17 апреля в Минске открывается выставка «Художественный Петербург: стекло, эмаль, керамика»

17 апреля в Минске открывается выставка «Художественный Петербург: стекло, эмаль, керамика»

У журналистов и белорусских художников появилась возможность ознакомиться с ней заранее, этому была посвящена встреча с петербургскими музейщиками, которые рассказали о проекте.

Все три раздела выставки – стекло, керамика и эмали – демонстрируют работы мастеров нескольких поколений ленинградской и санкт-петербургской школы, от музейных до студийных. Соответственно, разнообразны направления и творческие поиски мастеров. В Минске они нашли понимание и живой отклик.

Стекло и керамика – классические для Беларуси художественные материалы, благородные, но в высшей степени зависимые от технологии производства, сырья и т. д. Горячая и холодная обработка стекла, гравировка, пескоструйная обработка, роспись золотом, оптическое стекло, спекание, синтез с металлом, эксперименты с различными сортами и цветами глины, эмалями – вся эта работа и еще множество других технологических процессов требуют специального оборудования и не могут выполняться в условиях обычной мастерской. Белорусская и питерская ситуация во многом схожи: те же постсоветские проблемы с заводским производством («Неман» и Ленинградский завод художественного стекла), необходимость студийных печей и т. д.

Питерские музейщики буквально боролись за выживание художественного стекла. В 2000 году Елагиноостровскòму музею была передана коллекция Ленинградского завода художественного стекла (более 7000 экспонатов), началось активное пополнение фондов современными произведениями. Выставки, международные пленэрные акции, научно-практические конференции по изучению наследия и проблем современного стекольного производства – все помогает объяснить обществу и руководству города, что стекло и керамика – это не только прикладные вещи, это целый мир, включающий мозаики, витражи, элементы архитектуры Эрмитажа и Петергофа. Художественное стекло рассматривали в контексте российской истории – от запонок вельмож до промышленного производства эмалей. Документальные фильмы и информационные базы данных о коллекциях и мастерах помогли сохранить, систематизировать информацию и расширить аудиторию ее потребителей.

Наконец, в 2010 году в Оранжерейном корпусе Елагиноостровского дворцово-паркового ансамбля открылся единственный в России Музей художественного стекла. Наряду с постоянной экспозицией здесь проводятся выставки в рамках программы «Мастера XX века», в которой участвуют ведущие российские и зарубежные художники.

На открытых площадках Елагиноостровского парка, окруженных архитектурными шедеврами Карла Росси, продолжаются акции «Стекло и керамика на траве», которые получили статус международных. Многие произведения, впервые показанные здесь, стали музейными экспонатами.

Вот такая история, которая развивается и сейчас, и результаты которой мы можем видеть в белорусском Художественном музее. Питерцы даже учредили у себя День стекольщика (День художника по стеклу) – 14 марта. И утверждают, что объединенными усилиями им удалось переломить ситуацию. Несмотря на общий тренд и движение в сторону дизайна, декоративно-прикладное искусство Петербурга по-прежнему многолико, стиль узнаваем, культурное наследие сохранено.

Выставка будет работать до 21 мая.

Афиша_Художественный Петербург_стекло, эмаль, керамика

Мнения

Вверх