Людмила Мачульская, «Матэп-90»:
– Традиционно наша компания возит на MITT целый автобус представителей белорусских турфирм. На сегодняшний день эта московская выставка – самая удобная и близкая к нам площадка для встреч с коллегами и партнерами. Здесь мы можем и просто пообщаться, и подписать какие-то документы, и наладить новые связи, ну а главное – понять, чем живет туризм, узнать обо всех новинках, тенденциях, процессах, которые происходят в нашей отрасли. В этом году MITT, как обычно, был очень разнообразным. Одной из главных тем туристического форума стали информационные технологии. Не секрет, что туристы активно уходят в интернет, и если турфирмы не будут успевать за ними, то останутся ни с чем. Поэтому неудивительно, что IT-тематике была посвящена большая часть презентаций и семинаров. Огромный павильон, как всегда, занимала Турция, довольно значительным, кстати, было представительство Крыма. Вообще, стран и направлений было много – список участников насчитывал около двух тысяч компаний из 198 стран и регионов. Поэтому у обычных туристов, которые приходили на выставку, чтобы подобрать какой-то тур, была реальная возможность отправиться в любую точку планеты. К слову, в первый, «профессиональный» день на выставке было, на мой взгляд, немноголюдно. Вообще, мне показалось, что MITT в этом году прошел как-то тише и спокойнее, чем в прошлом. С отдельными стендами на выставке работали наши белорусские фирмы «Турлюкс», «ЦентрКурорт», «Бел-Ориентир», «Колесо путешествий» и другие. Что касается нас, то мы посетили круизную конференцию (это направление в последние годы является для нас приоритетным), пообщались со своими основными партнерами, получили информацию о различных спецпредложениях.
Надежда Мацур, «Сойер»:
– Я в первый раз попала на эту выставку, и меня, конечно, поразил масштаб предложений и красочность большинства стендов. Здесь были не только популярные известные страны – признанные лидеры мирового туризма, но и такие государства, как Алжир, Камбоджа, Исландия и Перу. Конечно, тон и настроение мероприятию задавали ее участники – представители национальных туристических офисов, отелей, курортов. На MITT были и национальные бразильские танцы, и африканские песни, и многочисленные розыгрыши для турагентов (операторы разыгрывали айфоны и, конечно, туры в различные страны), отдельные залы «Экспоцентра» были посвящены медицинскому и деловому туризму.
Что касается общения с партнерами, то я отметила, что все настроены очень позитивно: коллеги ждут сезона и активных продаж. Учитывая аномально теплую зиму и раннюю весну, все готовятся к тому, что сезон в некоторых странах начнется даже раньше обычного. Во всяком случае, популярные пляжные курорты Европы приглашают туристов на отдых и в апреле, и в мае. Говорят, что вода в этом году станет комфортной для купания гораздо раньше, чем в прошлом.
Александр Галерко, «Бирс Трэвел»:
– Впечатления от выставки у меня самые приятные. Не считая очереди на регистрацию и получение бейджей, все было организовано очень грамотно. Понятное расположение павильонов, отличная навигация: списки участников и их расположение были доступны на сайте, а также в печатном варианте. Для меня выставка – это в первую очередь общение. Его было много! Я отметил, что на выставке была масштабно представлена Италия, Испания, Турция, как всегда, отличные яркие стенды были у многопрофильных операторов. Если бы еще и погода не подвела: в день открытия в Москве шел снег…
Евгений Апанасевич, «Колесо путешествий»:
– Впервые в этом году мы решили поработать на MITT со своим небольшим стендом, и этот опыт, я думаю, получился удачным. Конечно, «цыплят по осени считают», но за время двух выставок («Интурмаркета» и MITT) я увидел, что интерес и к Беларуси, и к конкретно нашему продукту – есть. Пока что мы, можно сказать, прощупывали почву, обозначали свои направления, нарабатывали контакты. Конечно, каждого второго интересовало санаторно-курортное лечение на территории Беларуси, были вопросы и по экскурсионным турам, анимационным программам. Посещать подобные мероприятия обязательно надо хотя бы для того, чтобы видеть, как работают коллеги. Так, меня очень порадовали стенды российских регионов – было видно, как активно они работают на продвижение своих туристических возможностей, какая мощная PR-поддержка у местных компаний и сколько средств они вкладывают в рекламу. Подобные примеры достойны подражания. Если говорить о настроениях, то все ждут хорошего сезона. В отличие от белорусских турфирм, которые сейчас заняты поиском альтернативы недорогому отдыху в Крыму и в Украине, для россиян этот вопрос стоит совсем не так остро. У них есть Краснодарский край, куда они активно приглашают и наших туристов. Пока что говорить об этом сложно, ведь это абсолютно другая стоимость. Впрочем, мы обсуждали и другой вопрос: в связи с событиями в Украине в разы сократился поток российских туристов в Киев и Львов. Российские туристы часто приезжали сюда на выходные и праздники – возможно, часть туристов теперь обратит внимание на Беларусь. К слову, один из наших «больных» вопросов – цены в гостиницах. Ведь о чем можно говорить, когда в Вильнюсе переночевать в отеле 3* можно за 15 евро с человека и получить за эту сумму еще и прекрасный «шведский стол» на завтрак. Партнеры надеются, что минские отели тоже придут к какой-то адекватной стоимости. С другой стороны, уже сегодня мы можем предложить туристу какие-то эксклюзивные программы, необычные анимационные туры или активный отдых (мы уже закупили на лето 20 байдарок). Интерес к этим предложениям на MITT был достаточно активный.