На Браславщине есть озера, леса и реки: почему туристов не становится больше?

На Браславщине есть озера, леса и реки: почему туристов не становится больше?

…После длительной непогоды участникам семинара природа подарила удивительно теплый и погожий денек. Солнце отражалось в глади озер, создавая впечатление, что вот-вот начнется купальный сезон. И действительно, начиная со второй половины мая туристы активно приезжают на Браславщину. По словам председателя Браславского районного Совета депутатов Нины Пучинской, гостей привлекают на Браславщину прежде всего природные условия – чистейшие озера и  великолепные леса. Кроме  природных ландшафтов, она отметила также сочетание древности и современности, богатые культурные традиции, наличие памятников истории и архитектуры, большое количество агроусадеб (их в районе более 280).

Из доклада директора научно-исследовательского учреждения культуры «Браславское районное объединение музеев» Надежды Дударенок на тему «Музеи Браслава как основной культурный центр Браславского региона» участники семинара узнали, что 70% посетителей двух местных музеев – это туристы. Посещение музеев стараются сделать максимально интерактивными: проводят свадебные обряды «Вяселле ў млыне», разнообразные мастер-классы, организуют выступление театра «Батлейка», «Ярмарки ремесел», плетение огромного пояса на фестивале «Меч Брячислава»  и выездные экскурсии.

О том, какие приоритетные направления развития туризма сегодня существуют на Браславщине, рассказал заместитель начальника отдела образования, спорта и туризма Браславского райисполкома Станислав Остановко. Он отметил, что ежегодно в район приезжает более 30 тысяч туристов из различных стран мира. Основная цель – это рекреация, отдых в экологически чистой зоне. Сегодня туристы не испытывают проблем с размещением: в городе есть три гостиницы, одна из них – новая, есть оздоровительный комплекс «Браславские озера» на 380 мест, большое количество агроусадеб. Можно просто остановиться на оборудованных стоянках – их насчитывается 52. Гостей принимают также туркомплексы «Дривяты», «Золово» и «Леошки». Ежегодно прирастает и сеть общепита – одновременно в 23 точках питания можно покормить более тысячи человек. В районе создано 45 культурно-познавательных, экологических, исторических и других маршрутов.

Браславщина прекрасно подходит для развития самых разнообразных видов туризма – делового, паломнического, сельского, охотничьего, рыболовного и пр. Браслав можно назвать городом фестивалей: здесь проходят «Браславские зарницы», «Браславская регата», Viva Braslav, соревнования по подводному лову рыбы, в прошлом году впервые состоялись международные соревнования по пляжному теннису и по вейкбордингу. В каменном костеле Рождества Пресвятой Богородицы (1897) в главном алтаре хранится икона Пресвятой Девы Марии, которая почитается католиками как Владычица Озер. Ежегодно поклониться этой святыне приезжают тысячи паломников.

Одним из наиболее привлекательных туристических брендов района по праву считается  нацпарк «Браславские озера». О том, какие виды туристических услуг предоставляет сегодня нацпарк, рассказала заместитель генерального директора Маргарита Нестеренко. Основной экономический эффект  7080% всех доходов — парк получает от охотничьего туризма. Сюда круглый год приезжают охотники из России, Германии, Польши, Финляндии и других стран. Приезжают и рыбаки, в том числе и любители подводной охоты и подледного лова. С каждым годом увеличивается количество поклонников активного отдыха: пеших, велосипедных и водных маршрутов. Создаются экологические тропы.

На семинаре был представлен проект «Наследие ледников» как новая форма работы с туристами, разработанный хозяином агроэкоусадьбы «У Борисовича» Юрием  Жерко. По его мнению, на Браславщине сконцентрировано огромное количество объектов, памятников, агроусадеб, которым нужно объединиться в кластер под названием «Браславские бриллианты». Что касается нового проекта, то это будет анимационный маршрут с квестами, путешествие по различным эпохам. Туристов будут сопровождать пан Юрась и пани Добрава. Именно благодаря этому маршруту туристы смогут получить незабываемые эмоции и впечатления, а это  и есть цель «экономики впечатлений». Напомним, что на протяжении трех лет по инициативе Юрия Жерко проводились небольшие локальные фестивали одной деревни – «Устянские музыкальные вечера». В нынешнем году организаторы решили сделать паузу и сконцентрироваться на другом проекте – проведении фотопленэров. Одно такое мероприятие уже провели на базе усадьбы зимой. Следующее под названием «Дыхание весны» состоится с 7 по 9 мая. Результатом пленэров должна стать масштабная фотовыставка, намеченная на 30 сентября нынешнего года.

Своим опытом в области маркетинга туристических услуг поделился генеральный директор Центра стратегического развития Анатолий Акантинов, который, в частности, сказал, что имидж того или иного края или местности – это деньги, а не какое-то абстрактное понятие. «Мне до сих пор непонятно, что такое Браслав. Мне говорят, что это красивая природа и озера. Но в мире достаточно мест с такими же красотами. Природа – это интерьер, где нужно что-то делать, чтобы привлечь туристов»,  сказал он. Вопросов, на которые необходимо сконцентрировать внимание, очень много. К примеру, как добраться до Браслава? Какой слой населения является целевой аудиторией? Какие уникальные преимущества имеет Браславщина? Какова стратегия и тактика развития туризма? Кто участвует в продвижении продукта? На большинство этих вопросов пока ответа нет.

После теоретической части гостей порадовали обширной практической. Она началась с экскурсии по территории туристско-оздоровительного комплекса «Браславские озера».

Затем участники семинара осмотрели комплекс «Дривяты».

Особый интерес вызвал новый гостиничный комплекс «Браслав-Отель» (BRASLAV LAKES HOTEL), который построен на центральной улице города. Его вполне можно назвать отелем  европейского уровня. Если фасад здания выходит на улицу, то обратная сторона  на берег озера с собственным песчаным пляжем, двумя большими пирсами и двумя ресторанами. Стоимость проживания на двоих человек — от 550 тыс. рублей сутки.  Мы оценили ландшафтный дизайн с аккуратными лужайками и дорожками. Здесь есть зона для барбекю, беседки, места отдыха, площадки для пляжного тенниса и волейбола. Во время обеда отметили и достоинства кухни – было очень вкусно!

Небольшая обзорная экскурсия по Браславу познакомила с историей и основными достопримечательностями города, а загородная – с главной природной фишкой – горой Маяк, с вершины которой открылись виды невероятной красоты. 

А напоследок едем попить полезной водички на родник Зимник, или Шалькиня, в урочище Окменица возле озера Струсто.

Заключительным аккордом мероприятия стало посещение Музея традиционной культуры, где гостям показали, как нужно ткать, плести традиционные пояса и расписывать пасхальные яйца.

А затем здесь же состоялся круглый стол на тему «Как увеличить туристический поток на Браславщину». Со стороны и свежим взглядом всегда виднее, поэтому главным образом советы давали гости семинара. Анатолий Акантинов считает, что в регионе не формируется единый бюджет, отсутствует стратегия позиционирования и продвижения. Лариса Хмельницкая, директор турфирмы «Трэвел», отметила, что в городе нет информационного центра, где турист, приехавший самостоятельно, может получить информацию. «Такой центр есть,  возразил Станислав Остановко,  но он пока закрыт. Однако там есть телефоны, и турист может позвонить!»

Инфоцентр у въезда в город также не работает (по крайней мере мы не заметили там никакого движения). Кроме того, создание кластера, в который бы вошли и представители районного начальства, и нацпарка, и объекты размещения и питания, и агроусадьбы и пр.,  уже созрело, необходимо объединяться, чтобы «все продавали всех». Но, как заметил один из хозяев агроусадьбы, «нужно задавить в себе жабу».

Представители турфирм высказали претензии и к уровню организации питания: «Если туристы приехали в выходные, то им негде даже кофе попить, везде спецобслуживание!»  Владельцы агроусадеб обижаются, что охотники, приехавшие в нацпарк, могут жить только там, но ни в коем случае не на усадьбах.

Не особенно привлекают  туристов, особенно из Минска, местные фестивали, которые не имеют собственного оригинального «лица». Организаторы семинара (браславское районное общественное объединение трансграничного сотрудничества «Еврорегион «Озерный край» и  научно-исследовательское учреждение культуры «Браславское районное объединение музеев») обещали проанализировать эти и другие предложения.

Будет ли от проведенного мероприятия практическая польза и какие выводы сделают представители браславского турбизнеса, покажет время.

Семинар проведен  в рамках проекта «Культурная составляющая Браслава в рамках устойчивого развития: общими усилиями для всех» Программы малых грантов США.

 

Мнения

Вверх