В статье, в частности, говорится, что эта структурная единица «создается на добровольной основе в целях координации деятельности субъектов туристической деятельности, обеспечения и защиты их интересов, защиты интересов участников туристической деятельности» и должна иметь устав и компенсационный фонд, «создаваемый в целях возмещения понесенного участниками туристической деятельности ущерба в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договорам оказания туристических услуг членами саморегулируемой организации субъектов туристической деятельности».
Мы попросили главного юрисконсульта Департамента по туризму МСиТ Александра Кречетова ответить на несколько вопросов, связанных со введением данной статьи.
– Почему возникла необходимость введения положения о компенсационном фонде? Что он будет значить для туристических компаний?
– Эту необходимость обусловила ситуация, которая произошла в России, когда туроператоры не сформировали компенсационного фонда, чтобы помочь турфирме выполнить свои обязательства перед туристами. По аналогии мы планируем создать некую саморегулируемую организацию, при которой и создастся этот фонд. В уставе этой организации будет прописано создание фонда, количество членов, размер взносов самого фонда и пр. Были предложения градировать суммы взносов в зависимости от вида деятельности – въездной или выездной туризм, туроператор или турагент. Но затем пришли к мысли, что лучше все эти детали прописать в уставе, так сказать, для поддержания здоровой конкуренции. Сегодня нельзя утверждать, что это будет одна-единственная саморегулирующаяся организация. Поэтому если турфирме не понравилось состоять в одной организации, она может пойти в другую, с более приемлемыми условиями.
Целью фонда является защита субъектов туристической деятельности и, конечно, туристов. При этом предполагается, что фонд будет использоваться чисто для удовлетворения обязательств, если сама турфирма с этими обязательствами справиться не может.
– Имеется в виду банкротство?
– Не только в случае банкротства. Допустим, размеры обязательств перед туристами превышают ту сумму, которую турфирма могла бы выплатить. Фирма обращается в компенсационный фонд, где на общем собрании ставится вопрос: давать или не давать деньги? И выносится решение.
– Какой предполагается минимум и максимум членов?
– Сначала думали, что количество членов должно быть около ста. Но затем решили, что и количество членов будет определять сама организация. Порядок вступления, проверка чистоты финансовых дел той или иной туркомпании – все это на усмотрение организации.
– Это обязательно должна быть вновь создаваемая организация или она может быть на основе уже имеющейся, например, РСТО?
– Не исключается и такая возможность. Единственное, что этому союзу придется внести изменения в свой устав.
– Фонд будет храниться в банке?
– Ну естественно. Поскольку саморегулируемая организация – это юридическое лицо, деньги должны храниться на расчетном счете, а не, предположим, в сейфе.
– Предположим, какая-то фирма потерпела финансовый крах или не может выполнить свои финансовые обязательства. Она обращается в фонд, проводится собрание, на котором члены организации говорят: «Нет, мы эту фирму не любим, она ненадежная, поэтому денег ей не дадим». Что должна делать тогда фирма? Может ли она обратиться в суд? Подать апелляцию?
– Этот вопрос пока еще находится в процессе рассмотрения. Во всяком случае мы предполагаем, что решение должно приниматься объективно, а не на основе эмоций «любим – не любим».
– А вдруг денег у фонда может просто не хватить?
– Такие случаи исключать нельзя. Тогда принимается решение о частичном покрытии обязательств. И я думаю, что на практике так и будет, потому что участники фонда должны думать обо всех его членах.
– Предложение обсудить изменения в Закон «О туризме», касающиеся, в частности, и создания компенсационного фонда, были размещены и на сайте МСиТ, и на сайте www.tio.by. Были ли какие-то интересные замечания по этому поводу?
– Да, замечания были. Отмечу предложение прописать в Законе обязательное вступление в организацию и участие в создании фонда. Но это противоречит действующему законодательству и нормам, которые предполагают только добровольное участие.
– Когда новая версия Закона вступит в силу?
– Если в нынешнем году депутаты примут проект Закона в первом чтении, то весной следующего скорее всего примут его во втором чтении. Так что времени еще достаточно.
Для того, чтобы картина стала более полной, мы задали вопрос о необходимости создания компенсационного фонда представителям общественных организаций и турфирм.
Валентин Цехмейстер, исполнительный директор РСТО:
– Идею создания компенсационного фонда позаимствовали в России. И для российского турбизнеса это вполне понятно. Вместе с тем и там этот процесс проходил не так гладко: турфирмы не могли определиться, каких размеров должен быть этот фонд, из чего исходить. В результате туристическая ассоциация «выкинула» около тысячи турфирм, которые не смогли заплатить членские взносы. После всех событий, произошедших в турбизнесе России, этот механизм показал себя коварным и неэффективным. В Беларуси для создания такого фонда условий нет. Считаю, что наши турфирмы переругаются уже на стадии его формирования. Сколько должно быть фирм в фонде? Какими должны быть взносы? Эти вопросы очень серьезные, и методология неясна. Поэтому туркомпании будут пугаться и открещиваться от участия в фонде.
В связи с предложениями создать некий финансовый «общак», мне вспоминается другая инициатива, которую в 1999 году мы хотели осуществить с тогдашним заместителем министра спорта и туризма Михаилом Шаршавицким. Идея заключалась в следующем: создать фонд развития туризма с помощью самих туристов. К примеру, турист должен заплатить за путевку 600 долларов. А нужно взять с него 605 долларов и эти пять долларов пустить в фонд. В те времена за границу выезжало более полутора миллионов человек. Умножить пять на полтора миллиона – получается гигантская сумма, причем просто из воздуха!. Ее можно было потратить на нужды туризма – создание инфраструктуры, реставрацию памятников, помощь турфирмам… Чем плохо? Но эту инициативу никто не поддержал.
Игорь Чернозипунников, директор компании «Дитриб»:
– Белорусскому турбизнесу никакой компенсационный фонд не нужен. У нас не Россия, нет ни крупных фирм, нет ни огромных объемов, а значит, не будет и банкротств. Поэтому смысла в его создании я не вижу.
Мира Баран, компания «Экотур-6»:
– Однозначно на этот вопрос ответить сложно. Если речь идет о создании фонда на базе РСТО – то эту идею я поддерживаю. В союз входит около 40 турфирм, мы всех хорошо знаем, принимали их, они работают, платят взносы. Кстати, опыт оказания помощи у нас есть: когда у бывшей директора «Беларустурист» Раисы Быковой случилось несчастье с сыном, мы открыли специальный счет. Поэтому помочь знакомой турфирме можно и нужно. Но если туркомпания в состав РСТО не входит и нам незнакома – то и помогать ей материально не вижу причины.
Павел Подельщиков, компания «Турлюкс»:
– Сегодня на белорусском туристическом рынке серьезных угроз не наблюдается. Поэтому загонять себя в кабалу какому-либо фонду нет смысла.
Оксана Джоглидзе, компания «Альфа-тур»:
– В настоящее время на рынок приходит много неизвестных компаний, возможно, только на сезон. И мне не хочется своими средствами отвечать за чьи-то «косяки». А знакомым турфирмам в случае чего я и так помогу!