Рейтинги туроператоров Беларуси: с кем предпочитают сотрудничать агентства?

Рейтинги туроператоров Беларуси: с кем предпочитают сотрудничать агентства?

Рейтинги туроператоров Беларуси: с кем предпочитают сотрудничать агентства?

Несколько месяцев назад наш портал начал проводить опрос среди турагентств Беларуси с целью выяснить рейтинги предпочтений сотрудничества с туроператорами. Для голосования мы выбрали 10 направлений, среди которых – страны, давно популярные на нашем рынке, а также некоторые новые направления.

Нам думается, что результаты опроса будут интересны не только профессионалам отрасли, но также обычным посетителям портала. Почему? Потому что конечному потребителю – туристу – предлагаются варианты туров именно исходя из предпочтений сотрудничества агентств с операторами. Операторы, напоминаем, ответственны за качество турпродукта, агентства – за его продажу.

Подчеркнем, что опрос проводился накануне активного сезона и отражает фактическую ситуацию на тот момент.

В голосовании приняли участие 94 туристических агентства Беларуси. Мы благодарны участникам опроса и в ближайшие дни разыграем между ними наш приз – бесплатную статью на портале TIO.BY в главных новостях.

Итак, работе с какими туроператорами отдают предпочтение белорусские турагенты? Мы выстроили диаграммы в процентном соотношении, получив соответствующие рейтинги. Также мы поговорили с агентствами и снабдили эти рейтинги небольшими комментариями.

Система подсчета голосов и, соответственно, выведения рейтинга в процентном отношении проста. Для голосования были предложен список ведущих операторов по направлениям. Кроме того, агентства могли дополнять список операторов своими вариантами. Каждое агентство, принявшее участие в голосовании, в электронной форме отмечало операторов, с которыми работает по тому или иному направлению. Оператор набирал нное количество голосов и соответствующее количество процентов от всех принявших участие в опросе агентств. Таким образом, рейтинг отражает общий процент голосов, поданных за того или иного оператора.

Поехали!

Для начала – какие же страны агенты посчитали наиболее перспективными для работы в  сезоне-2017?

Направления.jpg

В тройке лидеров предсказуемо оказались Греция, Болгария и Турция. Интересно, что в нашем опросе Греция и Болгария набрали абсолютно одинаковое количество голосов, тем самым поставив точку в давнем споре – кому же принадлежит пальма первенства в своеобразном соревновании за сердца белорусских туристов? Также любопытно, что недалеко от безвизовой Турции – глобальной дестинации, которая долгие годы была № 1 среди зарубежных направлений на нашем рынке, но упустила позиции из-за непростых событий последних лет, в топе оказалась тоже не требующая виз от белорусов маленькая Черногория. 

Следом идут явно растущие, можно сказать, переживающие ренессанс на нашем рынке Испания и Кипр. Также, пожалуй, отметим следующий любопытный факт – более половины агентств в этом сезоне благосклонно глядят в сторону Албании – страны, о которой прежде вообще ничего не было известно. Предупреждая возможные вопросы, сразу скажем, что у нас все же был целевой опрос, целью которого было выяснить «вес» самых крупных белорусских туроператоров, работающих по таким же направлениям, то есть находящимся в «тяжелой», как правило, «авиачартерной» весовой категории. Возможно, поэтому такие популярные в своем сегменте направления, как Беларусь и Грузия, набрали совсем небольшое количество голосов – по нескольку процентов. Небольшое количество участников опроса среди приоритетных направлений также указали Прибалтику, Румынию, морские круизы, Египет и Тунис.

Греция

Греция.jpg

Бесспорным лидером в рейтинге предпочтений сотрудничества белорусских турагентств стал туроператор «Музенидис Трэвел» – фирма, которая на нашем рынке сделала популярной не только себя, но, собственно, продукт. Как видим, в таблице «Музенидис Трэвел» расположился с солидным отрывом от конкурентов. Согласно нашему опросу, только одно агентство из десяти, работающих по Греции, не продает туры этого оператора. При этом, естественно, никто не запрещает агентству бронировать туры различных операторов, сравнивая цены на пакеты и условия сотрудничества. 

Далее, близко друг от друга, расположились ТEZ ТOUR, «АэроБелСервис», «ИНТЕРСИТИ» и Coral Travel. Есть в этом рейтинге и относительные новички. К ним можно отнести греческого туроператора «Канулас Трэвел», который в этом году консолидирует чартер на Корфу из Минска. Также среди операторов, которые работают по греческому направлению, белорусские турагентства несколько раз упомянули фирму «Итака». Напомним, что этот старейший польский туроператор присутствует на белорусском рынке чуть более двух лет, в Бресте его интересы представляет турфирма «Цвет Трэвел», в Минске забронировать туры «Итаки» также можно через «АлатанТур».

Болгария

Болгария.jpg 

Как видим, на схеме, присутствуют практически все операторы – признанные лидеры в данном сегменте. Болгария, конечно, как и Греция, стратегическое направление на нашем рынке. Возможно, здесь нет такого разнообразия продукта, как в Греции, – все же последняя предлагает большой спектр островного отдыха, да и сервис в Греции повыше и природа поинтереснее, зато Болгария бьет конкурента ценой и привлекательностью отдыха для семей с маленькими детьми. По нашему опросу, большинство агентств, голосуя за оператора по болгарскому направлению, предпочитает «ИНТЕРСИТИ». Компания, конечно, в последние несколько лет сделала большой рывок, это невозможно не заметить. Причина, на наш взгляд, не только в экспансивной политике роста, но и в том числе в технологическом отрыве, который на белорусском рынке стабильно демонстрирует два отечественных агентства – «ИНТЕРСИТИ» и «Ростинг». Впрочем, «Ростинг», ТEZ ТOUR и «АэроБелСервис» очень плотно располагаются на второй, третьей и четвертой позициях. В конце десятки скромно, но надежно разместился автобусный оператор «Подевюс», за плечами которого более 20 лет сложнейшей работы с детскими лагерями в Болгарии. И – дзынь! – в первый, но не последний раз в рейтинге появляется звезда украинской туротрасли – туроператор Join Up, которому мы уделим немножко текста ниже – в турецком разделе.

Турция

 Турция.jpg

Тут однозначным лидером является компания ТEZ ТOUR – фирма, которая ассоциируется с турецким направлением со Знаком качества. Также солидный отрыв от остальных операторов в рейтинге предпочтений сотрудничества турагентств демонстрирует «АэроБелСервис». На третьей позиции мы видим, также в относительном удалении от ведущей тройки, Coral Travel. 

Надо заметить, что топ-3 по Турции для нас оказался достаточно предсказуемым – то, что ТEZ ТOUR и «АэроБелСервис», скажем так, «держат рынок» – это не  сюрприз! А вот ниже становится интересно! Сразу после «ИНТЕРСИТИ» и, что удивительно, перед «Ростингом», мы находим уже упомянутый украинский Join Up. Компания тихо, как говорится, без шума и пыли, но достаточно активно проникла на наш рынок. Несколько лет представительство компании работает в Гомеле, с этого года фирма представлена и в Минске. Что касается турецкого направления, у фирмы есть блок мест на чартере в Бодрум из Минска, активно оператор также работает на анталийском побережье. 

Турецкий рынок в Беларуси населен туроператорами, конечно, очень плотно, тем не менее украинцы, видимо, нашли тут ценовую нишу и успешно предлагают перелеты из Киева. Кстати, ни одно направление в нашем опросе не вызвало такого количества сопутствующих комментариев, как Турция. Так, некоторые агенты указывали, что если бы рейтинг предпочтений сотрудничества с туроператорами предполагал вылеты из разных городов, то он выглядел бы по-разному. Например, так: из Киева – JoinUP!, AnexTour, Pegas Touristik, TEZ TOUR, TUI, Coral Travel, из Москвы – AnexTour, Pegas Touristik, Tez Tour, Coral Travel. Этот вариант мы приводим исключительно для примера, поскольку мы не составляли отдельных рейтингов по вылетам из портов соседних государств. На последней строчке в нашем рейтинге располагается немецкий оператор ТУИ.

Черногория

ЧЕрногория1.jpg

Еще раз подчеркнем, что подавляющее количество опрошенных агентств – 87,5% – высказали желание работать с этой маленькой, но действительно популярной у белорусов страной. Вот ведь как бывает: и страна маленькая, и операторов здесь не так много, как в той же Турции, тем не менее продукт с точки зрения сотрудничества туроператор – турагент тоже очень интересный. 

Напоминаем, что стратегическим принимающим партнером для наших туроператоров в Черногории является «Р-Турс», который обеспечивает белорусов отельной базой, экскурсиями, трансферным обслуживанием и уже много лет является заказчиком чартеров. Что касается непосредственно отечественных операторов, то здесь в лидерах на направлении мы снова видим «ИНТЕРСИТИ» – 71,6% опрошенных выбирает этого партнера для работы по Черногории. Далее, но с заметным отставанием, располагается «Ростинг». Третью строчку занимает «Тайм Вояж». Следом идет «Аэротрэвел», который когда-то был исключительно авиаброкером, а в последние годы успешно продвигается и как туроператор. Также в рейтинге оказались «ТрейдВояж», «Топ-Тур», «Смолянка» и «Вояжтур». По нескольку процентов набрали Pac Group и тот же Join Up. 

Заметим, что мы не обнаружили в опросе ни одного голоса за «Библио Глобус», который когда-то, как помним, пришел на рынок с отдельным чартером на Черногорию и в какой-то момент заставил поволноваться ведущих игроков. Как подчеркивают агентства в комментариях к направлению, в этом году Черногория может «подгорать» в том смысле, что билетов достаточно, а вот подыскать размещение на нужные даты бывает сложно. Наш вариант «спасения» – это виллы на гарантиях, которые есть у перечисленных операторов.

Испания

Испания.jpg

Напомним, что, кроме популярной Каталонии, куда белорусы летают на регулярном рейсе «Белавиа» в Барселону, из Минска можно прямыми чартерами попасть на Майорку и в Валенсию. Именно данную географию возможностей и отражает наш рейтинг. Первую строчку в нем занимает уже упоминавшийся в качестве лидера на турецком направлении ТEZ ТOUR. С ним предпочитает сотрудничать 74,7% опрошенных агентств. На второй позиции – «АэроБелСервис», за него проголосовало чуть более 60% агентов. На третьей – «ИНТЕРСИТИ» (с завидной регулярностью присутствующий на высоких позициях практически на всех направлениях с вылетом из Минска – это невозможно не заметить!).  Буквально в затылок ему дышит Coral Travel. Далее плотно идут «Вояжтур» и «Натали Турс» (напомним, что компания уже который год возит белорусов из Минска в Испанию на лоукосте «Вуэлинг»). Одинаковое количество голосов – по 26,5% – набрали «Ростинг» и «Внешинтурист» (последний – благодаря автобусным испанским цепочкам!). 14,5 и 13,3% голосов соответственно – в копилке «Топ-Тура» и «Турлюкса».

Кипр

Кипр.jpg

Достаточно интересная, на наш взгляд, картинка агентских предпочтений получилась по Кипру. В лидерах – 70% проголосовавших – ТEZ ТOUR. Далее – с 56% – «Музенидис Трэвел», который, напомним, второй год работает по этому направлению. Третья позиция – у «АэроБелСервиса». Совсем близко друг от друга расположились «ИНТЕРСИТИ» и «Библио Глобус» – 52,4 и 50% соответственно. 32,9% голосов получил «Ростинг». Ну и в конце таблицы – «АлатанТур» и «ЦентрКурорт». Тут, конечно, надо иметь в виду, что все же речь идет не о чартере, а о регулярной перевозке. Значительное количество белорусов традиционно предпочитают покупать билеты и бронировать недорогие виллы на Кипре самостоятельно.

Италия

Италия.jpg

Прямые чартерные рейсы в Италию из Минска летают на Сицилию, в Триест, Римини, и осенью, как предполагается, будет совершен рейс в Тоскану. Видимо, нужно упомянуть регулярный рейс в Ниццу, который позволяет туроператорам предлагать туристам итальянскую Лигурию с прямой удобной доставкой. На сегодняшний день туроператора – явного лидера с подавляющим количеством голосов – в нашем опросе мы не обнаружили. Достаточно стабильной репутацией у агентов пользуется пятерка туроператоров – «АэроБелСервис», «ИНТЕРСИТИ», TEZ TOUR, «Данко Трэвел» и Coral Travel, но при этом у всех меньше 50% голосов. Также хорошие позиции у «Ростинга», Pac Group, «Солемаре» и «Бел-Ориентира» (два последних агентства, напомним, специализируется на Италии). Кроме того, в рейтинге присутствуют «Вояжтур», «Аэротрэвел» и «Интерлюкс». Добавим, что итальянское направление всегда являлось достаточно сложным на белорусском рынке. Это касается и отельной базы на различных побережьях Италии, и ценовой политики, и, как правило, отсутствия русскоговорящего сервиса.

Албания

Албания.jpg

Албания в этом году показала неплохой старт. Весьма интересно посмотреть, как на «точке входа» расположились агентские симпатии по отношению к операторам, рискнувшим в этом сезоне предложить сей непростой продукт, другими словами – взять гарантированные блоки на чартере. В данный момент, пожалуй, также сложно выделить однозначного лидера по направлению. Хотя присутствие «ИНТЕРСИТИ» на первой строчке, с учетом всех предыдущих достижений туроператора, говорит само за себя. Таким образом, у «ИНТЕРСИТИ» – первая позиция и 53,2% агентских симпатий. На второй строчке с совсем небольшим отставанием – «Аэротрэвел», благодаря которому (а также его черногорскому партнеру «Р-Турсу») мы сегодня и имеем такую интересную новинку сезона. У «Аэротрэвела» – 48,4% голосов. Насчет остальных также не было никаких сомнений, что они пожелают «быть в игре» на данном направлении – это специализирующиеся на «смежном» с Албанией черногорском  отдыхе – «Тайм Вояж», «Ростинг», «ТрейдВояж» и «Смолянка».

Украина

Украина.jpg

Прежде направление номер один (в ближнем зарубежье), собиравшее в лучшие годы до полумиллиона белорусских туристов – некогда владеющая Крымом Украина, нынче скукожилась до Одессы и курортов Одесской области. Тем не менее в своей ценовой категории это, безусловно, популярный продукт. Достаточно сказать, что если прошлым летом в Одессу из Минска курсировало 14 автобусных цепочек, то в этом году – 41! Здесь с операторами, судя по комментариям агентств, приложенным к опросу, все достаточно сложно. Тем не менее рейтинг мы составили. Выглядит он следующим образом. 

«Подевюс» набрал 40% голосов, у него скорее, чем у кого-либо другого, забронируют агенты тур на Черноморское побережье Украины. Туроператора «Сказочный тур» также можно считать лидером в данном сегменте – 28,2% голосов. Украинский Join Up и белорусский «Дитриб», судя по всему, пользуются одинаковой популярностью у отечественных турагентов – по 13%. Далее в списке находим целый ряд сходных по позициям операторов.

Северный Кипр

Северный-Кипр.jpg

Ну и завершает наш опрос еще одна новинка сезона, которую весной активно презентовали операторы, – Северный Кипр. Судя по всему, эта премьера сезона оказалась менее успешной в сравнении с Албанией. Хотя своего клиента – жаждущего открытий и своеобразной геополитической экзотики – Северный Кипр тоже получает. Лидером в нашем опросе выступает туроператор «АэроБелСервис», ему отдает предпочтение 84% проголосовавших агентств. На второй позиции – «Аэротрэвел», у него 52% голосов. Также упомянутыми в опросе оказались туроператоры Anex Tour и «Топ-Тур». Напомним, что «АэроБелСервис» предлагает белорусским туристам добираться до Северного Кипра через Стамбул, «Аэротрэвел» – через Ларнаку.

***

В комментариях к опросу, говоря в целом о сотрудничестве с туроператорами, агенты обращают внимание на несколько важных факторов взаимодействия с туроператором, а также на причины конечного выбора в пользу того или иного оператора.

В первую очередь, конечно, важна цена и размер комиссии, во вторую – личный контакт, и в третью – некие бонусы. Без личного контакта невозможно быстро решать проблемные ситуации, которые, не секрет, частенько случаются в туризме (таков уж этот бизнес!). И тут операторы могли бы выслушать много интересной критики в свой адрес. 

Не является секретом, что некоторые агентства даже предпочитают бронировать операторские туры через «посредников» (которыми являются привилегированные турагенты), потеряв на этом 1-2% комиссии, зато получив уверенность в том, что и дефицитные билеты в случае необходимости найдутся, и на форс-мажор будет быстрая адекватная реакция. 

Как рассказывают турагенты, на сегодняшний день больше нет четкой «репутационной» принадлежности операторов: этот «дорогой», а тот – «дискаунтер». У всех – живая, «динамическая» цена, которая меняется в зависимости от многих факторов, в том числе от кликов и просмотров конкретного предложения в данный момент. Все видно в системах бронирования, которые частенько являются отдельной головной болью турагента. 

Насколько мы поняли, турагенты не всегда приветствуют новые туроператорские системы бронирования – по отзывам, работать в старых было проще. Но время, как известно, не стоит на месте. Меняются технологии, изменчив туристский спрос, и, как видим, лидеры белорусского туристического рынка – тоже явление подвижное. Осенью мы обязательно подведем итоги сезона! Оставайтесь с нами!

фото-рейтинг-2.jpg

Лилия Кобзик
инфографика - Борис Квиткевич

Мнения

Вверх