Уповаем на мороз, или Когда откроется лыжная трасса на проспекте Победителей?
<p><strong>Межгосударственная телерадиокомпания «Мир» при финансовой поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств</strong><span style="line-height: 20.8px;">–</span><strong>участников СНГ запустила в производство документальный цикл <a href="http://mir24.tv/news/society/14354780" target="_blank">«Тайны времени»</a>. Автор проекта Алена Туманова, оператор Александр Зильбер и режиссер Дмитрий Ходаковский с 2 тоннами самого современного оборудования за 30 дней и ночей преодолели 15 тысяч километров, побывали в четырех странах и привезли домой больше 100 часов отснятого материала. </strong></p>

Премьера фильмов «Волжский путь» и «Путь Страбона» на телеканале «Мир» состоялась в декабре прошлого года. Тайны съемочного процесса приоткрыл режиссер проекта Дмитрий Ходаковский.

– Какая из первых двух «Тайн времени» – Волжский путь или Путь Страбона – для вас была историческим открытием?

– Трудно сделать выбор. Когда мы только начинали собирать материал, нам казалось, что мы что-то знаем. Но чем глубже погружались в процесс, тем больше тайн для себя открывали. Кстати, великие пути древности до сих пор живы, хотя по ним уже давно не ходят караваны купцов. Но их древняя история дает возможность по-новому переосмыслить события и явления современной жизни. Волжский путь – самый ранний из трех великих речных путей, соединявших Скандинавию с Халифатом в Средневековье. Путь Страбона – это дорога от Черного до Каспийского моря. Для меня все началось с Волжского пути.

– И что вам открыл Волжский путь?

– Наверное, лишь приоткрыл ту часть истории, которую удается сохранять: Волжский путь — это «путь из варяг в арабы», который, как оказалось, нам не так хорошо известен, как более молодой и раскрученный исторический бренд «путь из варяг в греки». Они оба начинались на Руси в Великом Новгороде.

– Что вас лично на Волжском пути задело, показалось сохраненной историей или открылось иначе, если вы в этих местах уже бывали?

– Все. Ладога, Нижний и Великий Новгород, Ульяновск и Старая Майна, Казань и Булгар, Астрахань, Махачкала, Дербент, Баку. Все, от начала и до конца экспедиции. Хотя везде по-разному относятся к прошлому. В Старой Ладоге сохранилась старая крепость, точнее ее каменный остов. В селе Любытино под Великим Новгородом, где, согласно историческим хроникам, в 947 году была княгиня Ольга, воссоздано славянское село Х века. Эти места дают представление об истоках Волжского пути.

Другая точка «из варяг в арабы» – Булгар – самая северная точка распространения ислама. Около современного города Болгар в Татарстане сохранилось городище. У города сложная история. Булгар был основан волжскими булгарами в Х веке, в 1361 году разрушен золотоордынским князем Булат-Тимуром, восстановлен, в 1431 году снова разорен русским воеводой Федором Пестрым. После чего уже не восстанавливался. И лишь в 2014 году ЮНЕСКО внес городище Булгар и Болгарский историко-археологический комплекс в Список всемирного наследия.

Но все же настоящим открытием для меня стал Азербайджан. Именно там я иначе посмотрел на путь «из варяг в арабы». Все началось с того, что в городе Шеки на знаменитой фабрике, где делают не менее известные шелковые платки, художник-консультант подсказал нам, что за городом есть редкая албанская церковь. Мы поехали и увидели там… бюст норвежского путешественника Тура Хейердала. Оказалось, что существует легенда, которой есть документальное подтверждение: норвежские боги доехали до Албании, которая когда-то была на территории современного Азербайджана. И Тур Хейердал этот путь восстановил. Для меня эта связь времен была открытием: Шеки основан в VIII веке до н. э., в IV веке албаны приняли христианство от армян, потом Шеки не раз попадал в зону 150-летней арабо-хазарской войны. И вот в ХХI веке в окрестностях Шеки найдены скелеты, а на наскальных рисунках у села Гобустан изображены люди на лодках – драккарах. Этот один в один лодки викингов. «Драккарами» они назывались потому, что на них был изображен дракон. «Универсальные команды» – гребцов, моряков, торговцев, воинов, купцов, пиратов-грабителей – разбойников с большой дороги плавали по Волжскому пути. Такие же скелеты найдены под Новгородом Великим, где викинги, освоив Волжский путь, оседали и собирали дань с плывущих кораблей и местного населения.

– А почему Путь Страбона, достаточно хорошо описанный в исторических хрониках, стал для вас таким же открытием или откровением?

– Я тоже сначала думал, что греческий географ Страбон, когда писал для римлян учебник географии, этакое пособие-карту, по которому люди могли бы ориентироваться, все давно описал. И путь от Черного до Каспийского моря – как на ладони. Но у него тоже много своих тайн. Оказывается, Путь Страбона спустя века стал частью Великого шелкового пути. Он шел из Китая и Индии через Среднюю Азию и территорию Азербайджана. Здесь Шелковый путь делился на две ветви: одна шла вверх по течению реки Куры в сторону Колхиды и Иберии, как раз часть Пути Страбона, а вторая – вдоль западного побережья Каспийского моря через Дербент и кавказские степи. Вот еще одна перекличка времен.

– Какие из ключевых точек Пути Страбона сегодня сохранились?

– Их несколько: Гобустан и Хыналыг в Азербайджане, Гарни в Армении и Колхида в Грузии. Все они, каждый по-своему, представляют колоссальный интерес с точки зрения развития туризма. И если храм Гарни, достопримечательность не только Армении, но и Пути Страбона, хорошо известен, то о других памятниках этого пути информации немного. И опять меня удивил невостребованный и до сих пор не оцененный туристический и историко-познавательный потенциал Азербайджана. Здесь много исторических памятников, о которых мир еще не знает или знает очень мало, разве что специалисты-историки. Это страна редких исторических реликвий. Например, храмы и наскальные рисунки Гобустана. Его памятники делятся на две группы – наскальные изображения и древние стоянки, кстати, до сих пор во многом не исследованные. В горах Гобустана – Беюкдаш, Кичикдаш, Джингирдаг, Шонгардаг и Шыхгая – сосредоточены свидетельства о людях еще каменного века: наскальные изображения, стоянка человека, надгробные памятники. В 2007 году культурный ландшафт рисунков Гобустана был включен в Список памятников мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

– А Грузия чем вас удивила?

– Сколько ни бывай в древней Колхиде, все равно не устаешь ее открывать снова и снова. Поти, куда заходили аргонавты за золотым руном, – часть Пути Страбона. В Грузии до сих пор жива и бережно хранится легенда о том, что золотым руно стало именно в Колхиде. Ведь с горных рек стекала не просто чистейшая проточная вода – на нее аргонавты клали шкуру, и в ней задерживались песчинки золота. То есть золото было в горах и воде Колхиды, которые и сделали руно золотым.

– Третий и четвертый фильмы из цикла «Тайны времени» будут рассказывать о Великом шелковом пути. Почему сразу два фильма об одном пути?

– Культурное, торговое и интеллектуальное пространство Шелкового пути – это более одного миллиарда человек. Как о них рассказать в одном фильме? Люди на этом древнем маршруте веками строят храмы, дома, развивают родные языки, торговлю, науку, космос, ремесла – сокровищницу человеческой цивилизации. Каждая культура, как мы хотим показать в наших фильмах, должна стать частью общего гуманитарного пространства, но при этом остаться уникальной. Таким путь люди видели в древности. Таким его увидел немецкий географ ХIX века Фердинанд фон Рихтгофен, который ввел в обиход термин «Великий шелковый путь». Мы хотим его показать таким, каким он стал. А это много стран: Китай, Монголия, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан, Россия, Иран, Азербайджан, Армения, Грузия. Полмира…

– Из того, что вы уже сняли и показали зрителю, какие маршруты Волжского пути и Пути Страбона имеют шанс на историческое и туристическое возрождение?

– Деревня Любытино под Новгородом Великим, исторический комплекс Булгар в Татарстане. Это также любимая рыбаками Астрахань. Этот город – фактически не раскопанный исторический памятник. Его надо исследовать и развивать как мекку познавательного, религиозного и природного туризма. Наконец, это комплекс исторических памятников в Гобустане, Шеки и Хыналыге в Азербайджане. В этой стране идет гигантская исследовательская работа по созданию туристического кластера. И вот, когда Любытино, Булгар, Астрахань и Гобустан с Хыналыгом выстроятся в туристическую цепочку, тогда можно будет сказать, что у Волжского пути появилось туристическое будущее.

Начало Волжского пути

Поселок Любытино (историческое название – село Белое) расположен на правом берегу реки Мсты, в центре располагавшейся в среднем течении этой реки обширной округи, именуемой в древних документах и летописях Помостьем. У моста через Мсту, в центре Любытина, находятся погребальные сопки новгородских словен высотой до 10 метров.

Свою легендарную историю поселок ведет с 947 года, когда, по легенде, жена князя Игоря Святославча княгиня Ольга, проплывая по Мсте к Новгороду, устанавливала по реке погосты и уроки. На месте одного из этих погостов (Малышевского городища) в Помостье и расположен нынешний поселок Любытино. На рубеже XIX–XX веков в селе Белом жили 150 человек, была одна улица из 30 дворов. Через село шла торговля лесом, мукой, скотом; при этом баржи доставляли по реке Мсте грузы в Новгород.

Село Белое получила название Любытино по постановлению президиума Ленинградского облисполкома в 1931 году. Поселок Любытино входит в перечень исторических городов России. Здесь организован музей под открытым небом «Славянская деревня X века», по материалам археологических раскопок воссозданы жилые дома и хозяйственные постройки того времени: кузница, амбар, клеть, гумно, погреб. Сохранились церковь Успения Богородицы, построенная в 1832 году в честь двадцатилетия победы над Наполеоном, и бывшее родовое имение дворян Горемыкиных. В сельце Воймерицы, территория которого входит в состав поселка Любытино, был найден каменный крест XI века с самой ранней лапидарной надписью на территории России.

Старая Ладога – село на левом берегу реки Волхов, на полпути между городами Волхов и Новая Ладога. Старая Ладога – древнейший из всех восточнославянских городов, именно отсюда (а не из Новгорода, как принято считать) «есть пошла Русская Земля».

Название «Ладога» имеет, по одной из множества версий, варяжское происхождение и является русской транскрипцией скандинавского Aldoga, что означает «Старая река». «Старой» Ладога сделалась в XVIII веке, когда рядом возникла Новая Ладога. Считается, что возраст Старой Ладоги — 1250 лет, она была основана в 753 году. Город стоял в самом начале пути «из варяг в греки» и «из варяг в арабы». С 780-х годов в Ладоге по арабской низкотемпературной технологии варились бусы. «Глазки», то есть глазчатые бусы, – первые русские деньги. За них ладожане скупали пушнину, которую продавали арабским купцам за полновесные серебряные дирхемы. К 786 году относится первый клад арабских дирхемов, найденный в Ладоге. Арабский путешественник X века утверждает, что за один стеклянный «глазок» можно было купить раба или рабыню. Положение города было выгодным, поэтому именно сюда в 862 году «сел» старший из трех призванных на Русь братьев-варягов Рюрик. Но несколько лет спустя он перенес столицу в Новгород, к истокам Волхова. Тем не менее Ладогу можно назвать предшественником Новгорода. Другим крупным событием того времени стала смерть Вещего Олега, покорителя Хазарии и Константинополя, по преданию, случившаяся тут же, в Ладоге.

Ладога оставалась крупным и богатым торговым городом. В 1114 году ладожский посадник Павел возвел здесь первую каменную крепость. В XV веке, с присоединением Новгорода к Москве, а затем снова в конце XVI века, после Ливонской войны, крепость была перестроена и приспособлена к использованию огнестрельного оружия. Эта крепость уцелела до наших дней. Город несколько раз захватывали шведы, последний штурм был отбит в 1701 году, в начале Северной войны.

С начала XVIII века начинается упадок Старой Ладоги. В 1704 году Петр Первый переселил часть жителей в Новую Ладогу, через которую прошел Староладожский, а позднее Новоладожский канал. В эти годы Старая Ладога еще жила за счет перевозок по Волхову. Однако в конце XIX века южнее Старой Ладоги прошла железная дорога, и речные перевозки почти прекратились. За последующие несколько десятилетий Старая Ладога превратилась в деревню. В 1880-е годы в крепости экспедиция Николая Ефимовича Бранденбурга начала археологические раскопки. В Старой Ладоге раскопки проводятся и по сей день. В 1970-е годы здесь был открыт археологический музей-заповедник.

Владимир ЕМЕЛЬЯНЕНКО

В рамках информационного сотрудничества с mir24.tv