На это учебное мероприятие собрались представители более чем 30 туристических фирм, индивидуальные предприниматели, физические лица, желающие заниматься туристической деятельностью. Семинар собрал гостей из Минска, Минской области и других регионов Беларуси..
В прошлом году подобная учеба была организована Нацагентством во всех областях нашей страны, и семинар в столице был итоговым. Интерес к мероприятиям, связанным с нормами и правилами работы в туризме, вполне понятен: именно правовая грамотность в большинстве случаев гарантирует минимизацию материальных и моральных убытков, экономию сил, нервов и средств.
Баку, Москва, Пекин…
Открывая мероприятие, и.о. директора НАТ Галина Кобяк кратко рассказала о ближайших планах ведомства, связанных с маркетингом и продвижением отечественного турпродукта. В частности, речь шла о международных выставках и ярмарках. Совсем скоро грядут две популярные выставки в Москве.
Первая по срокам – это Международная туристская выставка «Интурмаркет (ITM)-2016», которая пройдет с 19 по 22 марта. В ходе выставки будет представлен национальный стенд Беларуси, организатором которого выступает Национальное агентство по туризму. В работе стенда запланировано участие представителей белорусских туристических компаний и организаций. Ориентировочная стоимость одного рабочего места соэкспонента национальног
Буквально следом, с 23 марта стартует весьма посещаемый белорусскими туркомпаниями MITT-2016 «Путешествия и туризм». Выставка продлится до 26 марта. Ориентировочная стоимость одного рабочего места соэкспонента национальног
Несколько неожиданно в расписании международных выставок, в которых запланировано участие Беларуси, появилась туристическая выставка AITF-2016 в Баку. Она пройдет с 7 по 9 апреля. Стоимость участия – 470 евро. Для того чтобы заявить о себе, можно отправиться на выставки в Китай. Первая из них пройдет в Пекине с 12 по 14 апреля. Стоимость участия на национальном стенде – 31 млн 460 тысяч рублей. Беларусь приглашена в качестве почетного гостя на туристическую выставку в китайском городе Донгуане. Стоимость участия – бесплатно, но добираться придется за свой счет.
В рамках выставки в Берлине 10 марта запланирована презентация туристических возможностей Беларуси на базе белорусского посольства в Германии. Для того чтобы партнерам с немецкой стороны было удобнее добираться до посольства, будет организован трансфер.
Заплати налоги и спи спокойно!
С этой известной фразой не поспоришь. Но для того, чтобы она звучала еще убедительнее, перед турфирмами выступила специалист по налогообложению МНС Ирина Морозова.
Она остановилась главным образом на новшествах и тех моментах, которые являются «подводными камнями» в туристической деятельности. К примеру, если в договоре с партнером у фирмы обозначено вознаграждение (комиссия) за услуги, предоставляемые на территории Беларуси, то это вознаграждение облагается налогом на добавочную стоимость. Если же комиссия не выделена, а заложена в общую стоимость услуги, то тогда налогообложение не осуществляется.
Еще один пример. Если турфирма из Беларуси заказывает рекламу за рубежом, в том числе и в России, то она обязана заплатить налог здесь, так как рекламные услуги определяются по месту нахождения рекламы. Это касается и создания сайтов за рубежом, компьютерных программ, страничек на чужих сайтах – нужно будет платить налоги в Беларуси.
С нынешнего года организации численностью более 15 человек, а с 1 июля ВСЕ организации и учреждения должны будут подавать сведения о налогах в электронном виде. С 1 июля турфирмы все сведения о предоставленных услугах, которые оказывают турфирмы и которые оказываются турфирмам, будут контролировать МНС, куда необходимо будет в электронном виде направлять счет-фактуры.
Есть новшества и касающиеся недвижимости, в том числе и для тех объектов, которые связаны с туризмом, – туристских баз, мотелей и пр. Все они будут облагаться налогом на недвижимость, а со следующего года вся недвижимость, находящаяся в собственности, будь то дом или квартира, также будет облагаться налогом в размере 0,2%.
Плохая новость для жителей Беларуси и гостей из зарубежья – с нынешнего года введен подоходный налог на выигрыши в казино в размере 4%.
Но есть и хорошая – Указ № 372 по-прежнему работает и предусматривает льготы для тех туркомпаний, которые занимаются въездным и внутренним туризмом.
Закон суров, но это закон!
Бессменный консультант туристических компаний, юрист ЮК «Правовой поверенный» Алексей Абражей подчеркнул, что основой взаимоотношений между турагентами и туроператорами, а также между туристом и фирмой является договор. Основными договорами являются соглашения на перевозку и размещение туристов. Эти моменты очень важны, потому что взаимоотношения турфирм с контрагентами регулируются только отдельными общими законодательствами, связанными со средствами размещения и транспортом. С перевозчиками можно заключать как договор фрахтования, так и договор по организации автомобильных перевозок. Принципиальной разницы между ними нет, и, как посоветовал юрист, лучше обращать внимание не на форму, а на содержание этих договоров. На каждую перевозку перевозчик составляет заказной ряд, где более детально раскрываются ее особенности.
Заказчик имеет право отказаться от поданного в срок автобуса без уплаты неустойки и убытков, если он не пригоден для поездки. Если автобус приезжает неподготовленным к поездке, то он может считаться неподанным. В таком случае необходимо составить соответствующий акт, который вместе с сопровождающим группы или представителем турфирмы могут подписать и туристы. Вместе с тем договор на перевозки является специфическим по сравнению со стандартными договорами, так как ограничивает размер ответственности и заказчика, и перевозчика.
Перевозчик имеет право отказать пассажиру, если он нарушает общественный порядок или намерен провезти груз, запрещенный к перевозке или крупногабаритный груз. Разумеется, это не значит, что водитель может высадить пассажира (туриста) в чистом поле. Необходимы свидетели, составление соответствующего документа. Вопрос об ответственности за багаж юрист отнес к «неопределенным» и отметил, что законодательство этот вопрос не регулирует. В принципе, перевозчик отвечает за багаж только при посадке и высадке. Но и турфирме предъявлять претензии в случае, если что-то пропало, туристы не вправе.
Если туристы едут за рубеж, то на территории зарубежного государства могут действовать иные, чем в Беларуси, правила перевозки, и их нужно изучать и соблюдать.
Особые требования предъявляются к перевозке групп детей (от 8 человек). Необходимо уведомить ГАИ, в экипаже должно быть два водителя, не менее двух сопровождающих и пр. Не разрешается привлекать водителя, который отдыхал менее 12 часов. По территории Беларуси детей можно перевозить с 5 утра до 23 ночи. Но допускается ночной трансфер до вокзала или аэропорта или же до места ночлега.
Что касается взаимоотношений между туроператором и турагентом, то турагент не может расторгнуть договор с туристом в одностороннем порядке, а должен немедленно сообщить об этой ситуации туроператору и приложить копии документов. Если сделать все правильно, то у партнера не должно возникнуть вопросов. Если нет, то вся ответственность ляжет на турагента, с которого туроператор вправе потребовать возместить стоимость тура. Поэтому турагенту нужно как следует подумать, прежде чем идти на уступки туристу, давать ему рассрочку и пр. Турист передумает – и виноват будет турагент.
По словам Алексея Абражея, сегодня глобальной проблемой становится вмешательство в турбизнес информационных технологий. Речь идет о бронировании через сайт или электронную почту. Если турист в какой-то момент отказался от бронировки, то очень сложно доказать, что она была. Кроме того, многие сайты турфирм юрист назвал «страшными» и « уменьшающими лояльность клиента»; «Зачастую из содержания сайта невозможно понять, кто вы такие – ООО, ЧУП, ИП и пр. Турист, который не может понять, с кем имеет дело, просто уходит!»
Одной из важнейших составляющих работы туристической компании с клиентами является достоверная, полная и своевременная информация о туруслугах. По мнению юриста, ничего нельзя скрывать и приукрашивать. Информация должна быть четкой, «как для малого ребенка», и лучше в письменной, а не в устной форме.
Алексей Абражей отметил, что не видит практического смысла в так называемом предварительном договоре с туристом на оказание туруслуг, и выразил сомнение в целесообразности договоров, составляемых в электронном виде. Очень важно, чтобы турфирма была лояльна к клиенту и открыта: «Если клиент хочет сделать запись в книгу жалоб – предоставьте ему эту возможность! Более того, затем необходимо дать ответ. Статистика показывает, что половина жалобщиков вновь возвращается в эту фирму».
Без согласования с заказчиком услуги можно заменять только аналогичными или более высокого качества. Если предлагаемая услуга хуже той, что указывалась в договоре, и это предполагает изменения в стоимости, эти изменения обязательно необходимо согласовывать с заказчиком. Изменить маршрут следования турфирма вправе, если возникают обстоятельства непреодолимой силы. Руководитель группы на месте решает, могут ли туристы посетить тот или иной пункт, если там происходят какие-то природные катаклизмы или политические события, а также принимает решение о замене этого пункта без изменения стоимости тура.
Присутствующих на семинаре интересовал вопрос о приеме валюты. Юрист подчеркнул, что разрешения на работу с наличной валютой по-прежнему не выдаются. Если турфирма решилась на прием валюты, то ответственность несет только она, а не турист. Административная ответственность – штраф от 100 до 200 базовых величин с конфискацией этой валюты. Если попались повторно – штраф 300 базовых и конфискация. В договоре все денежные обязательства должны тоже быть в белорусских рублях. Не рекомендуется указывать курс валюты туроператора – это спорный вопрос. Лучше – указывать курс Нацбанка + % (по согласованию сторон). Турфирма обязана выдавать документ, подтверждающий оплату, даже если оплата происходит на территории зарубежного государства (в автобусе).
Что еще важно. Безопасность туруслуги нельзя путать с безопасностью туриста К примеру, турист вышел за территорию отеля – упал, сломал ногу, или его ограбили и побили – никакого отношения к этому турфирма не имеет.
В общей сложности туркомпания несет ответственность за: непредоставление информации, неоказание туруслуги или оказание этой услуги некачественно, нарушение сроков предоставления услуги и навязывание дополнительной туруслуги за дополнительную плату.
Консолидироваться или оставаться одиночкой?
«Однозначно, да», — считает исполнительный директор РСТО Валентин Цехмейстер, Более того, по его мнению, чем больше союзов, тем быстрее идет демократизация общества. Примером консолидации является РСТО, которое в следующем году будет отмечать свое 15-летие и которое называли «сорок отщепенцев, вывозящих из страны валюту». Сегодня РСТО участвует во всех знаковых мероприятиях: вносил свои предложения и замечания в Закон «О туризме», Указ № 372, в разработку ГОСТов и «Правила оказания туруслуг». Члены РСТО обсуждают визовые вопросы, посещают дипмиссии. «Нужно сказать, — сказал Валентин Цехмейстер, — что осознание необходимости объединяться приходит не сразу. Но поодиночке в настоящее нестабильное время выжить очень сложно, поэтому мы считаем, что роль РСТО переоценить трудно».
Сертификат как гарантия качества услуг
Подводя итоги семинара, начальник отдела качества и учебно-аналитической работы Нацагентства Марина Пархимчик рассказала о том, как происходит сертификация туристических компаний и почему она так важна. Всего в стране сертификаты получило 375 туристических компаний. Только за прошлый год сертифицировано 50 турфирм, а за январь и половину февраля нынешнего года 8 фирм сертифицировалось и 7 продлило сертификат (у них подходил срок окончания действия). Сегодня значение сертификата очень выросло, наличием этого документа, подтверждающего качество услуг, стали интересоваться в большинстве посольств: «Из своего опыта скажу, что ни одна минская турфирма не отказывается сертифицироваться, как, впрочем, и в областных центрах, наоборот — и продлевают, и сертифицируются, говорят, что даже туристы стали спрашивать наличие сертификата», — отметила она. Пока сертификация остается добровольной, но не исключена возможность, что через какое-то время она станет обязательной. Стоимость пока тоже не изменилась — услуги эксперта обойдутся в 2520 тысяч рублей.
Опытом своей работы с коллегами поделились руководители компаний «БелАгроТревэл» Филипп Гулый и «Смайл Хаус» Елена Ярмолович.