Марина Кондрашова, «Вокруг света»:
– Да, события в Украине, безусловно, повлияли на настроения участников выставки. В такие моменты ты понимаешь, насколько туризм зависим от политических перипетий. Ведь в туристической отрасли мы все давно и крепко взаимосвязаны: Россия, Украина, Беларусь – это общие программы, комбинированные туры, совместные бизнес-проекты. К сожалению, сегодня летний сезон у наших соседей под большим вопросом. Уже известно, что европейцы в массовом порядке аннулируют туры в Украину, а в Киеве «на ремонт» (это – официальная версия) уже закрылось несколько гостиниц. На самом деле хотельерам просто невыгодно держать персонал ради нескольких гостей: если в январе–феврале в гостиницах останавливались хотя бы журналисты, освещавшие события на Майдане, то сейчас и они уже уехали. Конечно, среди участников выставки (а Беларусь, Россия и Украина традиционно работали в одном павильоне) не было никакого напряжения: мы все давно друг друга знаем и сегодня можем только сопереживать коллегам. Что касается переориентации европейских туристов с Украины на Беларусь, то я услышала два противоположных мнения. Некоторые туроператоры не исключают, что такое развитие ситуации возможно: многие действительно интересовались нашими предложениями, интересовались ценами на отели. Когда мы рассказывали о том, что в Минске в этом году должны открыться 17–18 новых гостиниц, то это тоже встречалось с воодушевлением. Очень положительно коллеги относятся и к тому, что к нам приходят известные гостиничные бренды. Конечно, все ожидают снижения цен, но пока такой информацией мы их порадовать не могли. Впрочем, существует и другое мнение: некоторые считают, что от ситуации в Украине пострадает весь постсоветский регион. Туристы просто побоятся ехать и в Украину, и в Россию, и в Беларусь.
Что касается самой выставки, то в этом году генеральным партнером ITB была Мексика, и мексиканцы, надо сказать, сработали по-крупному! Было потрясающее шоу открытия, кругом была мексиканская символика, сувениры, ремесла – в общем, бюджет был потрачен немалый, но присутствие Мексики было более чем заметно. Как всегда, с огромным стендом выступила Польша (Германия для них – самый важный рынок), приятно удивили румыны, ну а темой немецкого павильона стало 25-летие со дня падения Берлинской стены, которое будет отмечаться в ноябре этого года и наверняка привлечет немало туристов.
Игорь Чернозипунников, директор компании «Дитриб»:
– Для нас берлинская выставка – это в первую очередь имиджевое мероприятие. Здесь мы не решаем какие-то глобальные вопросы, а скорее подтверждаем свой статус. Если партнеры видят меня на выставке, значит, им не о чем волноваться! Что касается работы в павильоне, то в этом году я отметил, что стало меньше представителей России и Украины, на белорусском же стенде работало 4 компании – «Дитриб», «Праймтур», а также гостиницы «Орбита» и «Турист». Отмечу, что интерес к нашей стране был и есть: от коротких индивидуальных туров в какое-то определенное место до продолжительных групповых путешествий. К нам подходили и операторы, и обычные туристы. Кто-то собирается ехать в Беларусь на велосипеде, кому-то нужна виза, кому-то билет на хоккей. К тому же турбизнес всегда находится в поиске – новых маршрутов, новых партнеров, и выставка – это один из путей для налаживания общения. Так, сейчас мы готовим совместные маршруты с Литвой, с другими соседними странами.
Если говорить о моих личных наблюдениях, то я бы отметил все возрастающее влияние гостиничных технологий. В этом году на выставке было представлено еще больше IT-сервисов и компаний, специализирующихся именно в этом виде бизнеса. Программное обеспечение – это тот сегмент, который сегодня растет очень активно.