Теракт в Стамбуле будет иметь последствия для всей европейской туриндустрии. В канун лета намечается глобальное перераспределение турпотоков, результатом которого станет нехватка мест в отелях на самых популярных средиземноморских направлениях.
Клиентам крупнейшего европейского туроператора, TUI AG, которые забронировали поездки в Стамбул, сейчас предлагают выбрать другие направления или отложить посещение Турции на другие даты. Как сообщает TUI на своем сайте, бесплатное перебронирование возможно в срок до 18 января. Кроме того, туроператор обращает внимание на рекомендации МИД Германии, который призвал туристов воздержаться от посещения людных туристических мест в Стамбуле после теракта. Напомним, в результате взрыва в центре города погибли десять человек, в том числе 8 граждан Германии. По данным Bloomberg, они были клиентами берлинского турагентства Lebenslust Turistik.
По прогнозам экспертов, в ближайшей перспективе в Европе произойдет крупнейшее перераспределение турпотоков, куда более значимое, чем после событий в Тунисе и Египте. Отдых в курортных регионах Турции пока еще присутствует в ассортименте европейских туроператоров. Например, на сайте TUI можно найти предложения 7-дневных туров в Анталью с вылетом в феврале по цене от 377 евро на человека (отель RUI Kaya Belek, All Inclusive). Но уже сейчас ясно, что склонные к раннему бронированию европейцы усиленно присматриваются к другим вариантам. Об этом в своем интервью журналистам рассказал во вторник шеф TUI Фриц Жоссен.
Комментируя последствия теракта в Стамбуле для туризма, он назвал инцидент критическим. По его словам, раннее бронирование Турции практически отсутствует. «Турция как туристическое направление столкнется с трудными временами», – заявил он журналистам. Причины очевидны. Германия дает этой стране 5,5 млн туристов ежегодно, обеспечивая более 10% всего международного турпотока. Россия, из которой поток гостей уже практически иссяк, на втором месте (около 4 млн в 2014 г.).
Однако трудности возникнут и у европейских туроператоров. Турция – третий по значимости рынок TUI, и теперь крупнейшему концерну придется перераспределять турпотоки, срочно изыскивая места на своих главных направлениях – Испания и Греция. В противном случае это сильно скажется на финансовых показателях группы. Проблема в том, что на Испанию и Грецию уже переориентировалась европейская клиентура с Туниса и Египта. Места в отелях стали дефицитом, что привело к росту цен, отметил Фриц Жоссен.
Его мысль можно продолжить. Не секрет, что в Европе Турция популярна как направление для экономичного отдыха, поэтому и в других странах окажутся более востребованы отели экономкласса. Эти глобальные изменения должны учитывать и российские специалисты в сфере туризма. Шансы на то, что вместо Турции их клиенты выберут другие популярные средиземноморские страны, стремительно уменьшаются: рекордное падение рубля и рост цен делают эти надежды совсем уж призрачными. А это значит, что в России накануне лета многие туристы, прежде отдыхавшие в Турции, окажутся перед выбором: или ехать к Черному морю, или остаться дома. Ведь суровая реальность такова, что даже возросший спрос на внутренний туризм чреват негативными последствиями в виде роста цен на услуги размещения. Только теперь уже не в Европе, а в самой России.