WTM в Лондоне: Европейские партнеры кричали «ура», когда узнавали об открытии новых гостиниц в Минске

WTM в Лондоне: Европейские партнеры кричали «ура», когда узнавали об открытии новых гостиниц в Минске

      Синдбад рассказывал, что Намибия, несомненно, может смело претендовать на звание  самой красивой страны африканского континента. Там совершенно необыкновенная природа: самая древняя пустыня мира и самые высокие  песчаные дюны;

DSC_0476

молчаливые горы с плоскими, как столешницы, вершинами

DSC_1528

и каньоны с обмелевшими реками;

DSC_9902

невиданные окаменелые леса

DSC_0463

и бескрайние пустынные равнины

DSC_0143

и, конечно же, Атлантический океан у Берега Скелетов.

DSC_0918

В этой африканской стране можно увидеть города-призраки, заброшенные алмазные прииски, наскальные рисунки древних бушменов, следы динозавров, осколки метеоритов и национальные парки с огромным количеством диких животных.

Обо всем этом Синдбад обещал рассказать в скором времени , а сегодня он вспоминал о племенах, которые до сих пор живут, не пользуются благами и достижениями цивилизации, точно так, как жили много лет назад. В первую очередь речь шла о наиболее самобытном народе  Намибии – людях химба.

DSC_1720

   Самостоятельно найти то место, где в настоящее время находится племя, практически невозможно. В этом случае обязательно надо воспользоваться услугами местных проводников и иметь в своем распоряжении автомобиль высокой проходимости. Племена химба, столетиями кочующие по северу Намибии, живут по соседству с народами  даммара и гереро, проживающими на пустынном нагорье Дамараленд, и лучше если проводником будет кто-то из них: эти племена ладят между собой.

  

DSC_1547

Загрузив в Land Rower гостинцы – пару мешков кукурузной муки и два десятка бутылок питьевой воды, Синдбад с товарищами отправились на поиски химба.

DSC_1649

В этой местности самые высокие горы страны  соседствуют с обширными равнинами, которые пересекают русла высохших рек. Здесь на вечных песках можно увидеть причудливые скальные образования, а в каменных ущельях – высокие кокосовые пальмы. 

DSC_1644

В этих местах где-то глубоко под землей протекает река. Она и дает начало небольшому ручейку, который, пробиваясь из родника сквозь белые, как снег, камни, уже через несколько километров превращается в небольшую речку.

DSC_1634

Вокруг – ни души. Только сидит на камне молчаливая черепаха,

DSC_1828

лакомятся оранжевыми плодами масленичного дерева черные, как смоль, скворцы,

DSC_9976

и где-то виднеются силуэты пасущихся коров.

DSC_1635

DSC_1637

Это признаки того, что селение химба рядом.

Люди химба – скотоводы. Многие племена, населяющие Намибию, занимаются этим делом, но, пожалуй, химба – единственные, кто до сегодняшнего дня сохранили свои исторические традиции и верования, и никакие миссионеры, несмотря на свои якобы благие намерения, не могут изменить уклад их жизни. Живут люди химба на плато Каоколенд недалеко от Священной горы в так называемых краалях – небольших селениях, как правило, возле какой-либо реки. Женщины племени ежедневно приносят с горы мягкие камни горной породы бурого цвета, растирают их в порошок, смешивают с охрой и маслом и этой массой натирают  всю семью, оттого у всех химба кожа буро-красного цвета. Эта природная косметика защищает тело и от палящего намибийского солнца, и от  укусов насекомых. А, кроме того, это очень красиво. Так, во всяком случае, они считают, и, как я убедился позже, небезосновательно.

DSC_1591

DSC_1588

DSC_1642

Внедорожник больше часа петлял по ущельям, пока не выехал на каменное плато, на котором не было видно ни клочка плодородной земли, но сквозь камни пробивалась трава и росли деревья.

DSC_1629

DSC_1650

Недалеко от них стояли круглые хижины, сделанных из жердей, сверху скрепленных кожаными ремнями и обмазанных глиной и навозом: таким образом строят себе жилища почти все скотоводы Африки. Люди не было видно. Синдбад вспомнил о том, что люди  химба не очень жалуют белых, а от азиатов неизвестно почему  вообще скрываются в хижинах и не выходят до тех пор, пока те не уедут. Но и в хижинах тоже никого не было. Он огляделся по сторонам: мягкий солнечный свет заливал все горное плато и слепил глаза. И в тот момент, когда он подумал, что племя покинуло этот крааль – а  такое иногда случается – Синдбад увидел ее.

Эта женщина  появилась столь внезапно, что, если бы ему сказали, что  она спустилась с небес, он нисколько бы не удивился. 

DSC_1674

Она неторопливо шла навстречу ему, слегка покачиваясь в плотном теплом воздухе, словно плыла. Или как будто только что выкристаллизировалась из томного марева. Ее лицо было спокойным и казалось неземным – такие лица бывают исключительно у счастливых женщин.  Она улыбалась ему только глазами, как улыбаются старому доброму знакомому, а он, в тот момент потерянный во времени и выпавший из пространства от этого взгляда, уже не замечал вокруг нее ничего.

    Сказать, что она была красива, значит не сказать ничего:  она была прекрасна. В какое-то мгновение ему показалось, что это мифическая римская Диана – богиня природы и охоты.

DSC_1777

Всю ее одежду составляла лишь набедренная повязка из мягкой кожи, очень отдаленно напоминающая юбку, но бессчетное количество бус, браслетов, ожерелий и других украшений из бисера, ракушек, сухих плодов и цветных камней делали ее наготу неброской, незаметной. Она подошла ближе. Синдбад уже ощутил пряный запах ее кожи, натертой маслом какого-то ароматического растения. За спиной у нее висело сплетенное из длинных кожаных лент нечто напоминающее рюкзак, из которого вместо предполагаемого колчана с луком и стрелами высовывалась чумазая голова маленького ребенка.

Тут разум наконец к нему вернулся. Конечно же, это была не Диана. Иначе  Синдбаду пришлось бы разделить судьбу несчастного охотника Актеона, которого, согласно легенде, она превратила в оленя только за то, что он увидел ее. И тогда скакал бы Синдбад вместе с ним по долинам и по взгорьям Намибии.

Следом за ней в краале вместе с детьми и подростками появились другие женщины племени.

DSC_1678

DSC_1681

DSC_1692

DSC_1687

DSC_1680

DSC_1699

DSC_1701

DSC_1652

DSC_1764

DSC_1763

DSC_1709

На их головах красовались искусно сделанные украшения из кожи и десятки косичек, густо покрытых краской, как и все тело.

DSC_1802

Не обращая внимания на гостей, они стали заниматься привычными для них делами: кто-то начал кормить грудных детей,

DSC_1669

DSC_1792

DSC_1793

кто-то раскладывал для продажи браслеты, бусы и амулеты, кто-то сел выскабливать каменным скребком шкуру какого-то животного, кто-то – взбивать масло в большом сосуде, сделанном из высушенной тыквы. Мужчин в краале не было. На вопрос Синдбада о том, где они, проводник ответил, что все мужчины пасут скот – коз и коров – главное богатство племени. 

DSC_1616

 

DSC_1645

    Мужчины химба имеют не одну жену, а столько, сколько могут прокормить. Как  правило, их четыре или пять.

DSC_1796

DSC_1757

Соответственно, детей около двадцати, а вот внуков они, говорят, уже не считают, а чаще и не знают вовсе. Несмотря на то, что химба владеют большими стадами, мясо едят очень редко. В их рацион в основном входит молоко, съедобные коренья, плоды и ягоды. И выглядят  они при этом  очень даже неплохо.

Бытует мнение, что из-за дефицита воды люди химба никогда не моются, но это крайне неверное утверждение. А вот то, что  у всех людей химба отсутствуют передние нижние четыре зуба, правда. Говорят, что это тоже красиво.

DSC_1766

DSC_1767

В десять–двенадцать лет во время инициации их довольно  жестоким способом выбивают, приучая подростков терпеть боль.  С этого начинается  взросление.

   Рядом с племенем химба, практически по соседству, живет племя гереро. Эти племена имеют одни  эволюционные корни: несколько тысяч лет назад они пришли на земли современной Намибии из Восточной Африки. Примерно полтора века назад их исторические пути разошлись: гереро стали протестантами и оделись с головы до пят в одежды из плотной ткани в стиле викторианской эпохи.

DSC_1326

DSC_1336

DSC_1785

DSC_1804

DSC_1788

DSC_1341

Одеться-то они оделись, а вот живут рядом с химба точно такой же жизнью, как и те.

На голову их женщины наматывают платок, причем таким образом, чтобы получилось нечто напоминающее коровьи рога. И чем длиннее эти рога, тем изысканней выглядит этот головной убор. Все это неплохо, но, по-моему, в сорокапятиградусную жару люди химба в своем восхитительном неглиже чувствуют себя несколько комфортнее. Хотя, кто знает…

Одному из друзей Синдбада разрешили взять на руки маленького химба – мальчика лет трех. 

DSC_1697

DSC_1737

Малыш не противился, правда, сначала немного напрягся, но потом, видимо, успокоившись, доверительно обнял пришельца за шею и даже улыбнулся. Все остальные дети племени с интересом разглядывали большого человека в шляпе, а он в тот момент, как позже рассказал Синдбаду, почувствовал себя Анжелиной Джоли и захотел их всех усыновить. Но, подумал, вряд  ли он сможет дать им столько свободы, сколько они имеют сейчас. Потому что сам менее свободен, чем они.

Он, как, впрочем, и другие товарищи Синдбада, давно уже поменял часть своей свободы на удобный мегаполис и конституционные обязанности, он давно уже живет не по законам природы, а по законам, придуманными людьми. А человек, как бы ни был умен, все равно не может быть совершеннее природы. И человек, представляющий себя цивилизованным,  тоже живет по законам своего племени, которые в свою очередь кому-то непонятны и неприемлемы.

Синдбад с товарищами уезжал из крааля. Их провожали неизвестно откуда появившиеся подростки  химба верхом на серых ослах.

DSC_1813

DSC_1814

Они доехали до реки и, подождав, пока гости переправились на другой берег, вернулись обратно. Они не махали им на прощанье руками и даже не улыбались.

DSC_1820

Они просто убедились в том, что все уехали и на их территории  больше  нет посторонних. Убедились в том, что никто не будет мешать им жить так, как они хотят.

По законам своего племени.

Новости

Вверх