Проблема первая: образование
Нужно признать, у нас в стране сломана система подготовки экскурсоводов. Хотя в советское время она существовала. Работали курсы при Минском бюро путешествий и экскурсий. По окончании – стажировка. Молодых специалистов закрепляли за опытными. На каждого новичка составляли «карточку прослушивания», где куратор делал замечания. Считаю, что наставнический период обязательно нужно вернуть. Одно дело, когда сидишь за столом перед экзаменационной комиссией и рассказываешь: «Посмотрите налево, вы видите… Посмотрите направо…» Так происходит сейчас. И совсем другое, когда работаешь на маршруте.
Сегодня, чтобы получить «корочку» экскурсовода или гида-переводчика, нужно пройти аттестацию, которую проводит Министерство спорта и туризма. К аттестации допускаются все желающие с высшим (неоконченным высшим) или средним специальным образованием. Экзамен включает компьютерное тестирование, где проверяют знание методик экскурсионного дела, законодательства в этой области, и собеседование – пересказ темы экскурсии. Хорошо, если претендент курсы окончил. Но немало тех, кто явно себя переоценивает, считает, что и так все знает. А между тем даже не всякий кандидат исторических наук может с ходу стать специалистом в экскурсоведении. Когда работаешь с туристами, первичен показ, а не рассказ. В центре внимания всегда объект, о котором рассказывается, а не само повествование. В этом принципиальное отличие лекции от экскурсии.
Проблема вторая: «всеядность»
Многие экскурсоводы берутся за любую тему независимо от того, знают ее или нет. Лишь бы деньги платили. Нет системы контроля. В новой редакции Положения «О порядке и условиях проведения профессиональной аттестации, подтверждающей квалификацию экскурсоводов и гидов-переводчиков» прописано, что специалист имеет право проводить экскурсии только по тем темам, которые защитил во время аттестации. Сейчас документ находится на рассмотрении в Совмине.
Проблема третья: самопрезентация
В советское время, чтобы поступить на курсы при Минском бюро путешествий и экскурсий, нужно было пройти обязательное собеседование. Комиссия просила претендента прочесть стихотворный отрывок. Речь, дикция, мимика, умение держаться перед аудиторией – все важно. Это же публичная профессия.
Помню, когда решил поступать на курсы экскурсоводов, старшая сестра попросила Татьяну Яковлевну Лавренкову, опытного педагога и экскурсовода, со мной позаниматься. Я же в деревне вырос, в Минск приехал, когда восьмилетку окончил. Татьяна Яковлевна повторяла: «Коля, не «чэкай». Победила мой говор (улыбается). А сейчас, поскольку нет предварительного отбора, на аттестацию могут прийти соискатели, у которых явные проблемы с речью. Но есть такие профессии, когда нужно на начальном этапе сказать: или поработайте над собой, или выберите другое занятие.