![]() |
Григорию Померанцеву 41 год. Он выпускник столичного Лингвистического университета. На протяжении 15 лет занимал разные посты в авиакомпании аirBaltic, в том числе возглавлял департамент маркетинга и продаж. Два года являлся коммерческим директором в аэропорту Толмачево в Новосибирске, а также запускал бюджетные авиалинии в Грузии. В Минск приехал с должности председателя правления Рижского бюро по развитию туризма по личному приглашению заместителя министра спорта.
|
«После работы в Сибири я захотел именно полноприводную машину»
Григорий говорит, что всегда любил Audi за качество. Рассказывает, что прилично проездил на А4 в Риге, и эта машина не доставила ему никаких проблем. Решение же приобрести полноприводное авто появилось после работы в Сибири, где Land Cruiser Prado был жизненной необходимостью.
— Но иметь большую машину в Минске — излишество, поэтому Q5 показалась нам с женой самым компромиссным вариантом городского внедорожника.
И как раз в то время в минском салоне Audi появилось нужное авто: прошлый владелец сдал свой Q5 в зачет новой машины. Григорий долго не думал и летом 2014 года забрал этот автомобиль.
— Машине всего два года, она была в идеальном состоянии и обслуживалась только у официального дилера. Это стало хорошим вариантом, чтобы не переплачивать за новый автомобиль.
![]() |
Audi Q5 2012 года с двухлитровым бензиновым мотором и пробегом в 50 тысяч обошлась Померанцеву в 38 тысяч долларов.
|
Никаких проблем подержанная машина новому хозяину не доставила. На топливо для кроссовера с автоматом траты у Григория также не большие: двигатель требует 8 литров бензина по трассе, 11 — по городу.
— При этом по скоростным характеристикам Q5 не уступает моей трехлитровой А4 2007 года из Риги. Насколько я знаю, это достигается благодаря новому типу двигателей Audi — TFSI.
«Q5 — не лучший вариант для бездорожья»
Новшеством для Григория в Q5 стало нахождение аккумулятора под запаской в багажнике. Однажды это породило целую проблему, вспоминает собеседник.
— Машину забрал эвакуатор, а поскольку сигнализация продолжала работать, то аккумулятор разрядился. Водительскую дверь ключом я открыл, а багажник — нет, ведь не работал центральный замок. В итоге пришлось брать другой аккумулятор, ставить его на переднее сиденье и хоть чуть-чуть заряжать тот, чтобы центральным замком открыть багажник и тогда уже «прикуривать».
Померанцев предполагает, что есть и более легкий выход из подобной ситуации, но тогда были выходные, и в сервис Audi он звонить не стал. Говорит, что наверняка найдется и объяснение такому расположению батареи, поскольку в этой машине все продумано до мелочей.
— Здесь я могу отметить даже климат-контроль, который работает так, что его не надо долго настраивать, как во многих других машинах. Также очень удобный круиз-контроль, когда изменять скорость на конкретное число километров в час можно «лепестком» под рулем, а не педалью, как это было в Land Cruiser Prado.
![]() |
Этим рычагом скорость можно изменять как на единицы километров, так и на десятки.
|
Зато внедорожник Toyota был значительно мягче по подвеске, говорит Григорий. Да и вообще, по словам собеседника, Q5 — не лучший вариант для бездорожья.
— Но перемещаться по городу лучше на этой машине. Благодаря этой же жесткой подвеске она очень хорошо держит дорогу и дает чувство устойчивости на ней, а не раскачивается, как Prado.
«Культура вождения в Минске сейчас практически не отличается от Риги»
Менялись у Померанцева не только машины и города, но и манера вождения. Вспоминает, что по молодости ездил достаточно резко, но сейчас передвигается на машине спокойно. Лучше стали вести себя и другие водители в Минске, отмечает он.
— Раньше у наших водителей было постоянное стремление обогнать или даже подрезать на светофоре. Хуже было только в Варшаве: там народ разгонялся на участке 300 метров между светофорами, только чтобы тебя обойти.
Теперь же в столице, по наблюдениям собеседника, не только стало спокойнее в плане скорости, но и водители начали пропускать, а также благодарить других светом фар. В Беларусь пришло и то, чему мы раньше постоянно удивлялись в Литве: теперь на трассе не нужно моргать, чтобы тебя пропустила впереди идущая машина. Правда, остались и некоторые проблемы.
— У нас не всегда еще пропускают перестроиться, когда ты, например, попал не в ту полосу, а идет плотный поток. В той же Риге тебе даст проехать первый же автомобиль.
Примечательно также в Риге и то, что в час-пик на Т-образном перекрестке машины будут ехать четко через одну, а не только те, что находятся на главной дороге, рассказывает Григорий. В остальном же культура вождения в столицах сейчас уже практически не отличается.
— Думаю, что наши водители стали культурнее еще и потому, что в Минске появилось много новых машин, а также возникла развитая дорожная инфраструктура, например, развязки и карманы для поворота.
«На дорогах в Новосибирске нет разметки, но там ты чувствуешь себя свободно»
А вот в Новосибирске с инфраструктурой дела обстоят хуже. Григорий отмечает, что об этом прекрасно знают и сами жители третьего по величине города России.
— Это касается нехватки мостов и развязок, а также наличия так называемых «горлышек». Мне жалко людей, которые из-за этого по пару часов в день проводят в пробках. Я там специально оставался на работе значительно позже, ведь расстояние, которое в воскресенье днем ты проезжаешь за 20 минут, вечером в будни преодолеваешь за час сорок.
В этом городе также нет и кольцевой дороги, которая могла бы разгрузить потоки. Да и сам поток отличается неупорядоченностью, поскольку практически на всех улицах нет разметки.
— Но к этому быстро привыкаешь и начинаешь двигаться по наитию. А с другой стороны, там у тебя нет узких рамок и есть простор. Ты там чувствуешь себя свободно.
![]() |
Любит Григорий и русскую рок-музыку. Сегодня в его магнитоле — Борис Гребенщиков.
|
На дорогах Новосибирска, говорит собеседник, не только нет разметки, но и сами они напоминают белорусские образца 1990-х годов. Григорий говорит, что это связано с постоянными смещениями грунта и морозами.
— Для таких погодных условий в Новосибирске покрытие неплохое, а за городом, конечно, есть много дорог, для которых нужен внедорожник.
«Такими, как Брестская трасса, нужно делать и второстепенные дороги страны»
В латвийской провинции многие трассы также оставляют желать лучшего, отмечает Григорий. Зато в этой стране неплохо развит придорожный сервис. Здесь он приводит в пример заправки Statoil, где можно отдохнуть, поесть и купить много всякой необходимой мелочевки. В этом плане нам еще есть куда стремиться, говорит собеседник.
— И я считаю, что новый проект «Белоарусьнефти» Belarus N может качественно изменить белорусский придорожный сервис и дать новый толчок в развитии автомобильного туризма.
![]() |
В бардачке Q5 до сих пор много латвийской туристической литературы.
|
Померанцев имеет в виду проект, по которому заправки планируют сделать связующим звеном с местными туристическими объектами, чтобы человек, остановившись заправить машину, мог узнать и о близлежащих достопримечательностях, гостиницах и агроусадьбах. Но это крупный и долгосрочный проект, а необходимо обращать внимание и на мелочи, отмечает Григорий.
— Недавно я ездил в Брест и был удивлен, что вдоль трассы появились оборудованные освещенные стоянки с туалетами. И такими должны стать не только главные, но и второстепенные дороги страны.
![]() |
Чтобы в дороге было удобно и детям, Григорий возит с собой эту подушку.
|
Собеседник также считает, что вдоль дорог должно быть больше кафе и ресторанов. А чтоб эта сфера развивалась, необходимы льготы, например, налоговые послабления, безвозмездное выделение земли или бесплатные рекламные билборды тем, кто решит открыть придорожную точку общепита.
— Ведь жизнь вдоль дорог в Беларуси кипела всегда. Деревни строили, а на обочинах всегда что-то продавали. И я считаю, что эту естественность нужно развивать на современный манер, и здесь важно всем вместе работать на привлечение туриста: например, кафе может размещать информацию об интересных объектах в регионе — быть туристическим информационным центром. А с другой стороны, во всех значимых объектах этой местности должна быть информация, что на таком-то километре есть такое-то кафе.
«Для привлечения туристов нам нужно придумать легенду, как финны придумали Лапландию»
А пока же кафе вдоль дорог немного по той простой причине, что у нас мало туристов, говорит собеседник. И чтобы привлечь их сюда, надо использовать разные способы. Григорий уже предлагал разрешить иностранцам, которые летят через национальный аэропорт, находиться в стране без визы 72 часа. Выступает он и за приход в страну новых авиакомпаний, а также замечает, что и сами белорусы должны больше путешествовать по своей родине.
— Чем больше самим людям будет интересно путешествовать по родному краю, тем больше это будет стимулировать въездной туризм. А для этого нужно думать об инфраструктуре, а также создавать туристические маршруты и продвигать их.
Очень важно создавать и события, добавляет Померанцев. Он говорит о большом потенциале фестиваля «Лепельскі цмок» в Витебской области.
— Мы сейчас готовимся к этому мероприятию, и для меня было новостью, что в Беларуси есть свой Змей Горыныч, который живет в Лепельском озере. Это же наше Лохнесское чудовище!
Григорий считает, что эту тему нужно грамотно обыграть, и фестиваль может запросто стать международным и интересным многим: от ученых до детей. Нужно просто придумать легенду.
— Ведь придумали же финны Лапландию. Придумали, что Санта-Клаус живет в этой лесотундре, где холодно и жутко дорого. Однако в канун Рождества туда прилетают семьи даже из США и Австралии. Люди туда едут за сказкой, и будет хорошо, если и мы придумаем свою сказку о том, что что-то странное происходит в Лепельском озере, о живущем там существе...
Активно продвигать, по словам собеседника, нужно и Августовский канал. Его история заключается в том, что канал использовали купцы, чтобы избежать двойного налогообложения.
— И это надо обыгрывать. Люди сейчас все больше хотят узнавать историю, оказавшись в гуще событий.
«Государство очень заинтересовано в теме туризма, чего раньше не было»
Но чтобы рекламировать и продвигать такие мероприятия хотя бы в соседних странах, нужны немалые деньги. Интересуемся, готово ли государство тратить на это средства.
— Скажу так: государство сейчас очень заинтересовано в развитии туризма. Это то, чего не было в предыдущие годы, и я вижу, что подход серьезный.
Однако для начала надо не столько рекламировать Беларусь за рубежом, сколько устраивать ознакомительные туры для иностранных туристических компаний и журналистов. И в организации этих туров должны взаимодействовать Национальное агентство по туризму, авиаперевозчик, гостиницы и рестораны.
— Для этого мы должны работать сообща, и тогда такие туры можно будет организовывать хоть каждую неделю. И сегодня это у нас стоит в приоритетных направлениях деятельности.
«Я состоятельный человек, у которого сейчас нет цели много заработать»
В продвижении туристического потенциала необходимо и самим рассказывать за границей о своей привлекательности. Например, мэр Львова Андрей Садовой уже давно ездит по городам, рассказывает про Львов и лично приглашает туда туристов. Григорий считает, что этот опыт было бы полезно перенять и Андрею Шорцу.
— Для продвижения города очень важна персона градоначальника, ведь он внушает доверие и является узнаваемой личностью. Его визит может решить сразу ряд вопросов: от презентаций до подписания договоров.
Теперь статус чиновника и право подписи договоров от имени государственной организации есть и у бывшего топ-менеджера аir Baltic Григория Померанцева. Он говорит, что на работу в Беларусь его пригласил лично замминистра спорта и туризма Михаил Портной, и он согласился.
— Наверное, приходит момент, когда ты многого добился. Я попробовал себя в разных компаниях и странах, при этом моя семья всегда была в Минске. Из Риги к жене и детям я летал каждые выходные и всегда понимал, что мой дом — здесь. Чем больше проходило времени, тем больше я понимал, что хочу быть в Минске.
При этом, говорит Григорий, хотелось быть здесь полезным и нужным, поэтому он и принял предложение заместителя министра. Собеседник повторяет, что готов делиться своим опытом, а вот денежный вопрос волнует его не в первую очередь. По словам Померанцева, здесь он зарабатывает в разы меньше, чем ранее в частных компаниях.
— Я еще не понял, хватит ли мне этих денег. Но не все в жизни измеряется деньгами, тем более, я состоятельный человек, и сейчас у меня нет задачи заработать много.
Читать полностью: http://auto.tut.by/news/exclusive/457721.html
TUT.BY