Открывая совещание, директор Нацагентства по туризму Вероника Дорожко отметила, в частности, что «грамотно и эффективно продвигать нашу страну на туристическом рынке можно только сообща». Для того чтобы перейти от общих призывов к делу, будет создана рабочая группа, которая объединит всех заинтересованных в развитии туризма в стране и будет вести работу над стратегическими и насущными вопросами.
Чем Беларусь может привлечь иностранцев?
Затем руководитель отдела качества НАТ Елена Бортник призвала участников мероприятия обозначить сильные и слабые стороны туризма в нашей стране. У присутствующих сразу возник встречный вопрос: какую целевую аудиторию в этом случае следует рассматривать? Кто эти туристы, которых мы хотим привлечь в страну? Если делать упор на россиян, то маркетинговая стратегия одна, а если, к примеру, на китайцев, то совершенно другая.
Руководитель компании «Виаполь» Галина Потаева подчеркнула, что прежде всего необходимо изучить существующее положение в отечественном туризме, чтобы узнать туристы из каких стран и с какой целью посещают Беларусь, а также сколько денег они здесь оставляют. Пока статистика еще очень несовершенна, и строить маркетинговую стратегию на ее основе практически невозможно.
Говоря о сильных сторонах нашей страны, глава туркомпании «БелАгроТревел» Филипп Гулый отметил, что, по его мнению, это история, почти нетронутая природа и гостеприимство. Виолетта Грудская (витебская турфирма «Райдо Тур») добавила в плюсы мультикультурность и возможности санаторно-курортного лечения. Председатель Союза кемпингов и директор ООО «Кемпинг-1» Владимир Рудой считает, что главный плюс — это менталитет жителей страны, «домашняя обстановка». Далеко не все участники дискуссии согласились с тем, что природа и гостеприимство – сильные стороны, которые могут привлечь туристов. Они отметили сезонность нашего туризма, дефицит обустроенной природы, к которой привыкли иностранные гости, а белорусское гостеприимство назвали мифом.
Обсуждался также вопрос известности Беларуси. С одной стороны, неизвестность страны – это минус, но с другой – реальный плюс, потому что все неизвестное и незнакомое должно привлекать. Бурное обсуждение показало, что все-таки отрицательных моментов в нынешнем отечественном туризме больше, чем положительных. Были названы и недостатки в инфраструктуре, и отсутствие поддержки государства, и нехватка квалифицированных кадров, в том числе экскурсоводов, и непонимание жителей страны, как можно зарабатывать на туризме, и другие.
Быть или казаться? Или каким должен быть бренд страны?
Вопрос создания узнаваемого и одновременно оригинального бренда страны далеко не новый и обсуждался десятки, если не сотни раз. Но, как это ни странно, продолжает оставаться актуальным, потому что бренда как не было, так и нет. Анатолий Акантинов, генеральный директор центра стратегического развития «Маркетинговые системы», считает, что бренд должен быть приравнен к деньгам, то есть к тому доходу, который страна хочет получить после внедрения бренда. Он назвал бренд верхушкой, апофеозом: «Сначала нужно сделать качественный продукт, а потом уже о нем заявлять!» Кроме того, для создания бренда нужно, как минимум, «начать любить свою Родину». А еще знать, на какую аудиторию рассчитываем, на какой период, какими хотим казаться…
По мнению Виолетты Грудской, сначала нужно решить, созданный бренд будет предназначен для тех туристов, которые УЖЕ приехали в страну, или для жителей других стран, которых мы хотим привлечь в Беларусь? Начальник отдела маркетинга НАТ Елена Лихимович отметила, что выбранный в качестве основного лозунга на выставке в Лондоне Belarus — Terra Incognita in the heart of Europe, имел успех у посетителей и гостей стенда. Возможно, его сделать постоянным брендом? Не все участники круглого стола согласились с этим.
Владимир Рудой, к примеру, сказал, что будет отстаивать в качестве бренда выражение Belarus — Home Style. Свое видение будущего бренда Беларуси представили студенты Академии управления при Президенте. Первый вариант графически выглядит как капля воды, второй – как река, а в третьем: Be Native – Be Belarus – используется белорусская символика. Разумеется, решить вопрос о создании бренда узким кругом и сиюминутно невозможно. Но задача тем не менее не теряет своей актуальности. Тем более что по сообщению, сделанному Ириной Гордиенко, специалистом НАТ, в рейтинге по брендингу территорий Беларусь занимает непочетное 38-е место.
Подводя итоги мероприятия, Вероника Дорожко сообщила, что первое заседание рабочей группы состоится 16 июня.