https://www.traditionrolex.com/8
<p>Похоже, в недрах РСТО  тлеет маленький конфликт поколений.</p>

<p>Директор компании «Сакуб» Сергей Букас-младший выступил с неожиданной инициативной, так сказать, диверсифицировать деятельность союза и повысить его статус. А именно – добиться для союза неких полномочий для регулирования турбизнеса и контроля над ним.</p>

В повестке очередного заседания Союза, состоявшегося некоторое время назад, инициатива Сергея Сергеевича была описана достаточно грозно: «Требование действительного члена РСТО Букаса С.С. о созыве внеочередного собрания Совета Союза… Поручить Букасу С.С. проработать предложения по концепции саморегулирующей организации (СРО)…»

О чем тут речь, что такое СРО и чего на самом деле хочет Букас-младший?

Организация, прикрытая не очень благозвучной трехбуквенной аббревиатурой СРО, является, по сути, профессиональным союзом, некоммерческой общественной структурой, которая определяет стандарты существования в данном случае туристической отрасли, обеспечивает в каком-то виде материальную ответственность членов организации перед потребителями услуг. Ну, и третья, скажем так, основная функция СРО, ее, так сказать, идейная составляющая, квинтэссенция самого смысла существования состоит в том, чтобы снять с плеч государства часть контрольных и надзорных функций над отраслью и переложить эту часть на самих участников рынка, объединенных в СРО. У нас, в Беларуси, о СРО практически не вспоминают. А вот в России для СРО уже существует законодательная база – там принят соответствующий Закон.

Как пояснил Сергей Сергеевич, по его мнению, на сегодняшний момент в Беларуси речь не может идти о создании полноценных СРО в сфере туризма, но вот за наделение существующей общественной организации – Республиканского Союза туристических организаций – отдельными полномочиями СРО  вполне можно побороться. На его взгляд, пришла пора что-либо предпринять в этом направлении – и для придания нового импульса развития собственно РСТО, и для поднятия общего имиджа отрасли. Тем более что работа  союза недавно была раскритикована директором Департамента по туризму Кармазиным. Цитируем: «Что касается общественных организаций, мы практически не видим их роли в борьбе за качество предоставляемых услуг, в частности РСТО. Их право – занимать ту или иную позицию, но даже в Уставе этой организации написано: «Одна из целей союза – формирование положительного имиджа турбизнеса»… В России, когда пошла волна банкротств, сразу стала видна роль туристского союза! Наверняка все турфирмы, входящие в РСТО, интересуются лояльностью к туризму собственной клиентской базы. Но общей позиции, к сожалению, нет! Мы делали много запросов в союз в связи с событиями в горячих точках, чтобы знать, сколько наших туристов и где находятся, но ответов не получали. Хотелось бы, чтобы проблемы туризма волновали не только госорганы, но и общественные организации» («Туризм и отдых», № 40, 16 октября 2014 года).

На взгляд Сергея Сергеевича, РСТО мог бы заниматься реестром туроператоров, каким-то образом (насколько мы понимаем, точной концепции пока нет) создать и контролировать так называемый фонд взаимопомощи, который мог бы стать заменой страхования финансовой ответственности туроператоров, существующей в России и, кстати говоря, неоднозначно зарекомендовавшей себя в условиях тотального кризиса и волны банкротств.

Судя по всему, прилива воодушевления данная инициатива молодого действительного члена РСТО, а также выступающего с ним в тандеме известного в профессиональных кругах амбициозного юриста Алексея Абражея у остальных действительных членов не вызвала. Почему?

На сегодняшний день Республиканский союз туристических организаций, количество участников которого исчисляется, увы, десятками, а не сотнями, является опытным позиционным игроком на поле визовых белорусских коллизий (так, отдельные посольства не принимают для аккредитации фирмы, не состоящие в рядах союза), поддерживает  хорошие контакты с международными организациями и сообща решает многие коммерческие вопросы, волнующие членов союза (как помним, союз пытался даже создавать пулы по направлениям, заказывая блоки на самолетах). Но прежнего общественного веса и голоса, каким он был в самые первые годы, РСТО уже не имеет – времена не те!  К слову сказать, костяк союза – это турфирмы, стоявшие у истоков белорусского турбизнеса, новые фирмы, молодые и технологичные, в принципе, не спешат записываться в союзы, проявляя еще меньше общественного энтузиазма, чем «аксакалы».

По мнению исполнительного директора РСТО опытного Валентина Цехмейстера, пока инициатива Букаса висит в воздухе.

Непонятно, чего именно требовать от государства (как бы не получить слишком много ответственности и слишком мало прав!). Неясно, как свои пожелания лоббировать и, собственно, какими ресурсами потенциально возможные рычаги власти (если таковые будут получены) приводить в действие.

В данный момент РСТО отправил письмо в парламент с запросом возможного существования СРО и частичного применения полномочий СРО к РСТО и ждет разъяснений. Ведь речь идет о наделении общественной организации, можно сказать, «аццкими» (по белорусским меркам) полномочиями (в том числе и финансовыми).

Для осуществления амбициозных устремлений уважаемого директора ООО «Сакуб» нужен четкий бизнес-план, считает Валентин Викторович. В данный момент государство очень постаралось, чтобы ослабить отрасль – лицензирования нет, сертификация необязательна. За все ответственна и гарантом всего является наша пресловутая «социально ориентированная модель». То есть в практическом приложении, во всяком случае, в трактовке чиновников, это значит, что если с туристами что-то случается на отдыхе, то государство гарантирует сохранение их потребительских прав и «мягкий» выход из ситуации. На деле, правда, все выглядит несколько иначе: так, если банкротится российский оператор, то весь урон, причиненный нашим туристам, молча покрывает белорусский турагент – абы тихо…

Но ввязываться сегодня в опасные позиционные игры с государством – тоже рискованная стезя. Имеет ли смысл создавать компенсационный фонд из отчислений  турфирм, входящих, скажем, в некий реестр туроператоров и турагентов? Ведь этот компенсационный фонд  (как вариант – фонд взаимопомощи) рискует превратиться в «мертвый капитал», с которым неизвестно что делать и как им распоряжаться. Или идти по украинскому варианту, правда, так и не осуществленному, то есть сделать обязательными отчисления с каждой путевки (в Украине – 2 гривны, у нас это наверняка были бы 2 доллара), водрузив финансовую ответственность на плечи самих потребителей (как говорится, спасение утопающих…)?

Что скрывать, для РСТО в его нынешнем положении  заманчиво было бы, скажем, контролировать реестр туроператоров и турагентов, без которого осуществление туристической деятельности в Беларуси было бы невозможно.

Все зависит от возможностей лоббирования интересов, готовности приложить немалые усилия для осуществления целой программы структурного преобразования отрасли, ну и, конечно, от идеологии, от того человека или группы людей, которые облекут в реальную программу пока, скажем откровенно, довольно зыбкие соображения.

Главным идеологом создания СРО в России, как известно, является Виктор Плескачевский. Похоже, в Беларуси на эту роль в приложении к туризму может со временем претендовать Сергей Букас-младший. Если, конечно, проявит упорство, давно уже не свойственное нашему профессиональному туристическому комьюнити, ставшему с годами опытно-осмотрительным.

На фото слева направо: отцы-основатели Белорусского союза туристических организаций (сейчас – Республиканского Союза туристических организаций) Рафаэль Мусаев («СМОК Травел»), Сергей Букас-старший («Сакуб»), Александр Ванюков («Санни Трэвел»), Александр Нехай («АлатанТур»), Владимир Маковский («Внешинтурист»). Коллаж: газета «Туризм и отдых», сентябрь 2002 года

https://www.traditionrolex.com/8