Беларусь презентует ЧМ-2014 по хоккею на крупнейшей туристической выставке WTM в Лондоне

Беларусь презентует ЧМ-2014 по хоккею на крупнейшей туристической выставке WTM в Лондоне

Плановые показатели в сфере туризма – это проблема, на которую нужно смотреть с нескольких сторон. Для начала вспомним историю вопроса. Не секрет, что туристические организации Беларуси в основном занимались выездным туризмом, то есть активно использовали такой государственный ресурс, как население страны. А раз государство дает возможность коммерческим организациям, в данном случае турфирмам, заниматься бизнесом и использовать людской потенциал страны, то оно вправе потребовать что-то для себя: уважаемые турфирмы,  у вас есть большой выбор туров с отдыхом за рубежом, но нужно иметь в своем ассортименте и предложения отдыха  в Беларуси – как для наших граждан, так и для иностранных гостей. И тогда было решено, что раз в год турфирма должна принять хотя бы одного интуриста и отчитаться в этом перед Министерством спорта и туризма.

Эта норма была принята в качестве рекомендации – можно сказать, в качестве меры, которая подтолкнет турфирмы к развитию в нужном направлении. Белорусский туризм должен развиваться в обоих направлениях – как улица с двухсторонним движением, работая и на выезд, и на въезд. Но обязательного плана по приему интуристов или по обслуживанию белорусов на территории нашей страны не существовало – ни одного такого документа подписано не было. Это что касается первого этапа истории этого вопроса. Параллельно государство создавало условия для тех, кто располагает деньгами и может вложить их в развитие инфраструктуры в Беларуси.

В качестве примера можно привести и ряд документов по агротуризму, и по придорожному сервису. Однако ожидаемого результата – в области развития активного, спортивного туризма, появления  новых экскурсионных маршрутов – это не принесло. Поэтому было принято следующее решение: чтобы подстегнуть турфирмы, использующие в том числе государственные ресурсы, развиваться в нужном направлении, необходимо использовать административный ресурс – ввести плановые показатели, к которым все должны стремиться. Конечно, в этом месте многие наверняка вспомнят социалистическую экономику с ее планами, но… Мы же хотим, чтобы зарплата в социальной сфере росла? Мы хотим, чтобы медицина была бесплатной? Мы хотим, чтобы работали детские сады? Чтобы наши родители, дедушки и бабушки получали пенсии? Да, в нашей стране – социально направленный бюджет, более 60% бюджета направлено на социальные проекты. Кстати, мы зря думаем, что другие страны не планируют – любая страна, даже сверхдемократичная Америка, даже Западная Европа планируют свое развитие.

Я постоянно контактирую с руководителями туристических администраций различных стран и знаю, как это происходит у них. Например, та же Литва говорит: мы ставим цель в следующем году увеличить количество принятых туристов на 20%.  Для этого необходимо участвовать в международных выставках, найти деньги на строительство новых комплексов, создать для интуристов все условия. В то же время государственные органы Литвы так же, как и мы, рекомендуют туристическим организациям – давайте-ка и вы, на местах, сделайте все, чтобы количество туристов выросло. Ведь чего мы в Беларуси собственно добиваемся – того, чтобы фирмы и государство работали в унисон. Поэтому плановые показатели – это именно рекомендации: ни я, ни министр не подписывали документа о том, сколько каждая турфирма должна обслужить туристов. Другое дело, что мы спрашиваем с руководства туристической сферой на местах – с  районных администраций, например: что сделано для того, чтобы в этот район, в эту область приехало больше людей и потратило больше денег?

И здесь есть два пути: первый – за счет собственных средств улучшать инфраструктуру, строить объекты отдыха, обустраивать их – словом, делать что-либо, что привлечет туристов в эту местность.  И это правильный путь. Но иногда получается, что местная администрация выбирает путь второй – вызвать турфирмы и в приказном порядке их принудить: можешь не можешь, а должен принять туристов больше, чем в прошлом году, хотя условий никаких для этого не создано. Надо признать, что так тоже бывает. И тогда возникают жалобы и недовольство со стороны турфирм. В целом же позиция Министерства такова: районные администрации вместе с местными туристическими управлениями в первую очередь должны обеспечивать условия для развития туризма. Например, если есть сегодня в Ленинском районе Лошицкий парк, то дело местной администрации сделать так, чтобы он в любую погоду работал по максимуму и привлекал наибольшее количество посетителей.

Пока же дело обстоит так: есть парк, есть забор, а программ – как не было, так и нет. Между тем в каждом районе есть межведомственный координационный совет, в который входят представители всех сфер, которые могут получать доход от развития туризма. Туда можно обратиться с предложениями, как наладить совместную работу. Давайте обсудим! Например, у фирмы Х есть идея по организации конных маршрутов. И даже часть денег на ее осуществление. Пусть она обратится с предложением и скажет, что ей требуется для воплощения этой идеи – выделение денег по льготному кредиту, отведение земельного участка, еще что-то… В итоге выиграют все! К сожалению, многие местные администрации по-прежнему действуют только в одном направлении: давайте еще нажмем, и турфирмы, быть может, покажут какие-нибудь дополнительные, «подпольные» деньги. Дело не в планах – дело в методах, которыми они достигаются. Я – не сторонник административного ресурса и  допускаю, что где-то на местах возможны перекосы. Но я убежден: все вопросы решаемы, нужна лишь инициатива как со стороны турфирм, так и со стороны общественных объединений, которых у нас на сегодня уже достаточно, и желание работать в контакте с местной властью. Мы готовы рассматривать эту инициативу в различном формате – круглого стола, рабочего совещания на уровне района, города.

Но задача у нас должна оставаться одна: постоянно прирастать в объемах за счет создания условий для развития туризма. И в первую очередь эти условия должны создаваться местной администрацией вместе с туристическими предприятиями. Несмотря на кризис, у нас много перспективных направлений. Европейцы с самолетов пересели на автобусы, стали искать более бюджетные варианты – и это наш шанс. У нас есть наша природа, памятники, необходимо обустраивать инфраструктуру вокруг нашего природного наследия, вот наш козырь. 

Мы планы до турфирм не доводим, но, конечно, туристическая отрасль должна по сравнению с прошлым годом объемы увеличивать. И это всего лишь естественно, что мы прирост планируем, а не стагнацию. Я думаю, процентов на пятнадцать мы могли бы прибавить. За счет чего? Главным образом, за счет туризма внутреннего и приграничного. Сегодня мы открываем 50 километровую безвизовую зону на границе с Литвой, Латвией – это 5 – 7% прибавки. Думаю, среди отдыхающих в том же Друскининкае найдется достаточно желающих посмотреть, что такое Гродно. Но мы должны быть к этому готовы. Еще один ресурс – отдых в Беларуси. Если сегодня обустроить наши реки, озера, то от желающих отдохнуть отбоя не будет. Один пример, который касается как раз работы местной власти. Два-три теплохода, курсирующих по  маршруту от Бреста до Гомеля, точно пользовались бы спросом у местных жителей и не только.

Нормативно-правовая база для этого создана, все знают, что для этого требуется, но этого нет. И если нет гостиниц, если нет инфраструктуры, пристани нет, чтобы этот самый теплоход пришвартовался, то одной турфирме с этим не справиться. И планы здесь не помогут. Выход один: поднимать проблемы и решать их всем вместе. В общем-то, с такой целью я и завел этот блог – призываю  всех не молчать, а обсудить, что конкретно мы можем сделать на местах.

Мнения

Вверх