«Статья, безусловно, интересная и требующая осмысления. И не только касается отношений с Россией и в рамках ЕАЭС в области гражданской авиации. Касается экономических отношений между Россией и Беларусью. Политолог очень точно дал характеристику желаниям некоторых упомянутых российских авиакомпаний и их устремлениям в Беларуси. И, конечно же, история с «Беларуськалием» и «Уралкалием». Подобные шаги действительно отбивают у многих белорусов жить в одном доме с нашими самыми близкими соседями. От подобных действий наших «партнеров» и все чаще звучат призывы о восстановлении пограничных столбов на белорусско-российской границе. Это, безусловно, против воли белорусского и российского руководства. Но почему тогда руководство России не может оттянуть тех, кто фактически действует во вред интересам самой России? Я лично ответить на этот вопрос не могу.
Очень интересные данные приводит автор по ставкам за пролет воздушного пространства России. Чуть позже соберу все данные и выдам анализ. Но в общем ситуация описана правильно. Пару лет назад «Белавиа» закрыла рейс Минск–Новосибирск, в прошлом году – Минск–Екатеринбург и Минск–Самара. С одной стороны из-за разразившегося кризиса в прошлом году. А Новосибирск был закрыт до него. Так в чем дело? Губернатор Новосибирской области неоднократно обращался в правительство Беларуси оказать содействие в том, чтобы «Белавиа» восстановила рейс. Есть достаточный поток. Но из-за неравных ставок для «Белавиа» (и других тоже) и для российских перевозчиков гораздо выгоднее российским компаниям возить в Минск пассажиров через Москву. Всех загоняют в московский авиаузел, а потом уже везут за рубеж. Так экономически выгоднее. Но и поэтому не развивается воздушное сообщение из региональных аэропортов России. Поэтому же сейчас 12 рейсов в день между Минском и Москвой (с 1 марта добавляется еще две частоты – открывает рейсы из Внуково авиакомпания «ЮТэйр»).
У Беларуси с Россией самые близкие отношения во всех областях, а рейсы выполняются только в Москву, Питер, Калининград, Сочи и Краснодар. А могли бы и должны выполняться еще по двум десяткам направлений (Екатеринбург, Самара, Новосибирск, Казань, Уфа, Челябинск, Ростов, Мурманск, Архангельск, Омск, Волгоград и т.д.). Но директивно всех загоняют в Москву ради интересов одной группы авиакомпаний. При этом этой же группе компаний идет ежегодная финансовая помощь в большом размере (по разным оценкам – от 200 до 600 млн долларов ежегодно) за услуги, которые они не оказывают, – так называемые «пролетные» деньги (услуги за пролет воздушного пространства России). За счет этих денег, конечно, и можно создавать такие проекты как «Победа». Можно дать им бесплатно самолеты и заставить устроить экспансию на отдельные рынки с целью их рейдерского захвата и убийства местных перевозчиков. А фактически это делается за счет российского госбюджета. Как после этого относиться к таким авиакомпаниям? А к России?
P.S. По лоукостам много в статье и спорного, и правильного. Лоукосты в Беларуси уже есть (например, летом летает испанский «Вуэлинг» – один из крупнейших в Европе низкобюджетных перевозчиков). Мы ведем переговоры с еще одним, который высказал определенную заинтересованность (пока рано называть – вдруг не получится). Лоукосты будут летать в Беларусь. У них, правильно автор сказал, есть определенные экономические требования к рынку (а еще к аэропортам, к законодательству)».