В этом году, по словам Юрия Акудовича, руководителя «ЭкспоБизнесТура», Министерство спорта и туризма не вело с ним переговоров на эту тему, поскольку, очевидно, берлинская биржа не вошла в список выставочных приоритетов государства.
«Конечно, я считаю, что за Берлинскую выставку Беларуси нужно было держаться, – говорит Юрий Акудович. – На мой взгляд, абсурдно с точки зрения государства, выбрасывать деньги на «ЭКСПО» в Милане, при этом декларировать, что это будет полезно для развития туризма в Беларуси, и не участвовать в самой целевой туристической бирже, каковой является выставка в Берлине».
По словам руководителя Национального агентства по туризму Беларуси Натальи Елисеевой, перечень выставочных мероприятий в сфере туризма, в которых участвует Беларусь, по традиции, определят Министерство спорта и туризма.
«Безусловно, при составлении этого перечня учитывался тот факт, что в настоящее время российские туристы составляют наибольший удельный вес в нашем въездном потоке, – комментирует Наталья Елисеева. – Поэтому мы в ближайшее время будем участвовать в двух российских выставках – «МIТТ» и «Интурмаркет», также обязательно пройдут презентации белорусского турпродукта в российских регионах. В целом, в этом году запланировано очень много зарубежных презентаций наших туристических возможностей – и в Литве, и в Латвии, и в Эстонии, и в Израиле. Такого никогда не было! Что касается Германии, то мы проведем наши презентации в посольстве Беларуси в Берлине и в Мюнхене».
Но, по мнению Игоря Чернозипунникова, представителя компании «Дитриб», презентация в посольстве не заменит полноценного участия страны в берлинской бирже:
«Мне кажется, мы пошли по пути наименьшего сопротивления. Презентации – это ничто по сравнению со стендом. Берлинская выставка самая значимая в мире туризма. Даже лондонскую биржу с ней нельзя сравнить. Лондонская выставка – это, образно говоря, пафос, а Берлинская – бизнес! Все долгосрочные контракты всегда заключались в Берлине. К нам на стенд всегда целенаправленно приходили те, кому нужна Беларусь как туристическая дестинация. Теперь мы их потеряем. Транзитные цепочки могут остановиться. В целом, появление на берлинской выставке всегда говорило о статусе страны. Если ты есть в Берлине, значит, ты существуешь, с тобой можно работать. Если твоего стенда нет на туристической выставке ITB в Берлине, значит, такой страны нет в Европе! Стенд Беларуси был всегда в Берлине, пропустили только один год. А теперь, мне кажется, мы распыляемся по мелким выставкам. Российские регионы – это хорошо. Но Берлин – это главная выставочная площадка в туризме!»
Кстати, в прошлом году на белорусском стенде в Берлине в качестве соэкспонентов присутствовали всего две туристические компании: «Дитриб» и «Прайм Тур» (остальными соэкспонентами были гостиницы). В этом году не будет даже такого скромного представительства. Что ж, будем надеяться, что в будущем году Беларусь все же вернется к прежнему полноценному формату своего присутствия на ITB.