https://www.traditionrolex.com/8
<p>В будущем году Кудричам исполнится 455 лет. При столь солидном возрасте сведения о прошлом этой удивительной, затерянной среди пинских болот деревни крайне скупы. Никто из старожилов не берется объяснить, откуда пошло название "Кудричи". Ни созвучных ему фамилий, ни обитателей с кудрявыми чубами здесь не замечено, да и к тому же кудри на Полесье называют "кучары".</p>

Татьяна ХВАГИНА, фото автора

Немного истории

В будущем году Кудричам исполнится 455 лет. При столь солидном возрасте сведения о прошлом этой удивительной, затерянной среди пинских болот деревни крайне скупы. Никто из старожилов не берется объяснить, откуда пошло название "Кудричи". Ни созвучных ему фамилий, ни обитателей с кудрявыми чубами здесь не замечено, да и к тому же кудри на Полесье называют "кучары".

11-3

Известно лишь, что со времен королевы Боны Кудричи принадлежали пинскому монастырю францисканцев. Скорее всего (в этом убеждены и местные старожилы), первопоселенцы обосновались на крошечных островках среди болот не по своей воле. В прошлом в такие труднодоступные места, где человек был обречен на борьбу с болотной стихией, переселяли в наказание людей, преступивших закон. Безызвестные первопоселенцы обзавелись семьями, и островная деревня постепенно росла, пока число дворов в середине ХХ столетия не перевалило за сотню.

Когда-то в Кудричах на берегу реки Ясельды на небольшой возвышенности, называемой "Моглицы", стояла построенная в конце XVIII в. деревянная Петропавловская церковь. При Хрущеве дали команду ее снести. Пьяница-тракторист, который, выполняя указание сверху, зацепил тросом угол храма и раскатал его по бревнышку, вскоре после этого погиб - в лютый холод замерз на болоте.

В межвоенное время, или, как здесь говорят, "за польскiм часам", в Кудричах появилась школа, только без школьного здания - детей собирали и учили по хатам. Во время оккупации Пинщины войсками вермахта немцы заглядывали в Кудричи редко. Но в один из визитов согнали население в сарай и заперли. Продержав несколько часов, все же отпустили живыми. А вот соседнее Площево сожгли, и тогда жители Кудрич приютили своих соседей, пока те не отстроились заново.

После войны организовали колхоз. Один год даже действовала школа - было много детей. Но затем молодежь стала быстро разъезжаться из Кудрич, кто - в Пинск, кто - в крупные перспективные села. И Кудричи стали таять на глазах. В 80-е годы теперь уже прошлого века на всю деревню было только три школьника, которым приходилось добираться в Каллауровичи за Припятью, преодолевая по пути в школу и обратно пешком и на попутках более 20 км в день.

"Мodus vivendi" людей на болоте

От Пинска до Кудрич по дороге через Пинковичи и Почапово - 27 км, а по болотам - и того меньше. Но многие поколения обитателей Кудрич никогда не видели столицу Полесья, а современные жители Пинска лишь после мелиорации узнали о Кудричах - удивительном уголке, где еще недавно все выглядело словно сто лет назад.

11-4

Этот затерянный мир дольше других сохранил свой архаичный уклад жизни благодаря особому местоположению. Три реки, Ясельда, Пина и Припять, а также низинные пойменные болота, что протянулись до самого Пинска, многие века надежно скрывали Кудричи от внешнего мира. До появления дороги, построенной лишь в конце прошлого века, далеко не каждый обитатель Кудрич выбирался за пределы родных болот.

В Пинск на рынок, чтобы продать рыбу и разжиться копейкой, плыли от порога своего дома на лодках, но не по Ясельде (слишком большой крюк), а напрямик 6-7 км по залитому водой низинному болоту в Куродово, а дальше вверх по Припяти. Другой водный путь был по болоту на северо-запад к реке Пине.

На лодках отправлялись косить сено и пахать поле. Большая часть полей находилась за Ясельдой на сравнительно сухом левом берегу реки. Во время пахоты туда в больших лодках-"дубах" переправляли коней, телеги, бороны и плуги, мешки с зерном и картошкой.

Там же, на возвышенности, находятся два сельских погоста, один называется "Гора", другой - "Крупицы". Согласно давней традиции, на каждом хоронят лишь носителей определенных фамилий. Пока не было "гравийки", покойников и похоронные процессии перевозили на левый берег лодками. Так что Ясельда - не только "река богов", как нарекли ее древние индоевропейцы, но и "полесский Стикс", по которому "нябожчыкi" переправляются к месту своего упокоения.

Без лодок в Кудричах не обойтись и сегодня, так как весенний паводок, летние и осенние дожди разделяют островки протоками, заполненными водой. Вот только уже не стало тех мастеров, которым со всей округи свозили сосновые доски и дубовые "кляки", чтобы вышла прочная и удобная лодка.

Полешуки - прирожденные рыбаки. В Кудричах природа, особенно водоемы, восполняли все, что не додавало крошечное хлебное поле. В окрестностях Кудрич, кроме Ясельды, красивой полесской реки, которая, пройдя еще около 4 км, впадает в Припять, много других водоемов: Перстыньский затон, озера Блудное, Лукэ, Ланито, а на подворье у старосты Моисея Елисеевича Махновца - персональное озерцо под названием Черпало. До войны рыбалка приносила жителям Кудрич основной доход. Лучшую рыбу - щук, линей, язей - продавали, доставляя ее по воде в плетеных рыбниках, которые цепляли к лодкам. Зимой искусно ловили вьюнов, приманивая их к лункам, прикрытым жердочками, а поверх сеном и снегом. Сегодня в Кудричах рыбацкие снасти уже хранятся лишь как память о недавнем прошлом - за ловлю рыбы в заказнике "Средняя Припять", на территории которого оказались Кудричи, грозит не сопоставимый с доходами кудричских пенсионеров, огромный штраф. Еще один древний промысел, которым испокон веку занимались в Кудричах, - это бортничество. В саду сельского старосты можно увидеть огромные сосновые колоды, куда мед собирали еще при крепостном праве (при их демонстрации туристы приходят в неописуемый восторг!).

Полешуки не могли и не умели сидеть без дела, иначе ни за что не выжили бы среди болот. В Кудричах умели делать все - строить, пахать, ухаживать за скотом (в каждом хозяйстве было 5-6, а то и больше коров, лошадь, овцы, свиньи, множество домашней птицы), охотиться и рыбачить, изготавливать орудия труда, посуду, одежду, заготавливать продукты впрок...

Как и большинство полесских сел, что ютятся в поймах рек, Кудричи каждый год страдали от паводков. Все, что наживалось непосильной работой, под напором стихии всякий раз могло пойти прахом. Это для современных горожан паводок кажется безобидным и даже романтическим событием, а для тех, чье добро гибнет на глазах, кому нужно перевозить домашних животных и птицу на какое-нибудь сухое место, а то и просто поднимать на крышу, кто остается без питьевой воды (нечистоты из хлевов и туалетов могут попасть в колодец), паводок - страшное бедствие.

Но "люди на болоте" были оптимистами. Случались и потоп, и недород, а жили весело - вспоминают старики.

Цивилизация по-кудричски

Обнаружили Кудричи в глуши полесских болот мелиораторы. Раньше, когда все Полесье было залито водой, никто не удивлялся ни многокилометровым гатям, ни кладкам, проложенным по болотам, ни деревенькам на болотных островах. Уникальность Кудрич в том, что это последний сохранившийся до наших дней пример традиционной для старого Полесья бессистемной островной планировки, которая диктовалась спецификой природных условий.

Названия островов, на которых стоят Кудричи, известны лишь коренному населению - Взидена, Грушечки, Островок, Сомынне, Дубок, Лэсок, Моглицы:Только вместо ста хат осталось лишь 20, а жителей 27. Увидев в Кудричах человека моложе 50 лет, можно с уверенностью сказать, что это приезжий.

Самый большой остров называется "Сэло" (Село), и по нему проходит короткая улочка. Вместо простоявших полвека тростниковых крыш - новенькие шиферные, видимо,
постарались дети, живущие в городе. Процесс превращения Кудрич в дачный поселок уже начался, и если не будет приостановлен, то самобытная деревня растает как мираж.

На доме социальных услуг - первая и долгое время единственная на всю деревню телефонная розетка. Хочешь поговорить, приноси свой аппарат, подключайся и звони куда надо. Вот что значит цивилизация по-кудричски. Еще один элемент цивилизации - кудричский "автовокзал". Дорогу через болото, о которой мечтало не одно поколение жителей, построили только в середине 90-х годов ХХ века. По ней теперь раз в неделю приезжает автолавка с хлебом и другими товарами под заказ. А еще приходит рейсовый автобус "Пинск - Площево". Кудричский "автовокзал" обошелся невероятно дешево, ибо это всего лишь деревянная скамейка на краю болота у самого поворота на Кудричи, где дожидаются городского автобуса местные пассажиры.

Почему Кудричи нравятся туристам

Первым, кто решился показывать туристам Кудричи, был Алексей Дубровский - большой патриот и знаток Полесья, эколог, краевед, экскурсовод, автор замечательных фильмов и фотоальбомов о Полесье. Зарубежные любители природы - экологи и орнитологи, которые каждый год приезжают сюда из Германии, Бельгии, Нидерландов, Франции, Швеции и изучают природные богатства в пойме Припяти, приходят в восторг от Кудрич - полесского скансена, где на тростниковых крышах, столбах и деревьях - всюду, куда ни кинешь взор, огромные гнезда аистов - "буслянкi". Группы из Польши, которых манят на Полесье рассказы и повести, старые фотографии и знаменитая песня "Полесья чар", стремятся сюда, несмотря на тряскую грунтовую дорогу, губительную для автобусов еврокласса. Ну где еще, кроме Кудрич, увидишь такой уголок настоящего залитого водой Полесья и таких же подлинных "людей на болоте" с редкими теперь именами Адам, Моисей, Тимофей, Евстафий, Гандзя, Марфа, Саломея?..

Шведы, которые два года назад нагрянули в Пинск на турпоезде, наделав своим визитом немало шума, именно Кудричи, куда были доставлены по Припяти теплоходом, а затем автобусом, назвали "гвоздем" своей программы, хотя тур был посвящен пребыванию на Полесье воинственного Карла ХII. "Мы любим природу и все подлинное. Именно так, в естественном состоянии, а не при помощи бутафории и новоделов нужно показывать народный быт и культуру", - сказали гости, давая интервью местным журналистам, и с этим невозможно не согласиться.

Начали входить во вкус по отношению к Кудричам и белорусские, прежде всего столичные, туристы. Но заказной рейс по Припяти в сторону Кудрич обходится довольно дорого и занимает много времени (2 часа в одну сторону), к тому же от пристани в Качановичах до Кудрич остается еще 4 км. Что касается автобусных туров, то 14 км "гравийки", помноженные на два захода - туда и обратно, здорово отбивают охоту турфирм, рискующих на этом маршруте своими автобусами. И вряд ли районные власти, считающие Кудричи "позором", который нужно поскорее спрятать подальше от чужих глаз, станут (да еще в условиях кризиса!) изыскивать средства на асфальтовое покрытие.

Единственное, что еще вселяет надежду, так это то, что Кудричи запали в душу руководителям туристической отрасли. Министерство спорта и туризма добивается создания в Кудричах музея под открытым небом "Полесская старина".

Но кто знает, сколько времени пройдет от принятия решения до его реализации. Мне почему-то кажется, что Кудричи умрут раньше, чем заработает маховик связанного с их сохранением и превращением в музейный комплекс государственного проекта. Их погребет равнодушие и непонимание, отсутствие творческой фантазии и отсутствие интереса к своим корням, к той невыдуманной, непричесанной под идеологические приоритеты подлинной истории, ради сбережения которой полтора века назад "полешук" Наполеон Орда исходил дороги родного края, чтобы запечатлеть и тем самым сохранить для потомков его облик.

Послесловие

Совсем недавно, 16 марта этого года, я специально выбралась проведать Кудричи, как едут навестить старого доброго друга или подругу, тревожась: как там? Чем ближе подъезжала, тем больше понимала, как соскучилась по Кудричам. "Гравийка", еще не разбитая машинами, вела себя на удивление прилично - без тряски и пыли, словно наша машина неслась по отличному шоссе вдоль высоких и пока безлистых тополей и кустов вербы, обсыпанных пушистыми "котиками".

Вдруг, откуда ни возьмись, появилась плутовка лиса, не рыжая, а желто-бурая, под цвет окрестных болот. Она метнулась в сторону от дороги и вскоре слилась с унылым в эту пору болотным пейзажем. Хищная птица, похожая на ястреба, ринулась с дерева вниз, подкараулив свою добычу. Чуть дальше с небольшого озерца поднялась в небо и поплыла в потоках воздуха над болотом пара белых лебедей...

Наконец слева от дороги за ажурными, похожими на изящные черные "вытинанки" деревьями и кустами показались первые кудричские хаты в окружении живописных стогов сена. У скамеечки "автовокзала" мы свернули к ним и, выбирая место посуше, подъехали к первой усадьбе. Ее фотография с огромным гнездом аиста на крыше хлева, где летом обитает многодетная семья белых аистов, уже попала во множество фотоальбомов и буклетов, посвященных Полесью. Но, к сожалению, больше таких снимков не будет - на осиротевшей после смерти хозяйки бабы Лиды усадьбе уже провалилась крыша: От старосты Моисея Елисеевича узнала еще одну печальную новость - 40 дней назад умер потомственный житель Кудрич Владимир Яковлевич Зельман. В Кудричах осталось 27 человек...

Похоже на то, что за несколько ближайших лет от самобытных Кудрич и следа не останется. Крытые тростником дома и хозяйственные постройки разрушаются, кое-где на их месте уже появились дачи. Уже нет мастеров, которые умели делать отличные лодки, крыть тростником крыши, почти перевелся домашний скот, без дела стоят в сараях ткацкие станки, ступы и великое множество прочей домашней утвари, которая будет порублена и сожжена как старый хлам. Не найдя сегодня времени и средств, чтобы для начала хотя бы законсервировать угасающие на глазах Кудричи, мы будем потом тратить гораздо больше, а выйдет все одно - фальшивая подделка, декорация на тему полесского быта...

КОММЕНТАРИЙ

Валерий Ребковец, председатель Пинского райисполкома: Программа развития Кудрич как туристического объекта начала разрабатываться 1,5 года назад, но еще находится в стадии согласования. Для проекта сейчас нашлись довольно солидные инвесторы, и планируется, что в мае в деревне начнут возводить первые туристические объекты. Пока рано еще говорить, какие именно это будут объекты, в каком количестве и каковы будут размеры финансирования, но в следующем году Кудричи должны превратиться в уютный туристический уголок. Что касается дороги, то в нашей стране существует не так много дорог, проложенных через болото. Она гравийная, но вполне в удовлетворительном состоянии, а чтобы проложить там 20 км асфальта, нужны десятки миллиардов рублей - в нынешней ситуации найти их нереально.

https://www.traditionrolex.com/8