На совещание были приглашены представители Управделами президента, Минтранса, МВД, Минстройархитект
Открывая мероприятие, заместитель министра спорта и туризма Михаил Портной отметил, что в последнее десятилетие караванинг во всем мире развивается очень интенсивно. Только в Европе находится более 20 000 кемпингов, насчитывается около 4,5 млн автоприцепов, в прошлом году осуществлялось 450 млн ночлегов, а прибыль составила около 16 млрд евро. В Беларуси пока это направление находится в стадии становления.
С основным докладом «О ходе реализации Плана мероприятий по развитию кемпингов и караванинга в Республике Беларусь, утвержденного Советом министров Республики Беларусь 11.09.2014 № 37/211-219 и Плана мероприятий по совершенствовани
В прошлом году Минспорта в Крупском районе был проведен международный слет караванеров с участием экипажей из Беларуси, Украины и России. Туристический комплекс «Дудутки» ежегодно собирает участников Международного фестиваля караванеров «Нескучное лето», в котором участвуют экипажи из Беларуси, Украины, России, Литвы, Латвии, Польши и Германии. Велась работа по продвижению этого направления в туризме, в том числе и на туристических выставках, и в СМИ, изданы методические рекомендации по данному вопросу, проводились семинары и круглые столы.
Министерством транспорта и коммуникаций в нынешнем году разработан специальный дорожный знак «Участок для лагеря автотуристов и места стоянки прицепов для кемпинга». В стране производят собственные автодома и прицепы-дачи. Вместе с тем, как оказалось, все эти шаги, сделанные в правильном направлении, далеко еще недостаточны, чтобы говорить сегодня о расцвете караванинга в Беларуси.
По словам руководителя департамента, среди основных «слабых мест» в развитии этого популярного вида туризма – отсутствие современных стоянок для кемперов в Минске, удаленность большинства стоянок от исторических мест и памятников, низкая инвестиционная активность. Кроме того, требуется решить вопрос о регистрации иностранных туристов, которые путешествуют на кемперах. Неплохо было бы общественным организациям и союзам вступить в международные ассоциации, чтобы громче и шире заявить о себе, размещать информацию на профильных сайтах. Льготы на получение земли под строительство кемпинга имеют ограничения.
Разговор о проблемах продолжил Сергей Гур, глава общественного объединения «Белорусский клуб караванеров и автотуристов». В частности, он отметил слабую инфраструктуру имеющихся кемпингов, которая зачастую не соответствует запросам иностранных туристов, а также отсутствие информации о тех достопримечательностях, которые находятся неподалеку.
О том, насколько сложно провести качественный международный слет, рассказал Виктор Орабей, председатель РОО «Белорусские караванеры». В мае нынешнего года в Бресте проходил слет караванеров «Брестский май-2015», на который приехали представители Молдовы, России, Украины и Эстонии – всего 50 машин. «В Европе при проведении подобных мероприятий цены на аренду и другие услуги снижаются, а у нас – все наоборот. Мало того, что аренда площадки обошлась дорого, так нас еще хотели заставить заплатить вдвое больше за электричество. Просто пропадает желание что-то делать!», – сказал он.
Недорабатывают и те ведомства, которые также должны были потрудиться на благо развития караванинга. Так, представитель Минтранса Сергей Леончик признался, что за 2014–2015 годы не введено ни одной площадки для стоянки и отдыха кемперов при имеющихся 17 санитарных площадках. Пока две такие площадки только в планах на два следующих года. Ничего не сделано и на АЗС «Лукойл».
Цель туристической компании «Кемпинг-тур» – привлечь как можно больше иностранных туристов, путешествующих на кемперах в Беларусь. Вместе с тем, как рассказала директор фирмы Александра Невдах, даже если туристы и приехали в нашу страну, их ожидает здесь несколько неприятных сюрпризов. Например, отсутствие оборудованных площадок в столице: «Чаще всего туристы, путешествующие на автодомах, – люди немолодые. И вариант – остановиться где-то под Минском, а потом добираться в столицу общественным транспортом – им не подходит. Большие проблемы остановиться около замковых комплексов в Мире и Несвиже…»
На вопрос, нужны ли кемпинги и площадки для кемперов туристам и насколько они востребованы, ответил Василий Горбачев, первый заместитель начальника управления спорта и туризма Минского облисполкома, который привел такие цифры: только за 8 месяцев нынешнего года на 14 площадках Минской области «погостило» 299 автодомов и было принято более 8 тысяч человек. Разумеется, до миллионов ночевок еще далеко, но начало положено. Затем о планах дальнейшего развития караванинга в Беларуси доложили представители областей. Количество намеченных кемпингов и площадок воображение не поражает, зато цифры конкретные и не взяты с потолка, что не может не радовать.
Резюмировал все сказанное замминистра Михаил Портной, назвавший караванинг перспективным и интересным направлением в туризме. Он призвал генерировать все идеи, связанные с ними, в Департаменте по туризму, а Департамент – координировать их и принимать правильные решения.