https://www.traditionrolex.com/8
7 октября Белорусская ассоциация экскурсоводов и гидов-переводчиков  пригласила всех желающих в путешествие по местам, связанным с именем  знаменитого минского губернатора Кароля Чапского – человека, стараниями  которого губернский Минск приобрел лоск и приметы столичного города

7 октября Белорусская ассоциация экскурсоводов и гидов-переводчиков пригласила всех желающих в путешествие по местам, связанным с именем знаменитого минского губернатора Кароля Чапского – человека, стараниями которого губернский Минск приобрел лоск и приметы столичного города.

«Граф словно бы предчувствовал столичный статус Минска», – заявляет наш экскурсовод Игорь Гатальский, и с этим трудно поспорить. Энергии и трудоспособности графа можно позавидовать. На посту городского головы он пробыл неполных 4 срока, с 1890 по 1901 год. Одиннадцать лет из отведенных судьбой 44 Кароль Чапский потратил на благоустройство города. Трудно представить, но сто с лишним лет назад найти нужный тебе дом в Минске было делом проблематичным, если только этот дом не был каким-нибудь всем известным дворцом или особняком: нумерации попросту не существовало! Появлению нумерации мы обязаны губернатору Чапскому: в 1893 году Городская дума выпускает «Обязательное постановление о нумерации домов». Граф был инициатором строительства первой городской электростанции (за цирком в нынешнем парке имени Горького). Благодаря графу в Минске появились конка, городской ночлежный дом (пьяных, кстати, в «ночлежку» не принимали, какие бы у вас ни были ассоциации с этим словом), ломбард, детский приют.

портрет

И даже, по неофициальным данным, публичные дома, сообщает наш экскурсовод, добавляя к образу графа Чапского новые любопытные штришки.

Если его передовые идеи не находили поддержки, граф вкладывал в их воплощение собственные средства. С его именем связана история самого старого на территории Беларуси пивоваренного завода – в конце XIX века, когда им владел граф Чапский, завод назывался «Богемия», а сегодня известен всем под именем «Аливария». Мы сворачиваем на улицу Киселева, бывшую Сторожевскую, на которой уцелели «иллюстрации» к теме нашей экскурсии: завод «Аливария» находится именно здесь. В настоящее время идет реставрация старых заводских корпусов: здесь в скором времени разместится музей предприятия.

В свое время «Аливария» выпускала пиво «Кароль Чапский», но лет пять назад эта марка безвозвратно исчезла с прилавков, говорит Игорь Гатальский.

В Минске Каролю Чапскому принадлежали несколько каменных особняков. Внешний облик одного из них, бывшего дома Гаусмана, дошел до наших дней, запечатленный на старой фотографии. Дворец стоял на углу нынешних улиц К. Маркса и Красноармейской. Еще один располагался на месте современного кинотеатра «Центральный».

дом гаусмана

Дворец Кароля Чапского (бывший дом Гаусмана) стоял на углу нынешних улиц К. Маркса и Красноармейской

Главным владением Чапских стало Станьково, перешедшее в собственность этого рода благодаря женитьбе одного из Чапских на княжне Веронике Радзивилл, дочери Михаила Казимира Радзивилла по прозвищу Рыбонька. Станьково – это еще один маршрут, связанный с Чапскими, и очень перспективный: в скором времени в здешнюю Свято-Николаевскую церковь будут перенесены мощи святой Валентины Минской, рассказывает Игорь Гатальский. Кроме того, недалеко от Станьково создаются зоопарк и комплекс «Государственная граница»: сюда свезена военная техника от здания музея Великой Отечественной войны.

Покидая Минск, катим по старинному Койдановскому тракту. Убаюканная дорогой, удивляюсь, когда вдруг оказывается, что прикатили мы не в Прилуки, а в находящееся по соседству со старинным имением Атолино и сейчас собираемся познакомиться с объектом, который к графу никакого отношения не имеет. Но от этого интерес к нему не уменьшается, потому что этот объект – завод по производству алмазов «Адамас БГУ». Завод алмазов под Минском! Лично я слышу о таком предприятии впервые.

Оказывается, это не просто завод по производству алмазов, но еще и самый крупный в мире!

IMG_4083

К слову, посещение индустриальных объектов: заводов, фабрик, мастерских по производству чего-то полезного или красивого, – становится все более популярным. Можно уже говорить об индустриальном туризме как о тенденции. Как тут не вспомнить о знаменитом (в основном среди туристов) музее духов «Фрагонар» в Париже, где туристов приглашают поглазеть на старые медные котлы и стеклянные колбы (перед тем как провести их в магазин), или о мастерских по производству ковров в тунисском Кайруане. Впрочем, незачем ходить так далеко: стеклозавод «Неман» в Березовке под Лидой тоже с большим удовольствием принимает туристов, как и находящийся под Минском предприятие Coka-Cola.

IMG_4076

Нас встречают в «Адамасе» красочным слайд-шоу. Из презентации мы узнаем, что первое месторождение алмазов было обнаружено в ЮАР, в местности Кимберли, что самые дорогие природные алмазы – красные, и их находят только в одном месторождении в Австралии. Мы узнаем о поверьях, связанных с алмазами, о том, что самый крупный известный бриллиант в мире сверкает в короне королевы Великобритании, и еще тысячу и один любопытный факт на алмазную тему. Оказывается, что искусственные алмазы – не прозрачные, а насыщенного коньячного цвета, но путем хитрых манипуляций можно добиться и других оттенков. Например, если сжечь лепестки роз и поместить пепел в ячейку синтеза алмаза, то алмаз может «родиться» багряным.  

барс  

В цеху мы увидели эти уникальные аппараты синтеза – БАРСы, всего на предприятии 120 установок. Непосредственно на производстве занято всего 20 человек. От чего зависит рождение алмаза, не слишком понятно. Кристалл вызревает в агрегате всего за трое суток, хотя в природе этот процесс длится веками. Но что будет на выходе: чистый камень, из которого после обработки получится сияющий, как слеза, бриллиант, впоследствии – лучший друг какой-нибудь небедной девушки, или углеродистое соединение, годное лишь на изготовление инструментов, не может предсказать никто. Алмазы, подходящие для «ювелирки», экспортируют во Францию, Италию, Америку, Китай, где их превращают в изысканные украшения.

IMG_4089

Трудно сказать, суждено ли «Адамасу» стать популярным экскурсионным объектом. Процесс «выращивания» алмазов – закрытый в прямом смысле слова: все происходит внутри агрегата, где созданы практически те же условия, при каких «вызревают» в естественной среде натуральные алмазы. Т.е. давление в сколько-то атмосфер и все другие факторы скрупулезно соблюдаются, но поглазеть на это мы не сможем. Хотя сама «алмазная» тема – из разряда тех, что способны взволновать любого человека, даже если он не гоняется за сокровищами. Но вот в цеху стеклозавода «Неман», например, стеклодувы продемонстрируют вам настоящее шоу, создав прямо на ваших глазах какой-нибудь изысканный бокал или изящную вазочку, а единственной аттракцией, которую мы смогли увидеть на «Адамасе», была демонстрация огранки алмаза.

IMG_4084

Оказывается, ее придумали древние индусы, и на огранку одного камня у них уходило… до 50 лет! Действительно, в древности умели жить неторопливо! Понятно, отчего бриллианты стоили таких бешеных денег! И все-таки полстолетия – это многовато, решили индусы, – и придумали первый ограночный станок с ручным приводом. Благодаря этому изобретению время огранки камня сократилось прямо-таки революционно: до одного-двух лет. В наши дни используются ограночные станки с электродвигателем, но сам процесс огранки до сих пор остается делом непростым, а хорошие огранщики в цене.

IMG_4095

Так и не придя к выводу, у каких категорий туристов будет популярна экскурсия по заводу, покидаю предприятие. Дети школьного возраста, скорее всего, будут разочарованы: мало действия! Но люди с развитым воображением, пожалуй, получат для него новую пищу.

На прощание обращаюсь к представителю завода с вопросом об экскурсии. Оказывается, здесь готовы принять группу, начиная от 5–10 человек. Стоимость экскурсии для группы до 30 человек составляет 100 тысяч белорусских рублей, от 30 человек – 150 тысяч белорусских рублей (адрес предприятия: Минский р-н, д. Атолино, ул. Школьная, 4а, тел. +375 (17) 509 23 65, +375 (17) 509 23 53, сайт: www.adamas.by).

Наконец, усаживаемся в автобус и катим в Прилуки. Прилуки – усадьба со счастливой судьбой. Что происходит с большинством старинных белорусских усадеб, рассказывать, думаю, нет необходимости. Многие из них не пережили революций и военных лихолетий, а те, что пережили, были разрушены уже после войны. Прилукам повезло не один раз. По мнению нашего экскурсовода Игоря Гатальского, везет Прилукам в основном благодаря женщинам. Дамы с разной судьбой и из разных столетий становились ангелами-хранителями усадьбы, благодаря чему она процветала и возрождалась буквально из пепла.

Началось все с Анны Огинской, которая в начале XVII столетия основала на этом месте православный монастырь, просуществовавший до 1740-х годов, когда эти земли перешли к католическому роду Ивановских.

В середине XIX в. расцвет усадьбы в Прилуках был связан с именем Людвики Горват (урожденной Ошторп), которая принесла имение в качестве приданого своему супругу, Оттону Горвату.

В 1868 году в имении произошел пожар, в результате которого дворец сгорел почти полностью. Это не помешало Эмерику Чапскому выкупить имение в 1871 году. Граф возвел на месте сгоревшего дома изящный дворец в неоготическом стиле. При его сыне Юрии (Ежи) Чапском справа к дворцу была пристроена башня, а слева – одноэтажное крыло, в результате получилось здание в стиле модерн.  

IMG_4138 

Сегодня в стенах Прилукской усадьбы расположен НИИ защиты растений     

Повезло и усадьбе, и историкам, и всем нам, кто неравнодушен к памятникам отечественной истории, когда в 1926 году она стала съемочной площадкой первого белорусского игрового фильма «Лесная быль». Теперь благодаря кадрам «Лесной были» мы можем видеть, каким был усадебный дом в 20-е годы. Кстати, владельца дворца в фильме зовут графом Драбским – явный намек на Чапских, верно? В годы Великой Отечественной войны дворец Чапских в Прилуках стал загородной резиденцией гауляйтера Кубе. Именно в военные годы был уничтожен прекрасный старинный парк вокруг дворца: фашисты так боялись нападения партизан, что вырубили старые деревья. Сохранился послевоенный снимок, на котором дворец виден прямо от въездной брамы: деревьев, которые укрывали бы дворец от любопытных взглядов, уже не было...

По легенде, длина аллеи – от въездной брамы до парадной лестницы – составляет 365 шагов самого Эмерика Чапского. Те, кто пытается проверить эту версию, утверждают, что шаги у графа были ого-го, должно быть, он был настоящим великаном.

IMG_4134

Старинные дереья в парке не сохранились, но романтическая атмосфера чудом уцелела...

Отступая, немцы сожгли дворец, и от него остались одни стены. От горькой участи других белорусских дворцов и усадеб его спасла очередная женщина и… колорадский жук, рассказывает Игорь Гатальский.

IMG_4219

Экскурсовод Игорь Гатальский

Оказывается, в стенах дворца разместилась Минская опытная станция по борьбе с колорадским жуком при Всесоюзном институте защиты растений, а возглавила ее Цилия Гайдельман. Финансирование реставрационных работ шло из Москвы. В 1971 году станция была преобразована в Институт защиты растений, который до сих пор размещается в исторических стенах.

IMG_4206

На фотографии Яна Булгака 1915 года каретный флигель Прилукской усадьбы щеголяет готической башней и оттого кажется похожим на храм.

IMG_4237

В бывшем каретном флигеле усадьбы размещается  Прилукский центр народного творчества

Башня до наших дней не сохранилась, но самое здание уцелело, и сегодня в нем размещается  Прилукский центр народного творчества. Здесь действует историко-краеведческое объединение «Прылуцкая спадчына», и его руководитель Инесса Король гостеприимно встречает нас на пороге. Сотрудники центра проделали колоссальную работу, собрав материалы о семье Чапских. На стенах центра можно увидеть фотографии представителей рода, ту самую визуальную информацию, которой так не хватает белорусской истории, чтобы стать зримой, осязаемой, настоящей.

IMG_4243

IMG_4246

IMG_4247

Вглядываясь в лица давно ушедших людей, я чувствую, что вопросов становится все больше. Почему книга внучки графа Эмерика Марии Чапской «Европа в семье», о которой упоминают историки, не стоит на моей полке? Почему я ни разу не видела игровой белорусский немой фильм «Лесная быль» по телевизору? Почему в Кракове на основе вывезенной графом Эмериком Чапским из Станьково коллекции создается международный нумизматический центр, а у нас сама фамилия Чапских известна далеко не всем? Что это за книга Wn?tsze, где был напечатан снимок 1886 года, изображающий Юрия Чапского и его жену Юзефину (урожденную Тун-Гогенштайн) после свадьбы? Вопросов, как всегда, больше, чем ответов.

IMG_4268

Макет дворца в стенах Прилукского центра народного творчества

IMG_4272

IMG_4276

Хозяйственные постройки Прилукской усадьбы сегодня бережно восстанавливаются

Значит, путешествие по истории только начинается. Пора, наконец, доехать до Станьково и своими глазами увидеть знаменитый «скарбчык» графа-коллекционера…

Автор выражает благодарность Белорусской ассоциации экскурсоводов и гидов-переводчиков и экскурсоводу Игорю Гатальскому за прекрасную экскурсию.

https://www.traditionrolex.com/8