https://www.traditionrolex.com/8
<p>Внезапное и неожиданное банкротство сразу нескольких туристических фирм было вызвано, как легко догадаться, вполне понятной причиной. Причина эта лежит на поверхности или, точнее, светится на всех информационных табло, развешанных по городам России, сообщает <a href="http://polit.ru/article/2014/08/13/touor/"><u><strong>«Полит.Ру».</strong></u></a></p>

И можно только удивляться, что руководители турфирм не обратили на нее никакого внимания и не перестроили свою политику, хотя времени для этого у них было более чем достаточно. Эта хорошо понятная причина банкротства называется очень просто – девальвация рубля. Именно из-за нее туристические фирмы были вынуждены в этом сезоне поднять цены на туры за границу и поэтому не смогли набрать нужного количества клиентов. После чего им пришлось зафиксировать убытки и прекратить свою деятельность.

Хотя девальвация послужила основным факторов крушения туристических компаний, тем не менее надо отметить, что техническая возможность банкротства заложена в самой модели туристического бизнеса. Дело в том, что по существующему порядку туристические фирмы заранее, еще до начала сезона, должны бронировать (выкупать) номера в гостиницах, в которые они отправят своих клиентов, и места в самолетах, на которых клиенты будут доставлены к местам отдыха, а потом вывезены обратно. Естественно, никакая компания не может заранее определить, сколько клиентов к ней придет, поэтому всегда существует риск, что часть номеров в отелях и кресел в самолетах останутся пустующими. И поскольку они оплачены заранее, хотя и по выгодным оптовым ценам, при нехватке нужного количества клиентов компании будут нести убытки.

Эта ситуация отчасти напоминает положение, которое иногда возникает в промышленности, когда какое-нибудь предприятие, закупив сырье впрок, не может его переработать из-за нехватки заказов на готовую продукцию.

Правда, в стабильной ситуации избыток номеров все равно можно пристроить, продавая туры с большими скидками («горящие путевки»), или перепродав забронированные номера и кресла другим туристическим компаниям, у которых, наоборот, избыток клиентов. Тогда компания с маленькой клиентской базой хоть и не получит прибыли, но зато и не понесет убытков. Но сейчас ситуация оказалась нестабильной, так как сокращение потока туристов коснулось всех компаний, и перепродавать номера в отелях и кресла в самолетах оказалось некому.

Поскольку сезон еще не закончился, трудно понять, насколько снизился общий объем поездок на отдых за границу и, соответственно, количественно определить степень их зависимости от глубины девальвации. Но определить границы, в которых может произойти это сокращение, можно уже сейчас.

Как нам уже неоднократно приходилось писать, расходы российских граждан на поездки за рубеж давно стали самой быстрорастущей статьей платежного баланса. Вместе с ростом количества выезжающих на отдых росли и денежные суммы, израсходованные на иностранных курортах. И этот денежный поток, к сожалению, не компенсировался встречным потоком от туристов, приезжающих в Россию.

Млн долл.

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 – 1 пг

Расходы российских граждан за границей

21 019

26 693

32 903

42 798

53 453

23 900

Расходы иностранцев в России

9366

8830

11 328

10 759

11 988

5200

Сальдо расходов

-11 653

-17 863

-21 575

-32 039

-41 465

-18 700

 

Как хорошо видно из этой таблицы, при практически постоянных расходах иностранных туристов, приезжающих в Россию, расходы российских граждан за границей росли бешеным темпом, и за четыре года (с 2010 по 2013 год) увеличились в два раза. И вот этот очень быстрый рост расходов на поездки за границу сыграл не последнюю роль в наступлении валютного кризиса начала 2014 года. Спрос на валюту для оплаты расходов за границей постоянно рос, а предложение валюты, хотя и оставалось очень высоким, все же было на прежнем уровне. Поэтому возник разрыв между спросом и предложением, который и привел к девальвации рубля. А девальвация, в свою очередь, привела к росту цен на товары и услуги иностранного происхождения и отсекла от них достаточно большое количество покупателей.

Авиатранспорт

Естественно, в сложившейся ситуации не может не возникнуть вопрос: а можно ли было избежать краха туристических компаний и связанных с ними неприятностей для клиентов?

Как можно предположить, негативного развития событий можно было бы избежать, если бы руководители туристических компаний осознали, что спрос на их услуги может не только расти, но и сокращаться – в полной зависимости от соотношения цен на их услуги и доходов их клиентов. Руководители туристических компаний, привыкшие за несколько лет к постоянному росту потока туристов, видимо, не могли себе представить, что этот поток может сократиться. Однако он сократился, так как рост цен на туры из-за девальвации отсек часть спроса.

Разумеется, если бы руководители турфирм уловили эту нехитрую связь между девальвацией рубля, ростом цен на путевки и падением спроса клиентов, то тогда им было бы гораздо легче подготовиться к падению этого спроса. Для этого достаточно было заказывать меньше номеров в отелях и кресел в самолетах, и никакого кризиса на туристическом рынке России не произошло бы. Хотя, конечно, доходы туроператоров все равно бы сократились, но это сокращение не привело бы к краху.

Григорий Гриценко

https://www.traditionrolex.com/8