Семинар по медицинскому и оздоровительному туризму открыл генеральный директор компании «Солвекс-Трэвел» по внутреннему туризму и странам Балтии (Москва) Сергей Скребков. Он отметил, что Латвия, как страна оздоровительного туризма, очень нравится россиянам. Особенно это относится к Юрмале, которая в 2013 году получила официальный статус курорта. Это дополнительный стимул для того, чтобы город прирастал медицинской базой с различным ценовым диапазоном. По словам специалиста, россияне по-прежнему выбирают Беларусь из-за хорошей базы медицинского обслуживания, наличия детских санаториев, созданных условий для отдыха родителей с детьми. Этот опыт вполне можно было бы применить и в Латвии. У Латвии большой потенциал, огромное количество лечебных факторов. Гунта Успеле – руководитель медицинского кластера Латвии, куда входит 55 членов, считает, что в медицинском туризме главное – комплексный продукт и подход. Вместе должны работать государственные больницы, SPA-отели, санатории, информационные партнеры, клиники и пр. Важно делать комплексные предложения, потому что просто отдых с семьей можно зарезервировать через интернет. В Латвии сегодня активно развивается оздоровительный туризм. Есть и оригинальные предложения, к примеру роды в Юрмале. Если в 2012 году этой услугой воспользовалось 17 клиенток, то в прошлом – уже 46. Программа предполагает, что будущая мама два месяца живет в Юрмале с родственниками, дышит свежим воздухом, гуляет. Наиболее популярные рынки сбыта: Скандинавия, Израиль, Украина, Россия, Беларусь. Есть предложения, которые интересны для жителей Азии, Омана и пр. Чем уникален медицинский туризм в Латвии? Только в клинике «Вены Балтии» делают операции на венах с биоклеем, операции на катаракте, развивается так называемая янтарная терапия в Юрмале, а недавно там появилось новое предложение – янтарный чай. В прошлом году медицинские кластеры трех стран Балтии договорились о совместной работе, и в этом году начнутся маркетинговые исследования.
Вместе с тем остаются некоторые проблемы, среди которых проблема с открытием медицинской визы в страны Балтии.
Михаил Бартошевич, замдиректора ассоциации «Туризм в Литве», отметил, что медицинский туризм в Литве – достаточно новое направление и включает в себя профилактику, диагностику и реабилитацию. Клиенты делятся на две группы: пациенты из России и пациенты из Европы. Причины, по которым им выгодно приезжать в Литву, – это выгодное географическое положение и высокий уровень профессионализма медперсонала. Но основное конкурентное преимущество – соотношение цены и качества. 2011 год в Литве был Годом медицинского туризма, а в 2012 был создан кластер медицинского туризма. Этот кластер ставит перед собой определенные цели, среди которых – выстраивание диалога внутри медицинского общества, участие в разработке программ по медтуризму. Фирма-организатор должна зарабатывать по результатам лечения, получать стабильные комиссионные от лечебных учреждений, связи между турфирмами и медучреждениями должны быть долговременными и лояльными и самое важное – стоимость медуслуг для пациента не должна отличаться при обращении в клинику или в турфирму. Он призвал наладить сотрудничество в области медтуризма с коллегами из России и Беларуси.
Интересным опытом по организации медицинского туризма в Венгрии поделилась старший менеджер по оздоровительному туризму ЗАО «Венгерский туризм» Андреа Сегеди.
Она подчеркнула, что по прогнозу ВТО через 10 лет сфера оздоровления станет главной в туризме. «Медицинский туризм есть медицина и туризм. Туризм – это радость, а медицина – это боль. Ключевые понятия медицинского туризма – профилактика и лечение, – начала свое выступление г-жа Сегеди. – В свою очередь, эти понятия включают велнесс и медицинский или лечебный туризм. Есть также направление – медицинский велнесс, когда на основании анализов разрабатывается образ жизни для конкретного человека. Но самый динамично развивающийся туризм во всем мире – оздоровительный. Здоровый образ жизни – это сегодня модно и современно. Кроме того, растет доля пожилого населения в разных странах. У этих людей есть деньги, и они с удовольствием путешествуют. Что еще характерно для сегодняшней жизни: оздоровительный туризм больше не является прерогативой богатых людей. Многие туристы хотят достичь равновесия между собой и окружающим миром. В Венгрии этим целям служит, к примеру, озеро Хевиз. В Венгрии оздоровительный туризм основан на хороших природных лечебных факторах: минеральные воды, климатическая терапия. Но нужно четко определить, что и кому мы предлагаем. Мы определились, что это вода. В Венгрии очень много разнообразных источников, поэтому для туристов из Великобритании мы продаем воду, которая расслабляет. Для родителей с детьми предлагаем «веселую» воду – это аквапарки. Для туристов из различных стран предлагаем купальни».
С докладом на тему «Современное состояние развития медицинского туризма в Республике Беларусь» выступил учредитель и директор компании «Агентство медицинского туризма» Михаил Недвецкий. Он отметил, что медицинский туризм начал достаточно быстро развиваться с 2008 года, и сегодня Беларусь на рынке этого направления – один из наиболее крупных игроков. Среди наиболее популярных и востребованных отраслей, услуги которых предоставляют в Беларуси туристам, – стоматология (имплантация, протезирование), пластическая хирургия, офтальмология, онкология и гематология, кардиология и кардиохирургия, кератопластика. Есть и такие уникальные направления, как лечение заболеваний органов дыхания в соляных шахтах. Михаил Недвецкий перечислил основные принципы работы компании: выбор клиники-партнера (собираются публичные и закрытые отзывы, данные о квалификации медицинских работников, сведения о деловой репутации и пр.), жесткие требования к оперативности и сервису, гарантированная организация оздоровительного тура за 48 часов, конфиденциальность и т.д. Для удобства клиентов работает круглосуточный call-центр на русском и английском языках, предоставляются услуги медицинского такси.
Основатель ООО «Ви энд Ви Медикал» Владислав Андросов (Беларусь) дополнил выступление своего коллеги. Он рассказал, что компания работает с 2010 года. В 2011 году здесь стали активно разрабатывать комплексные пакеты на медицинское обслуживание, проводить обследования туристов, консультации специалистов. В компании появился консьерж-сервис, который работает круглосуточно, находится постоянно рядом с клиентом, отвозит на процедуры и пр. Эта услуга пользуется спросом. В компании охвачены все медицинские направления. Есть и бюджетное сопровождение, есть и ВИП-клиенты. Заключены договоры с 30 клиниками, обслужено более тысячи клиентов за период с 2011 по 2013 год. Есть и новшества: к примеру, проводятся скайп-консультации специалистов с пациентами из других стран.
Большой интерес у присутствующих вызвало выступление ведущего специалиста Национального агентства по туризму Ирины Олюниной «Оздоровительный потенциал сельских усадеб Республики Беларусь». Она рассказала о тех интересных ноу-хау, которые предлагаются сегодня в агроусадьбах. Кроме общеукрепляющих процедур, климатотерапии и активного образа жизни, кое-где можно, например, поспать на ульях или заказать настоящие spa-процедуры: обертывание сеном, медовый массаж или бег по утренней росе.