https://www.traditionrolex.com/8
<p>В тот день, когда у кандидата географических наук, доцента, преподавателя кафедры экономической географии зарубежных стран геофака БГУ Тамары Федорцовой, заместителя председателя Ассоциации экскурсоводов и гидов-переводчиков «случился» юбилей, застать ее дома и даже дозвониться по телефону оказалось невозможно – именинница путешествовала за границей, отдыхала на озере Хевиз в Венгрии.</p>

В тот день, когда у кандидата географических наук, доцента, преподавателя кафедры экономической географии зарубежных стран геофака БГУ Тамары Федорцовой, заместителя председателя Ассоциации экскурсоводов и гидов-переводчиков «случился» юбилей, застать ее дома и даже дозвониться по телефону оказалось невозможно – именинница путешествовала за границей, отдыхала на озере Хевиз в Венгрии. По ее словам, это было здорово: отрешиться от праздничной суеты, связанной с круглой датой, и подумать о своем юбилее, прошедших годах несколько отстраненно. Поэтому поговорить о прошлом и настоящем нам удалось несколько позже, пользуясь тем, что у юбилярши образовалась «экзаменационная форточка» во времени. И первый наш вопрос – о туристических пристрастиях.

Тамара-Федорцрва – Существуют ли страны, отдых в которых приносит особое удовольствие?

– Учитывая специфику профессии и активность ритма и стиля жизни, то скорее нравятся те места, где поспокойнее. В Беларуси мне очень комфортно на Браславских озерах, в частности на озере Струсто, где прекрасный сосновый лес, тишина, чистейшая вода, облагороженная территория… К сожалению, бывать там часто не получается. И вообще, если брать туристические категории отдыхающих, то я по натуре – «матрасник», то есть люблю полежать на солнце, покупаться, в общем, спокойный релакс.

– А как же путешествия, дальние страны?

– Дальние страны я начала открывать, как и большинство соотечественников, в середине 90-х годов. Тогда люди, долгие жившие годы за «железным занавесом», поехали за впечатлениями в Европу. В 1994 году я попала во Францию,  «увидеть Париж...». С тех пор я бывала во Франции и в Париже много раз, но постоянно открываю там для себя что-то новое, интересное.

– Есть ли страна, где пока не была, но очень бы хотела побывать?

– Да, есть. Моя заветная мечта – поехать в Италию. Надеюсь, мне удастся ее осуществить.

– Практически ни один выездной семинар по Беларуси, организованный Национальным агентством по туризму и МСиТ, не обходится без вашего участия. Учитывая ваш стаж работы в туризме, какие, на ваш взгляд, происходят изменения в оте­чественной туристической сфере?

– На самом деле, участвовать в подобных мероприятиях очень интересно. Во-первых, это возможность общения с коллегами. Во-вторых, поездки позволяют оценить объекты экскурсий, квалификацию экскурсоводов и инфраструктуру, посмотреть на турпродукт глазами туриста. Хотя, честно говоря, сделать это довольно сложно, учитывая накопленный опыт. Хочу отметить, что если в сфере, скажем, подготовки объектов к показу, экскурсионных возможностей что-то меняется в лучшую сторону, то в области инфраструктуры за прошедшие 40 лет практически ничего не поменялось. Как предлагали мы когда-то туристам на санитарных остановках посетить «благоустроенный белорусский лес», так и сегодня альтернативы этому в большинстве случаев нет. Взять хотя бы нашу последнюю поездку по Могилевщине. Искали объекты придорожного сервиса на новой трассе, но найти не смогли. А на заправке около Могилева туалет оказался на одно «очко». В результате потеряли час времени. Разве это нормально? По дороге в Гродно вроде бы этих объектов построено больше. Мы посетили кафе, где пропускная способность туалета тоже оказалась очень низкой. Да еще и работница кафе «любезно» объявила, что туалет только для посетителей заведения! Получается, что о туристах никто не думает. Меня всегда удивляет: почему мы не можем развиваться в этом направлении по европейскому образцу, где санитарные остановки туристического автобуса занимают буквально 15–20 минут? Министерство спорта и туризма ежегодно отчитывается, что придорожный сервис «прирастает» новыми объектами.

Однако инфраструктуры, которая должна окружать эти объекты и помогать задержать туристов подольше, как не было, так и нет.

Для меня в этом смысле маленький курорт Хевиз – пример того, как нужно заботиться о туристах. Там инфраструктура настолько развита, что любой гость может себе найти и питание, и развлечения на любой вкус и кошелек! А у нас найти сравнительно дешевое и качественное питание для туристов – это колоссальная проблема…

– Зачастую бывает, что, вспоминая о начале туристической деятельности, «ветераны» говорят: «А вот раньше… А вот тогда…», – имея в виду, что было лучше...

– Ну, во-первых, прошлое вспоминается с теплотой, потому что мы были молоды. А в молодости многое воспринимается более оптимистично, что ли. А на самом-то деле трудностей, волнений и проблем хватало и тогда.

Начнем с того, что на геофак я поступала вполне сознательно: у нас в школе этот предмет преподавала «географичка» Эсфирь Михайловна Гофман, которой я благодарна по сей день. Она привила нам настоящую любовь к географии, к окружающему миру. После ее уроков вступительные экзамены сдать было легко. А вот в туризм я попала не то чтобы случайно, а по стечению обстоятельств: в 1974 году в трех вузах страны – в Симферополе, Ростове-на-Дону и Минске при геофаках открыли туристическую специализацию. Среди нас отобрали отличников и «именем революции» на эту специализацию перевели. Некоторые традиционные предметы и курсы нам заменили на туристические дисциплины. К примеру, Тамара Андреевна Лемеш читала нам экскурсоведение: такое непонятное для нас тогда! Вот музееведение было более понятно, но скучно.

А затем нас направили на практику в Минское бюро путешествий и экскурсий, и тогда стало по-настоящему интересно. Меня распределили в методический отдел, «под крылышко» к Софье Петровне Цецохо, которая все рассказала и показала, а потом поручила экскурсоводам, чтобы мы с ними поездили и приобщились к практической стороне экскурсионной деятельности. Вот тогда я поняла, как это интересно и необычно, какое это перспективное направление, первопроходцами которого мы тоже можем стать. Затем была еще «высокая наука», рекреационная география, курс которой нам прочитали признанные московские «мэтры» Кривошеев и Зорин. А в 1975 году мы – быстро подготовленные и новоиспеченные специалисты по туризму – получили дипломы. Меня распределили в уже знакомое Минское бюро путешествий и экскурсий, которое тогда находилось на Бобруйской, 23. И мне сразу же поручили вести природоведческую секцию экскурсоводов.

Мне повезло вдвойне: я попала в отдел, где работали настоящие асы, и посадили меня прямо бок о бок с Софьей Петровной, которая обучила всему. Члены моей секции были люди взрослые, и я их немножко побаивалась. Мне все экскурсии, которые вели экскурсоводы бюро, казались такими интересными, такими сложными! Очень хотелось достичь аналогичного  уровня. И всех нас, молодых специалистов, определили на курсы экскурсоводов.

– Первая экскурсия запомнилась?

– Помню ее до мельчайших деталей. Меня записали на обзорную экскурсию по городу, а заказчики были не то из Борисова, не то из Барановичей, в общем, «наши» люди. Тогда было модно приезжать в Минск за колбасой, поэтому все экскурсии заканчивались у цирка, где находился большой продовольственный магазин. Так что никаких сюрпризов не ожидалось. А в автобусе оказались москвичи! Тут я чуть в обморок не упала. Потом собралась, слово за слово… Провела экскурсию как положено, даже с Заводским районом. Эта подтема была очень сложной, нужно было даже рассказывать о трудовых династиях, передовиках производства, количестве выпущенных тракторов и карданных валов. Чтобы ее освоить, я садилась на трамвай и объезжала все заводы, которые были включены в маршрут. Любопытно, что если в те годы экскурсантам производственная тема была не очень интересна, то сегодня большинство иногородних групп как раз проявляет к ней большой интерес. Иногда даже просят показать наши заводы и предприятия, потому что во многих бывших республиках производство остановилось.

Интересно было не только проводить, но и создавать новые экскурсии. К примеру, силами нашей природоведческой секции мы создали целый цикл экскурсий «В гости к зеленому другу». У нас были даже такие экскурсии, как «За грибами», «За ягодами». Их мы предлагали, когда профкомы заказывали поездки для своих сотрудников. Правда, когда экскурсовод пыталась рассказать грибникам про грибы, они говорили: «Ты посиди, мы и сами все знаем!» Для того чтобы увеличить количество экскурсантов, стали разрабатываться природоведческие экскурсии для пионерских лагерей. Для экскурсоводов это был нелегкий процесс: нужно было самим найти этот лагерь, добраться туда своим ходом, а потом еще и походить по лесу в поисках «Зорьки» или «Огонька». Это был своеобразный экстрим, благо жизнь тогда была вполне спокойной, и мы не боялись блуждать по лесам в одиночестве. Как сейчас вспомню, где мне только не приходилось бывать! Причем я в эти лагеря ходила даже, будучи беременной своей дочкой Аленой. Теперь мы смеемся и говорим, что любовь к географии и природе в ней была заложена еще тогда, и неслучайно она пошла по моим стопам и поступила на геофак!

Из методического отдела я ушла в декрет, а с 1978 года перешла в штатные экскурсоводы, правда, продолжала вести природоведческую секцию, а позже еще и производственную, которая считалась одной из самых сложных. В 1985 году защитила диссертацию, а в 1988-м перешла на преподавательскую работу.

– И все-таки, есть ли принципиальные отличия, на ваш взгляд, тогдашней деятельности экскурсоводов от нынешней?

– Это были дни какие-то радостные, заполненные впечатлениями… На работу летела, как на крыльях! Сначала мы собирались в бюро, обменивались новостями, а потом расходились по своим экскурсиям. Мы могли планировать свое время, и это мне сегодня очень пригодилось. Были и минусы, о которых, возможно, мы и не подозревали тогда, потому что были винтиками системы, частью идеологического аппарата.

К примеру, проводила экскурсию с какими-то иностранцами на спортивную тематику и с пеной у рта доказывала, глядя честными глазами, что у нас спорт только любительский, а совсем не профессиональный. Сейчас думаю: до чего у нас тогда были мозги набекрень благодаря всяческим институтам марксизма-ленинизма и пр.! Нас оправдывает сейчас только то, что мы во всю эту пропаганду свято верили! Верили, что живем в самой лучшей стране, и живем лучше всех! И один у нас враг – Америка, но и ту мы догоним и перегоним… 

Нынешние экскурсоводы нашу действительность не приукрашивают, подходят к ее показу совершенно адекватно. Но одновременно они настроены очень патриотично и стремятся показать, что наша страна – не задворки какие-нибудь, что нам есть чем гордиться, что у нас была интереснейшая история, что мы наследники высокообразованной нации…

Что мне не нравится – нет такого общения в среде экскурсоводов, которое было в советский период. Были секции, где мы могли что-то обсуждать, делиться своими проблемами. Эти не существующие сейчас подразделения делали нас представителями одного цеха. Вот в Литве благодаря их ассоциациям эта сплоченность сохранилась, это как профсоюз. В нашу ассоциацию, к сожалению, входит только т«старая гвардия», которая привыкла к этому корпоративному общению.

– Тамара Аркадьевна, вы уже почти четверть века «куете кадры» для туристической отрасли. Для вас это тяжкий труд или удовольствие, дело благодарное или неблагодарное?

– Это вопрос очень непростой. Ведь есть как бы два основных направления преподавательской работы: подготовка студентов и повышение квалификации и переподготовка кадров в сфере туризма. Так вот, наибольшее удовлетворение приносит именно общение с коллегами во время повышения квалификации. Люди приходят серьезные, которые целенаправленно получают необходимые знания, точно знают, что им нужно, относятся к занятиям, как к важному делу. Со студентами несколько по-другому, и, поверьте, это не старческое брюзжание, мол, в наше время молодежь была другой. Ведь далеко не все приходят в вуз потому, что на самом деле хотят чему-то научиться.

– Юбилей – это время подведения итогов…

– Перед самым Новым годом у меня вышла книга «Экскурсионный менеджмент», и этот подарок не может не радовать. До этого были: учебник по экскурсоведению, подготовленный совместно с Галиной Потаевой, раздел в книге «География международного туризма СНГ и стран Балтии», часть монографии «Стратегия устойчивого развития экотуризма в Беларуси» под названием «Туристские экологические центры и туристские экологические маршруты международного, национального и местного значения». У меня замечательная семья: муж, дочки, внук Стас и маленькая внучка Машенька. 

– Самые теплые поздравления с юбилеем! Здоровья, хорошего настроения, любви, творческих успехов в работе и осуществления заветных желаний!

Беседовала Надежда СУСЛОВА

https://www.traditionrolex.com/8