https://www.traditionrolex.com/8
«Концепция фестиваля исключительно отличается от всего, что когда-либо проводилось в Беларуси, – ни примеров, ни аналогов данному мероприятию нет», – так анонсировали фестиваль средневековой культуры «Наследие веков», который прошел в Мирском замке 8–10 июля, его организаторы

«Концепция фестиваля исключительно отличается от всего, что когда-либо проводилось в Беларуси, – ни примеров, ни аналогов данному мероприятию нет», – так анонсировали фестиваль средневековой культуры «Наследие веков», который прошел в Мирском замке 8–10 июля, его организаторы. И действительно – праздник во многом оказался не похожим на другие.

В Мир, как ни старалась, я добралась только к полудню субботы. Поразила огромная очередь у турникета. Одни билеты продавали по 23 тысячи – на осмотр экспозиции музея, другие – по 40 тысяч – на сам фестиваль. «Сумма немалая», – подумала я, проходя по журналистской аккредитации. Туристов во дворе крепости оказалось много, и участники в средневековых одеждах как-то даже терялись среди них.

Традиционная ярмарка ремесел с браслетами и кошельками из кожи, подвесками из бронзы и копиями рыцарских доспехов. Тут же пристроился монах с индульгенциями, заверенными печатями «самого папы Римского».

2

– А какие грехи простятся, если такую купить? – интересуется рыжеволосая женщина.

– Все, кроме смертных, – важно ответствует святой отец.

Тут же неподалеку расположились метатели топоров. Суть забавы проста: примерно с 50 шагов нужно попасть в деревянный щит. Худенький подросток в белой древнерусской рубахе здорово справляется с этой задачей, и вот уже собирается целая очередь из желающих испытать свою меткость.

4

Рядом крестоносец предлагает сфотографироваться в рыцарском облачении. Разумеется, за деньги.

5

Можно пострелять из лука или просто полюбоваться замысловатыми нарядами прекрасных дам.

6

«Сказано не пускать!»

Наконец начинаются бугурты (массовые сражения) во внутреннем дворике крепости. Зрители устремляются туда.

И не обходится без… конфликтов. Люди, облегчив свой кошелек на приличную сумму, жаждут зрелищ. А много ли разглядишь из-за спин? Чтобы сделать несколько панорамных снимков, я пытаюсь пробраться на лестницу. Но сотрудница музея категорично заявляет: «Нельзя, здесь выход из экспозиции». При этом с лестницы, словно гроздья винограда, свисают десятки людей: значит, кому-то нельзя, а кому-то и можно? Другая сотрудница грудью загородила вход на галерею. Выяснилось, что журналистская аккредитация в данном случае не действует. Меня послали… за билетом. Так вот почему их продавали двух видов! Заплатив 40 тысяч за фестиваль, зрителю следовало доплатить еще 23, чтобы, поднявшись на галерею, увидеть бугурт! Собрав остатки терпения, с журналистским удостоверением наперевес, пытаюсь объяснить, что не собираюсь смотреть экспозицию, а нужны мне лишь фотографии – сверху.

– Мне начальство сказало не пускать без билета – я и не пускаю, – был ответ. – А вы, журналисты, вообще неправду пишете.

Пока «подбираю упавшую челюсть», одна из зрительниц возмущается:

– А почему вы не продаете билеты здесь, у входа в башню?

«Действительно, почему?» – подумала я и попыталась пробиться поближе к ристалищу.

Организаторы замыслили полностью воссоздать средневековый турнир XIV–XV веков, с настоящими, бескомпромиссными схватками. Трудно сказать, такими ли были бои в Средневековье, но сражение, которое мне довелось увидеть вблизи, оказалось действительно нешуточным. Мечами, щитами, боевыми топорами, даже кулаками участники крушили друг друга.

7

Два закованных в броню рыцаря, сцепившись, словно жуки, падают едва ли не под ноги изумленной публике. Один неистово колотит другого топором по железному шлему. Кто-то из толпы, увлеченный пылом сражения, орет:

– Бей!! Сильней!!!

– Да вы что! Он же убьет его! – воплю я, испугавшись, что и в самом деле может произойти непоправимое.

– Стойте, господа! – кричит в микрофон ведущий.

Битва остановлена, и оба противника, к моей огромной радости, тяжело поднимаются на ноги… Медленно, снимая шлемы на ходу, бойцы выходят с ристалища. У них усталые, потные, но довольные лица.

Вечером еще несколько бугуртов проходит на площадке за крепостными валами. Здесь уже хватает места всем, пришедшим за порцией зрелищ и адреналина. С валов прекрасно видно, как армии начинают сходиться… вот они уже бегут – и наконец схлестываются с неистовой силой…

10

Волынки, танцы и жонглеры с огнем

Когда догорающее солнце уходит за верхушки деревьев, окрестности Мирского замка оглашает переливчатый голос волынки, нежные переборы лютни и ритмичный бой барабанов: начинается концерт средневековой музыки. Первым на сцену перед замком выходит коллектив Testamentum Terrae («Завет Земли»). Здесь же мастер-класс по средневековым танцам дает группа «Фламея». 

12

И вот уже вся площадка заполняется танцующими людьми.

Затем на импровизированной сцене появляется группа средневековой музыки «Стары Ольса». В сгущающейся тьме в металлических плошках разжигают огни. Это плутовской театр «Де Гриза» готовится к собственному выступлению, а заодно подсвечивает площадку для коллег-артистов. Музыканты «жгут», обрушивая на поклонников целый вихрь мелодий; хоровод, в котором смешались зрители и профессиональные танцоры, кружится все быстрее, и появляется во всем этом некий мистический смысл – люди, танцующие под луной и в свете пламени у стен древней крепости…

Затем на смену старинным танцам приходят пляски с огнем. Театр «Де Гриза» разворачивает на глазах у собравшихся волшебное действо.

17

Сказать, что их выступление великолепно, – не сказать ничего. Хрупкие девушки и стройные юноши жонглируют огнем, распахивают огромные горящие крылья, вращают полыхающие веревки, выдыхают пламя. Смотреть на это можно, наверное, бесконечно, но, к сожалению, шоу быстро заканчивается, и публика медленно, лениво разбредается.

А древний замок, сбросив с себя суету дня, словно огромный корабль, продолжает свое плавание через века…

Фестиваль в масштабах Беларуси

– Думаю, в целом наш средневековый праздник удался, – делится на следующий день впечатлениями организатор «Наследия веков» Иван Кравцевич. – Всего у нас было около 600 участников из Беларуси, России, Украины. А в бугуртах одновременно было задействовано до 200 воинов. Для Беларуси, да и для Европы тоже, это большая цифра.

В последний день фестиваля накал страстей несколько поубавился. С утра состоялось еще несколько сражений, затем прошли небольшие «живые» концерты старинной музыки, показательные выступления лучников.

«Уговорив» в стилизованном средневековом кафе порцию драников, отправляюсь домой. В голове теснятся впечатления самые противоречивые. С одной стороны – странное отношение к зрителям и журналистам сотрудников музея, с другой – накал страстей в бугуртах, волшебные звуки волынки и танец огня… Нет, не похож этот фестиваль ни на какой другой – что правда, то правда…

https://www.traditionrolex.com/8