Пользователь портала Forum airlines пишет: «Летом я несколько раз летал по маршруту Новосибирск – Москва – Ставрополь с S7 по минимальному тарифу 7250 руб.+ 3000 сборы. И это в летний «высокий» период. Как только ТСО («Трансаэро») «ушла» с этого направления, а с 7 октября S7 начала перевозку его пассажиров, на многих направлениях тарифы поднялись. Теперь минимальный тариф по направлению Новосибирск – Москва – Ставрополь 8250 руб. + 3000 сборы, на маршруте Новосибирск – Москва – Минеральные Воды тоже 8250 руб. + 3000 сборы, хотя летом был 6750 руб. + 3000 сборы… Альтернатива — только «Аэрофлот», c меньшим неизменным тарифом в 9750 со сборами, но с неудобной стыковкой».
Участники другого авиафорума www.forumavia.ru тоже делятся информацией о подорожании билетов: «Крах ТСО до моих знакомых докатился. Хотела на НГ знакомая в Хабаровск улететь, как раньше делала. Но, увы, билет стал ей не по карману. Совсем не по карману».
Один из постоянных пассажиров «Трансаэро» даже обратил внимание главы УФАС на поведение «Аэрофлота», сообщив, что перевозчик поднял цены «на 200% по маршруту Москва – Новосибирск – Москва: с 12 500 руб. до 24 000 руб. туда и обратно». Причем, по его утверждению, это случилось сразу после новостей о закрытии «Трансаэро». Пример нацперевозчика повторили S7 и «Уральские авиалинии». Ведомство на жалобу среагировало: «они признают непрозрачность тарифов «Аэрофлота», что он регулярно в суде оспаривает их предписания и нарушает антимонопольное законодательство…»
В качестве итога обзора обсуждений на авиафорумах можно привести такое высказывание: «Мне бы не было так жалко «Трансаэро», если бы «Аэрофлот» за стоимость своих билетов обслуживал на уровне сингапурцев, ну или хотя бы бритишей».
Любопытно, что билетные агрегаторы не спешат заявлять о беспрецедентном росте цен на пассажирские перевозки. Появившиеся перекосы эксперты склонны рассматривать как реакцию на поднявшийся спрос – мол, билеты по бюджетным тарифам раскупили быстрее обычного, остались только дорогие.
В интервью Tourdom.ru генеральный директор Anywayanyday Евгений Шухлин так объясняет ситуацию: «На популярных направлениях «Трансаэро» довольно ощутимо демпинговал. Так что теперь расценки у авиакомпаний просто приближаются к нормальному рыночному уровню». Аналогичного мнения придерживаются представители сервиса Biletix. Здесь напомнили, что летом 2015 года перелет из Москвы в Бангкок у «Аэрофлота» стоил около 32,5 тысячи рублей, у Etihad Airways – 27,5 тысячи рублей, а у «Трансаэро» – 24 тысячи рублей. Также перевозчик представил супернизкие тарифы на перелеты в Индию – около 7,5 тысячи рублей за билет туда и обратно.
При этом не все пассажиры согласны с утверждением о том, что «Трансаэро» занижала цены. Один из контраргументов: «У S7 весь май на направлении Новосибирск – Москва – Ставрополь был промотариф 2300 + 3000 сборы = 5300 рублей. У «Аэрофлота» – 5470 рублей. У ТСО был тариф 6900 по дисконту (10 кг) и 7900 руб. (20 кг). И у кого же здесь занижение?» – негодует один из возмущенных потребителей.
Как бы то ни было, «Трансаэро» многие годы служила противовесом «Аэрофлоту», заставляя его учитывать определенную и, возможно, заниженную ценовую планку. Теперь, с уходом своего конкурента, нацперевозчик имеет все шансы стать законодателем цен на большинстве регулярных направлений. А новым официальным дискаунтером выступит «дочка» «Аэрофлота» – «Победа», которую материнская авиакомпания уже благословила на такую роль. Еще 12 октября Виталий Савельев, генеральный директор госкорпорации, высказался по этому поводу весьма определенно: «Чтобы билет был дешевым, для этого должны быть основания и мотивы. Сегодня ни у кого из игроков рынка таких оснований нет. Минимальный уровень цен билетов для рынка – это цены лоукостера «Победа», поскольку компания экономит на всем. Если цена ниже этого уровня, значит, компания летает себе в убыток».