартов. Однако в итоге положение о саморегулируемых организациях не было включено в проект закона. Идея создания фонда экстренной помощи стала широко обсуждаться после событий 2014 года на российском туристическом рынке и серии банкротств туроператоров. Тогда от действий туроператоров пострадали десятки тысяч туристов, были среди них и белорусы. Правда, экстренно эвакуировать их с заморских курортов не пришлось, туристы возвращались в Беларусь в запланированные сроки. Тем не менее волна банкротств российских компаний была одной из причин задуматься, как дополнительно обезопасить белорусского туриста и очистить рынок от фирм-однодневок.

Предполагалось, что фонд может аккумулировать некую сумму денег, чтобы при форс-мажорных обстоятельствах, неисполнении фирмами своих обязательств можно было компенсировать туристу потраченные деньги. В некоторых странах подобные фонды формируются за счет поступлений от продажи заграничных туров; были предложения, что белорусский фонд может пополняться на добровольной основе за счет взносов туроператоров. Впрочем, пока идея создания такой подушки безопасности в проекте закона не отражена, однако в Минспорта и туризма отметили, что поступившие пожелания и предложения учитываются и могут быть закреплены в других нормативных правовых актах.

Согласно проекту нового закона, избавить белорусов от недобросовестных компаний должен реестр субъектов туристической деятельности.

«Сейчас Министерство спорта и туризма не оказывает никакого влияния на недобросовестных игроков на туристическом рынке. Грубо говоря, возникает ситуация, что до обеда человек продавал топливо или продукты питания, а после обеда он занимается продажей турпродукта, не имея ни соответствующего образования, ни финансовых резервов для компенсации туристу при форс-мажорных обстоятельствах»,  заявлял заместитель министра спорта и туризма Михаил Портной. Цель реестра  упорядочить учет и систематизировать информацию о туркомпаниях, иными словами, сделать рынок более прозрачным. Предполагается, что такой реестр разместят на официальном сайте Минспорта. Таким образом, информация о компаниях будет доступна всем заинтересованным.

Реестр будет представлять собой базу данных, в которую предполагается включать сведения обо всех субъектах турдеятельности, которые работают на территории Беларуси. Для этого компании должны будут подать в Минспорта заявку. Какие именно сведения должны будут предоставить турфирмы и как будет формироваться реестр, дополнительно определит Совет министров. «За непредоставление сведений планируется предусмотреть серьезную ответственность»,  подчеркнули в Минспорта и туризма. Более того, проектом закона предусмотрено введение административной ответственности за нарушение законодательства в сфере туризма в целом. Эта мера уже давно инициируется профильным министерством. Включение такой правовой нормы потребует внесения изменений в Кодекс об административных нарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс об административных нарушениях.

Кроме того, закон предлагается дополнить статьей о правилах оказания туристических услуг. Этот документ, принятый в прошлом году, регламентирует в том числе вопросы возврата денег при расторжении договора. Агентства обязаны возвращать туристам деньги за несостоявшуюся поездку, но могут удержать фактически понесенные расходы, например, траты на бронирование отелей и т.д. При этом все расходы должны быть подтверждены документально.

Нередко туркомпании в договорах прописывают прейскурант усредненных расходов. Например, при отказе от поездки за неделю фактически понесенные расходы могут составить 100% стоимости поездки, за 14 дней  70%, за 21 день - половину суммы и т.д. Некоторые же туркомпании пытаются заранее прописать в договоре некие штрафные санкции, не увязанные с фактически понесенными расходами, хотя такие расчеты нельзя считать правомерными.

Отдельные уточнения в закон предлагается внести касательно туристических информационных центров. Действующим законом определено, что для развития международного и внутреннего туризма, распространения информации о Беларуси и ее туристическом потенциале создаются туристические информационные центры. Однако их деятельность до сих пор не регламентирована. Нынешний законопроект предусматривает, что порядок и условия создания и функционирования таких центров определяется правительством. Поправки в закон вносятся в том числе по рекомендации Всемирной туристской организации (UNWTO), которая объединяет более 150 стран.

Беларусь является членом UNWTO и, ратифицировав устав организации, приняла на себя соответствующие обязательства по унификации терминов и гармонизации законодательства в целом. Так, в новую редакцию закона включены некоторые понятия из базового глоссария организации, необходимые для внедрения в Беларуси вспомогательных (сателлитных) счетов в туризме. Это поможет в том числе усовершенствовать статистику в области туризма. Сейчас Всемирная туристская организация в своих обзорах указывает, что Беларусь в 2014 году посетило 137 тыс. туристов. Получается, что по этому показателю страна наиболее близка к Гренаде  островному государству в Карибском море. На европейском континенте, по данным UNWTO, показатель международных туристических прибытий меньше только у Молдовы, Лихтенштейна и Сан-Марино. Однако на самом деле 137 тыс. туристов  это данные только об иностранцах, посетивших страну в составе организованных тургрупп, без учета индивидуальных туристов и россиян. Очевидно, что страну посещает гораздо больше иностранцев, и реформирование статистики в соответствии с рекомендациями UNWTO позволит усовершенствовать подсчет туристов.

Могут ли подорожать путевки из-за введения реестра и других новшеств, прописанных в законопроекте? В Минспорта не видят предпосылок для этого. «Министерство не уполномочено влиять на ценообразование. Регулировать стоимость путевок будет сам рынок туристических услуг, цена будет колебаться в зависимости от спроса и предложения»,  прокомментировали специалисты.
 

www.belta.by

https://www.traditionrolex.com/8