В этом году количество граждан Украины, купивших туры за границу, упало на 40–50% по сравнению с прошлым годом. При этом украинцы все чаще предпочитают самостоятельно организовывать свой отдых за рубежом, рассказали «Вестям» туроператоры. Кто-то опасается банкротств туркомпаний, о которых стали говорить все чаще, а кто-то надеется сэкономить на услугах посредников (но не всегда удачно).
Действительно, количество чартерных авиарейсов (тех, где все билеты выкуплены туркомпаниями) упало на 40% по сравнению с прошлым годом, а количество регулярных международных рейсов сократилось лишь на 20%. «Но около 40% пассажиров регулярных рейсов – тоже туристы», – подчеркнула коммерческий директор Natalie Tours Украина Иванна Чучман. Это люди, которые предпочитают путешествовать самостоятельно, без помощи турагентств.
Это подтверждается еще и гостиничной статистикой: хотя число купленных туров на пляжный отдых уменьшается, по статистике самих зарубежных отелей, число приехавших украинцев растет. «На Мальдивах, к примеру, этим летом отдохнуло на 30% больше, чем в прошлом году, на Тенерифе – на 7%, повышение спроса со стороны наших соотечественников подтверждают отели Дубая», – уточнила Чучман.
Возможно, наши «дикари» путешествовали бы еще активнее, если бы не чартерное ограничение. «Есть места, куда можно добраться только чартерными рейсами, например Анталья. Заказать отель можно и самому, но регулярных рейсов из Украины сейчас нет», – поясняет директор сети «Поехали с нами» Олег Кулик.
Спонтанные путешествия
Этим летом украинцы поменяли географию поездок: стали чаще выбирать безвизовые страны или те, где оформление производится прямо в аэропорту. Такое перераспределение объясняют спонтанностью путешествий. «Раннее бронирование в этом году упало в разы. Обычное дело сейчас – это покупки туров за неделю до выезда, максимум – три дня до даты отлета», – заметил Кулик. По его словам, если в прошлом году очень популярными были Испания с Грецией, то в 2014 г. туры туда продавались намного хуже. «На первом месте по-прежнему Турция, немного улучшил результаты Египет, хорошо продавались самые бюджетные автобусные туры в Болгарию и туры в Черногорию», – уточнил эксперт.
В целом, по данным офиса по вопросам культуры и информации посольства Турции в Украине, с января по август Анталью посетили 233 тысячи украинцев, это на 17,5% меньше, чем в прошлом году, а Муглу – 34,8 тысячи (на 16,4% меньше). Стамбул, соединенный регулярными рейсами с украинскими городами, посетило на 8% больше украинцев, чем в прошлом году – 172,3 тысячи. И именно самостоятельные туристы улучшили статистику: по итогам 8 месяцев 2014 г. из Украины в Турцию приехало более 488,6 тысячи человек, всего на 8% меньше, чем в прошлом году.
Грузинское направление показывает увеличение на 25% по сравнению с прошлым годом, туристы здесь часто обходятся без услуг агентов. «Менее 1% туристов заказывают поездки в Грузию. Большинство летают самостоятельно, сами выбирают отели и организовывают трансфер», – сообщил Кулик.
Иллюзия экономии
Примечательно, что наших граждан не смущает тот факт, что, надеясь сэкономить на услугах турфирм 100–200 у.е., они на самом деле тратят больше, чем заплатили бы за «все включено»: для турфирм обычно действуют спецтарифы и у авиакомпаний, и у отельеров, и у компаний, организовывающих трансферы. Для единичных покупателей таких льгот нет, так что поездка «без посредников» обойдется на 30–40% дороже.
Директор «Музенидис Одесса» Ольга Кобзар пояснила, что, к примеру, чартерные рейсы чаще всего не видны в системах бронирования. «Человеку, ищущему билеты в обе стороны между Одессой и Салониками, система не показала бы цены ниже 400 евро, причем предложила перелет с пересадкой. Наш чартер – прямой, и билет на него стоит от 300 евро, то есть люди теряют не только время, но и сто евро. Сейчас мы «завели» этот рейс в системы бронирования, но билеты предлагаются все равно дороже, чем в нашем представительстве, на 20–25 евро, – говорит Кобзар. – Цена номера отеля «на стойке», та, которую человек видит на том же booking.com, тоже на 35% дороже, чем для нас. Трансфер из аэропорта для организованного туриста стоит 20–25 евро, такси для «дикаря» – 100–150 евро, если же он попытается сесть в автобус, ему назовут цену минимум 40 евро».
Для тех украинцев, которые воспользовались услугами турфирм, увеличилась длительность отдыха и, соответственно, размер среднего чека. «Общая капитализация выездного туризма выросла. Срок отдыха увеличился с 7 до 13 ночей, чек на $400–450, с $850 до $1200–1250. Были семьи, которые заказывали отдых на месяц, затем продлевали этот период несколько раз», – рассказал «Вестям» коммерческий директор Tez Tour Аркадий Маслов.
Зимой – к морю
Продажи туров на зимний отдых сезона 2014–2015 идут несколько медленнее, чем в прошлом году. «Сейчас продано 30%, при том, что в мирные годы в это время уже было забронировано до 60% зимних туров», – говорит Аркадий Маслов. При этом популярностью пользуется в основном пляжный отдых (ОАЭ, Египет, Мальдивы, Таиланд), а на лыжный отдых в Западной Европе спрос чуть ниже. Свыше 80% в структуре продаж занимает «пляжный» отдых, экскурсионные туры – 15%.
Впрочем, говорят специалисты, зимний «лыжный» отдых всегда занимает в продажах турагентств незначительную долю. «Лыжники – очень продвинутые туристы. Они часто сами организовывают свой отдых. К оператору обращаются, чтобы купить перелет или отель», – объяснил Олег Кулик.
Но в целом новогодние праздники все равно «продаются» очень плохо. «Резко снизился спрос на столь популярные в прошлом году Шри-Ланку и Таиланд. Некоторые фирмы, специализирующиеся на экзотическом отдыхе (Вьетнаме, Доминикане, Индии) в этом году вообще подумывают о сворачивании программ. Чартеры пока заказывают только в Египет и Эмираты. На остальные направления компании стремятся выкупать блоки на регулярных рейсах», – рассказал Кулик. По его словам, льготные предложения будут действовать на начало ноября, затем тарифы повышаются, а компании будут вынуждены снова корректировать планы.