https://www.traditionrolex.com/8
<p>На прошлой неделе в Минском международном образовательном центре прошел двухдневный семинар-тренинг для владельцев сельских усадеб на тему "Бизнес-инкубаторы и их использование в сельском туризме". Своим опытом поделились исполнительный директор бизнес-инкубатора "Гоце Делчев" из Болгарии Росица Джамбазова и эксперт по инновационным процессам, консультант Всемирного банка по программе поддержки бизнес-инкубаторов Штефан Холгер Шандера.</p>

Надежда СУСЛОВА

На прошлой неделе в Минском международном образовательном центре прошел двухдневный семинар-тренинг для владельцев сельских усадеб на тему "Бизнес-инкубаторы и их использование в сельском туризме". Своим опытом поделились исполнительный директор бизнес-инкубатора "Гоце Делчев" из Болгарии Росица Джамбазова и эксперт по инновационным процессам, консультант Всемирного банка по программе поддержки бизнес-инкубаторов Штефан Холгер Шандера.

Эксперты отметили, что общих правил и определений, связанных с развитием бизнес-инкубаторов, не существует: в каждой стране мира они действуют по своим законам, оставаясь при этом учреждениями, которые помогают начинающим фирмам, в том числе и туристическим, развивать бизнес. Подобную форму поддержки начали активно внедрять в Германии в начале 90-х годов, а теперь она постепенно распространилась по всему миру. К примеру, в России их сегодня насчитывается около 120, в Казахстане - около 40. По мнению Штефана Шандера, главная польза бизнес-инкубаторов - обмен опытом и информацией. Они появляются только в тех странах, где существует региональная стратегия развития. Самая успешная модель - специализированные или фокусированные бизнес-инкубаторы. Именно к ним относятся туристические, в том числе и организованные в сфере сельского туризма.

От теории эксперты перешли к практическим примерам. Бизнес-инкубатор "Гоце Делчев", который возглавляет Росица Джамбазова, был основан в 1999 году. Причиной его появления стали экономические проблемы региона: фабрика, расположенная в небольшом городке Гоце Делчев, закрылась, и тысячи местных жителей остались без работы. Проведенный опрос показал, что большинство жителей этой местности среди приоритетных направлений развития региона называли туризм. Так стал формироваться кластер, объединяющий сегодня хозяев усадеб или мини-отелей, жителей деревень, представителей власти и общественных объединений, ремесленников, производителей местных продуктов, музеи, придорожный сервис и фольклорные группы. Бизнес-инкубатор стал органичной частью этого кластера, обеспечивая партнерство между членами сообщества, обмен опытом во время тренингов и семинаров, обучая местных "бизнесменов" и разрабатывая маркетинговую стратегию, помогающую выживать в жестких условиях экономического кризиса и конкуренции. "Поначалу было очень сложно, - отметила болгарская гостья, - ведь наш городок не находится на Черноморском побережье и не является горнолыжным курортом, а расположен в живописной долине на границе с Македонией, очень далеко от центра. Поэтому борьбу за кошелек туриста мы могли вести только с помощью высокого качества нашего турпродукта и интересных маркетинговых находок".

Главное внимание бизнес-инкубатор уделяет развитию экологического туризма, увязывая его с культурно-этнографическим направлением. "Когда маленький ребенок, приехавший из города в наш регион, стал просить "сок от коровы", - рассказала Росица Джамбазова, - мы решили, что необходимо любыми способами ликвидировать подобную безграмотность". Один из самых первых проектов был связан с традиционными ремеслами - вышивкой, ткачеством и вязанием. Затем стали проводиться различные фестивали и этнографические праздники, посвященные традиционному Дню вина, свадьбам и другим событиям. Весьма интересным получился трансграничный проект с соседней Грецией, в котором главную роль сыграла общая река - Места (Нестос). Сегодня большой популярностью пользуются разнообразные этнографические фестивали, на которых жители окрестных деревень представляют свои возможности.

К примеру, в этнографической деревне Лещина открыт ресторан, в котором готовятся национальные блюда исключительно из местных продуктов. А деревню Ковачевица не случайно называют болгарским Голливудом - там снималось множество исторических фильмов.

Во время обсуждения владелец усадьбы "Млынок", глава общественного совета по агротуризму Брестской области, профессор Георгий Грибов высказал свое мнение: "Сейчас, в период переходной экономики, самое время начать в Беларуси работу по созданию кластеров и бизнес-инкубаторов". Руководитель БОО "Отдых в деревне" Валерия Клицунова предположила, что скорее всего при объединении будет создан виртуальный бизнес-инкубатор, осуществляющий координацию действий всех заинтересованных в развитии агротуристического бизнеса. Впрочем, нельзя сказать, что в Беларуси совсем не задумывались о продвижении бизнеса с помощью подобных организаций. Представитель общественного совета по агротуризму Гомельской области Анатолий Касьяненко поделился опытом создания кластера, который сегодня еще находится в стадии формирования. Безусловно, найти оптимальную для сельского туризма Беларуси модель бизнес-инкубатора после одного тренинга невозможно. Для этого понадобится серьезная работа всех участников агротуристического бизнеса.

https://www.traditionrolex.com/8