С треском провалился в Украине международный флешмоб против скидок, инициированный белорусскими турагентами, пишет украинский портал turprofi.com.ua.
Пару недель назад новость о том, что белорусы призвали с 11 марта отказаться от скидок, вызвала в соцсетях бурю поддержки и живой интерес у работников туризма всех близлежащих стран. Только ленивый не лайкнул посты, посвященные этому мероприятию
«Когда турагент продает тур даже со скидкой в 5%, он уже недополучает половину своего заработка. Ведь вся его прибыль – это комиссия. И чем выше скидка туристу, тем ближе финансовая яма, в которую может угодить туристическая компания», — цитировали профильные СМИ директора белорусского турагентства «Авалон Трэвел» Наталию Назарову.
Инициативой, которая тут же получила дружный «одобрямс», многие поделились в соцсетях.. Однако на практике получился «пшик»: те, кто давал скидки, продолжил это делать, а кто не давал – остался при своем. Такой вывод сделал Turprofi.com.ua после общения с украинскими турагентами. На вопрос, участвовали вы во флешмобе или нет, большинство ответило отрицательно.
«Я не успел принять участие – было много работы, — поделился директор одного из крупных турагентств. – Видел одним глазом, что планируют, но руки не дошли. Хотя если бы и дошли, то никак не участвовал бы (только не называйте меня, пожалуйста, а то стану для всех врагом номер один)».
По мнению эксперта, турагенты в этом деле ничего не решают. Они уже пытались что-то изменить в 2011 году. Даже составляли памятку о вреде скидок (см. выше). «Я ее повесил тогда на сайт и по аське разбросал ссылку с текстом «Скидки – это зло». Через три дня трафик на сайте был 10—15 тысяч и каждый день становился больше. Покрыли вирусом всю Украину и СНГ, — смеется эксперт. – Все пошумели, обсудили, поулыбались, зареклись не скидывать и пошли продавать со скидками, как и продавали».
«И мы не принимали участия – мы их стараемся не давать на постоянной основе, а не раз в год, потому что где-то там предложили», — улыбается директор черновицкого ТА Discovery Ольга Сарахман.
«Я также не принимала участия – в свое время мы в Харькове целые собрания устраивали по поводу скидок, и толку не было никакого: те, которые скидки делали, громче всех кричали, что белые и пушистые, как работали за один процент, так и работают», — констатировала Елена Белуха из харьковского «Диленатур» .
«Пока не прекратится беспредел с возможностью для предпринимателей уходить от налогообложения и раздавать за счет этого скидки, ничего поделать мы не сможем – и никакие флешмобы тут не помогут», — категорична директор «Сехмет Тревел» Татьяна Таран.
«Устраивать флешмоб? Зачем? — недоумевает директор «Бон Вояж» Дмитрий Малышев. – Не проще взять и не давать? Это как бросить курить: сложно, но можно. Ведь до 2004 года скидки не давались вообще, а когда упростили получение лицензий и сделали единый налог, тогда и понеслась волна новых агентов, которые поехали на отдых и решили фирму открыть. Теперь, спустя столько лет, раздавая скидки и не читая законы, плачут, что новенькие раздают больше, чтобы прикормить тех, кто ездил раньше от них. Ведь туристов с каждым годом больше не становится, а скидки растут».
«Это мы сейчас о скидках говорим, но скоро будем говорить о цене, где скидка не предусмотрена, а агент будет практически не нужен, — считает представитель одного из франчайзи Coral Travel Андрей Троян, который вместе с Дмитрием Малышевым обсудил в профильной группе Turprofi.biz целесообразность замены агентской комиссии сервисным сбором (как при продаже авиабилетов). – Я за комиссию, но рынку это уже не интересно. Часть оперейтинга уже выстраивается без потребности в агентствах».
По мнению эксперта, первыми начнут уходить крупные туроператоры, хотя останутся небольшие и узкоспециализированные, которые будут расширять спектр услуг. «Лоукосты выгоднее чартеров, а отели, когда получат доступ к прямому потребителю, забудут все дружеские связи: интернет выстраивает отношения, которым оператор не нужен», — полагает Андрей Троян.
«В отношении скидок нужно опираться на адвокатов, реестр, лицензии и профобучение. Тогда очистятся ряды турагентов, — считает Дмитрий Малышев. – Даже сейчас, когда туристы просят подобрать тур и даже оставляют предоплату, а потом им в другом месте дают скидку, которую они берут, я со спокойной душой их отпускаю, желаю удачи и приятного отдыха, но больше с ними не работаю (а хорошего специалиста лучше все-таки не терять). И это не завышенное самомнение, это опыт и свой подход к «станку». Кто проверил, тот уже не уходит. Кому нравится, тот о скидке даже и не заикнется. Я никого не держу и скидок не даю, а просто делаю свою работу и делаю ее правильно. Результат даже меня иногда ошеломляет».
«Пять лет я в этом «флешмобе», и все хорошо: прибыль есть, клиенты не разбежались. Всем рекомендую, — говорит Оксана Гринько из «Либерти тур». – Если не знаете, как увеличить прибыль, посчитайте, сколько скидок раздали и насколько увеличилась бы ваша прибыль, если бы вы их не давали. Результат вас наверняка впечатлит».
«Уже почти два года играем без скидок. Полностью довольны и сотрудники, и туристы. Дешевая публика отсеялась, остались те, кто ценит сервис, качество, знания и человеческие отношения. С осени 2015-го продвигаем эти ценности в своей ассоциации ведущих турагентств Одессы», — резюмирует глава Van der Tour Сергей Орлов.
Валерия ОВСЯНИК