<p>В последнее время руководители государственных органов в области туризма периодически делают публичные заявления о необходимости усиления контроля за деятельностью турфирм и повышения их ответственности перед туристами. Обосновывается это тем, что якобы у нас в стране есть или могут возникнуть проблемы с массовыми нарушениями турфирмами прав туристов – вследствие финансовой несостоятельности турфирм.    </p>

Указанные заявления, очевидно, делаются под влиянием периодически возникающих проблем в туризме в Российской Федерации, где турфирмы объявляют себя несостоятельными, а страховые компании не справляются с объемом страховых выплат туристам и также объявляют себя несостоятельными. С этой целью чиновники предлагают различные меры, в том числе создание реестра турфирм, страхование ответственности турфирм, как в России, введение административной ответственности, создание компенсационного фонда и другие.

К счастью, а Беларуси этих проблем нет и оснований для их возникновения пока тоже нет. Указанные утверждения являются не более чем опасениями. Как показали неоднократные случаи последних лет, проблемы турфирм в Российской Федерации не переносятся прямо пропорциональным образом на наших туристов, а практически полностью нивелируются нашими турфирмами, которые возмещают им убытки. Те единичные случаи, когда турфирмы не смогли по своей финансовой несостоятельности возместить туристу несостоявшийся отдых, не могут являться основанием для введения каких-либо неадекватных или непропорциональных, а тем более неэффективных мер для всей туристической отрасли. Поскольку это может привести только к ужесточению регулирования предпринимательской деятельности и увеличению стоимости услуг для туристов.

Мы считаем, что оснований для введения указанных мер на сегодня нет, а главное, эти меры не смогут эффективно решать указанную проблему при ее массовом возникновении в нашей туристической отрасли.

Вместе с тем, мы считаем,  риск возникновения указанной проблемы существует, но решать ее необходимо адекватными и пропорциональными ситуации мерами, а главное – эффективными. Практика применения правовых мер в России, в том числе страхования ответственности, показала, что к решению этой проблемы необходимо подходить нестандартно и с умом.

Кроме риска возникновения указанной проблемы, по нашему мнению, существует уже реальная и более существенная проблема – это наличие на рынке большого количества непрофессиональных турфирм и турфирм-«односезонок», которые создают негативную картину для всей туристической отрасли.

В связи с этим РСТО предлагает профессиональной туристической общественности для обсуждения рассмотреть в качестве мер по регулированию и контролю за туристической отраслью и гарантии защиты прав туристов возможность создания на законодательном уровне саморегулируемых организаций в сфере туризма с дополнительной ответственностью их членов.

Что такое саморегулируемая организация?

Саморегулируемая организация (СРО) – некоммерческая организация (юридическое лицо), объединяющая юридические лица и индивидуальных предпринимателей, созданная с целью регулирования определенной профессиональной деятельности или определенной отрасли.

Основные принципы деятельности СРО:

– регулирование ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ, но не экономической деятельности ее членов ТОЛЬКО путем принятия профессиональных стандартов;

– контроль ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ деятельности члена СРО;

– в случае необходимости обеспечение дополнительной ответственности членами СРО за члена СРО, не имеющего возможности исполнять свои обязательства перед потребителями товаров, работ и услуг.

Как осуществляется деятельность организации в рамках СРО?

Основные принципы осуществления деятельности в рамках СРО:

– организация (например, турфирма) имеет право осуществлять профессиональную деятельность (например, туристическую), только если является членом ЛЮБОЙ из существующих в стране СРО. Если организация осуществляет профессиональную деятельность, не являясь членом СРО, эта деятельность является незаконной и все ее доходы подлежат взысканию в бюджет;

– организация-член обязана соблюдать законодательство и профессиональные стандарты СРО;

– соблюдение организацией-членом законодательства и профессиональных стандартов СРО контролируется СРО, а не государством;

– государство напрямую не регулирует и не контролирует соблюдение организацией-членом законодательства;

– ТОЛЬКО в случае возникновения у организации-члена ответственности за неисполнение обязательств ТОЛЬКО перед потребителями ее товаров, работ и услуг и ТОЛЬКО в случае недостаточности у нее имущества, дополнительную ответственность за нее несут вместе все другие организации-члены этой СРО в равной доле, но не более суммы, определенной законодательством. Для этих целей может создаваться компенсационный фонд определенного размера, в который заранее организациями-членами делаются отчисления.

Что необходимо сделать, чтобы принять эти меры?

  1. Внести изменения в Закон «О туризме», в котором прописать условия осуществления туристической деятельности и деятельности СРО в области туризма.
  2. Создать (зарегистрировать) СРО или реорганизовать ныне действующие некоммерческие организации.
  3. СРО принять минимальные профессиональные стандарты.
  4. Турфирме вступить в любую СРО.

Наверное, СРО не является идеальным инструментом, который устроит всех, и в нем есть свои минусы, но по сравнению с другими мерами он является более выгодным с точки зрения соотношения плюсов и минусов.

Мы считаем, что иные правовые меры, такие как страхование гражданской ответственности, реестр турфирм и др., несут в себе больше минусов, нежели плюсов, как для турфирм, так и для туристов, а главное – не решают указанных проблем. Например, страхование плюсов не принесет, кроме как для страховой компании, и приведет в итоге к увеличению стоимости услуг для туриста, который и так уже все чаще путешествует самостоятельно. Иные правовые меры несут в себе невозвратные или невосполняемые финансовые потери для турфирмы (страхование, административная ответственность и др.).

На основании изложенного просим туристическую общественность ПРОФЕССИОНАЛЬНО высказать свои замечания, возражения или предложения.

Хотели бы обратить ваше внимание на то, что если не мы предложим со своей стороны какие-либо меры, то предложат нам и, скорее всего, предложат не самые, мягко говоря, удачные меры.

После сбора и анализа всех замечаний и предложений мы рассмотрим возможность выступить с законодательной инициативой по принятию указанных мер.

Несмотря на то, будут ли приняты или нет указанные меры на законодательном уровне, мы рассматриваем возможность принятия этих мер для себя в добровольном порядке.