C 27 ноября по 14 декабря в Минске продет IV Биеннале живописи, скульптуры и графики

C 27 ноября по 14 декабря в Минске продет IV Биеннале живописи, скульптуры и графики

Для того чтобы выяснить, насколько эти изменения будут болезненны для хозяев агроусадеб, мы задали ему несколько вопросов.

 Вадим Петрович, связаны ли эти дополнения и корректировки указа с налоговыми ставками?

 Должен сразу оговориться, что люди всегда с тревогой воспринимают любые изменения, касающиеся налогов, и думают: «Будет хуже или нет?» Мне приходилось слышать и такое мнение: «Вот, дескать, государство обещало нам льготы, а теперь идет на попятный, свои обещания не держит!» Но государство тоже ожидало от субъектов агротуризма честной игры по тем правилам, которые были установлены указом!

 Почему необходимость что-то изменить в указе назрела именно сейчас?

 Дело в том, что и в прошлом году это обсуждалось, но обсуждалось очень осторожно, в кулуарах. Но в последнее время появилось много негативных примеров, которые уже не замечать нельзя. И их видят не только представители контролирующих органов и Минспорта, но и обычные люди, односельчане, соседи, сами хозяева агроусадеб. Под льготные условия, которые были созданы для агротуризма, начали присоединяться недобросовестные организации и отдельные граждане, которые под видом сельского туризма стали банально оказывать услуги совсем другого толка – это и ресторанный бизнес, и услуги саун, бань, сдача жилья внаем и пр. Поэтому возникла тревога: не потеряется ли та идея, которая первоначально была задумана? Ведь одно дело – организация полноценного отдыха на усадьбах, с питанием, экскурсиями, близким общением с природой, и совсем другое – продукт массового употребления с проведением свадеб, торжеств, корпоративов. Этот продукт вполне может угрожать нормальному агротуризму своей финансовой мощью: одно дело – принять три человека и как следует поухаживать за ними, другое – принять сто человек. Прибыль просто несравнимая. Поэтому изменения обсуждались осторожно и без резких движений.

Минспорта согласовывало свои предложения и корректировки с налоговыми органами и с Министерством экономики. Серьезно изучался международный опыт. После анализа мы поняли, что отношение к агротуризму и льготы в нашей стране уникальны. Такого нет нигде в Европе! В Австрии, например, владелец гостевого дома может размещать не более 10 человек и платит подоходный налог как частное лицо. В Польше принят дифференцированный подход к налогообложению – ставка установлена от нулевой до 32%, который зависит от места расположения усадьбы, количества сдаваемых комнат, получаемого дохода и ряда других факторов. Субъект агротуризма может выбрать один из пяти вариантов налогообложения.

Например, налог на прибыль  в зависимости от субъекта и полученного дохода применяются ставки от 0,18 до 32 процентов. Нулевая ставка налога применяется по отношению к субъектам агротуризма, занимающимся крестьянско-фермерской деятельностью при соблюдении жестких критериев, которые должны выполняться в комплексе. Если не выполняется хотя бы одно из условий, а полученный доход не превышает 20 тыс. евро, применяется ставка 18%, если превышает указанную сумму – то 32%.

Есть вариант упрощенного налогообложения (налоговая карточка), когда местными властями устанавливается определенная сумма уплаты налогов в месяц – от 12 до 80 евро в месяц в зависимости от сезонности и количества гостей. В Украине услуги в сфере сельского туризма облагаются единым налогом, который совпадает с общей ставкой налога с дохода физических лиц, или от 15 до 20%, в зависимости от объема доходов. В Чешской Республике основным налогом является налог на добавленную стоимость – 15% и 21% . При этом ставка налога на услуги по размещению туристов для плательщиков составляет 15%, ставка налога на услуги питания  21%.

Данный список можно продолжить. Напомню, что в нашей стране субъект агроэкотуризма уплачивает одну базовую величину в год, что составляет около 10 долларов в год. В общем, из всех прогрессивных стран мы самые прогрессивные.

 Если говорить более конкретно, какими будут изменения?

 Рабочая группа предложила после долгих обсуждений разрешить в данном документе субъектам агротуризма заниматься дополнительными видами деятельности, расширить тот перечень, который предусматривался указом № 372. К примеру, можно будет проводить спортивно-массовые и физкультурные мероприятия, услуги, связанные с транспортным обслуживанием, в том числе оборудование стоянок для кемперов, катание на велосипедах, катамаранах, лошадях, проведение свадеб в народных традициях, юбилеев и других торжеств…

 Мне кажется, что такие корректировки владельцы усадеб будут только приветствовать…

 Естественно, но тут есть одно «но» в виде дифференцированного подхода к налогообложению. То есть государство ничего из перечисленного не будет запрещать, но и налоги субъекты агротуризма будут платить разные. Причем принцип дифференциации коснется не только видов услуг, но и других условий и критериев, например, расположение усадьбы, близость к столице или областным центрам, населенным пунктам, расположение в курортных зонах, в общем, наличие тех или иных преимуществ также будет влиять на налоговую нагрузку.

 Значит, если усадьба находится в центре деревни, то налоги она будет платить меньше, чем та, которая стоит на берегу озера?

 Приблизительно так. Кроме того, понятно, что усадьба, которая находится, условно говоря, в десяти км от Минска, имеет больше преимуществ, чем та, которая находится в 60 км. Критерием станет и количество сдаваемых комнат, потому что есть разница – десять комнат или две. На коэффициенте ставки налогообложения будет сказываться и количество заявленных услуг. Такая практика уже существует в других отраслях, поэтому мы здесь не изобретали велосипед, а основывались на имеющемся опыте.

 Получается, что усредненного налогообложения не будет?

 Именно так. Будет базовая ставка и определенные коэффициенты к ней.

 Каким органам делегируют право определять, какие надбавки к базовой величине начислять?

 Планируется, что этими полномочиями будут наделены местные Советы депутатов. Но, чтобы исключить всякие спекуляции и недобросовестный подход, основное право решать, какую ставку налогов взимать, планируется делегировать областным Советам депутатов. Они станут рассматривать предложения, исходящие «снизу».

 Но это же колоссальная работа! Возьмем, к примеру, Витебщину, где находится 603 усадьбы. Понадобится целый штат, чтобы оценить каждую из них и вынести решение!

 Методику придется проработать. Возможно, речь не будет идти о какой-то конкретной усадьбе. Будет взят район, где одинаковые природные условия, климат, удаленность. Если это Нарочанская зона – то ставка одна, если, скажем, Дрибинский район – другая. Но еще раз повторюсь, что во многом ориентироваться придется на перечень услуг.

 Но вполне возможно, что кто-то заявит один перечень услуг, а по факту их окажется гораздо больше…

 Тут уже дело налоговой инспекции – отслеживать незаконную предпринимательскую деятельность. В кошки-мышки с государством играть опасно!

 В последнее время зачастую можно услышать, что в межсезонье нет или мало клиентов, и усадьба практиче6ски не работала.

 Этот момент тоже предусмотрен. Работала усадьба в мае – платит налоги за май. Не работала – не платит.

 Будет ли зависеть налоговая нагрузка от количества «петушков»?

 Нет, никакой зависимости от сертификации не будет. Один «петушок» или пять – для объема налогов значения не имеет. Сертификация – дело добровольное, и таким образом дискриминировать усадьбы в смысле налогов никто не собирается. Тут можно провести аналогию с гостиницами.

 Словом, бояться обновления указа тем, кто занимается агротуризмом, не стоит?

 Мне бы хотелось заверить, что к изменениям в указе мы подходили очень осторожно и с мыслью не навредить этому направлению туризма. Просто пришло время восстановить экономическую справедливость. Добросовестным игрокам бояться совершенно нечего.

 Спасибо за беседу.

Беседовала Надежда СУСЛОВА

Мнения

Вверх