https://www.traditionrolex.com/8
въездной туризм

БелАЗ и зять Трампа как локомотивы MICE-туризма в Беларуси?

Людмила Бендетович

Cпециалист по туризму

г. Минск ул. Ульяновская 29

Людмила Бендетович
Cпециалист по туризму
г. Минск ул. Ульяновская 29

На этой неделе в Белорусском государственном университете на кафедре туризма факультета международных отношений состоялся круглый стол, посвященный достаточно новой для Беларуси, но уже немножко болезненной теме – MICE-туризму. Сразу скажем, что на собрании говорили не только о пресловутом «майсе». Затронули темы образования, безвизового режима, неузнаваемости Беларуси на международных рынках, поговорили о грядущем чемпионате мира по хоккею, Европейских играх и о том, позволит ли государство в 2019-м и 2021 годах частному бизнесу заработать на спорте, ну и, конечно, попытались обсудить возможности консолидации всех игроков, заинтересованных в развитии делового туризма в Беларуси.

Организовал круглый стол хедлайнер подобных общественных инициатив Анатолий Акантинов. Его Центр стратегического развития «Маркетинговые системы», который занимался фестивальными проектами, фактически прекратил свою деятельность, и теперь Анатолий с помощью участников MICE-сообщества пытается вдохнуть жизнь в какое-либо объединение, ассоциацию или конгресс-бюро, которое консолидировало бы игроков и способствовало развитию делового туризма в столице и стране.

В круглом столе приняли участие представители Департамента по туризму, гостиниц, в том числе «Кроун Плаза», «Пекин», «Президент отель», «Беларусь», «Виктория», турфирм («БеларусТурСервис», «Санни Трэвел», Travel Connections , «Прайм Тур», «Тез Тур», «Смок», «Мастерская впечатлений»), нескольких ивент-агентств, а также – БелАЗа, БГУ и Института туризма.

Поскольку площадку для мероприятия предоставил ФМО, первым делом коснулись вопроса подготовки кадров для туризма, а именно – конкретной и пока неразрешимой проблемы: каким образом за годы учебы подготовить реального практика для туризма? Наша система образования сильно отличается от, скажем, лучшей системы образования в области гостиничного бизнеса, которая используется в Швейцарии, – студенты с первого курса проводят в отелях едва ли не больше времени, чем в аудиториях. У нас же на практику традиционно выделяется несколько летних месяцев, за которые, как отметил глава отдела продаж и маркетинга отеля «Пекин» Андрей Савич, «я даже не успеваю запомнить практиканта». 

На это декан факультета Виктор Шадурский ответил, что кафедра туризма ведь не создавалась как профильная для гостиничного бизнеса, после окончания учебного заведения выпускники являются специалистами «широкого профиля»: они хорошо знают иностранные языки, могут быть менеджерами по туризму, сотрудниками отелей, экономистами. По сути за время практики белорусской турфирме или гостинице дается возможность лишь «присмотреться» к студенту, о приобретении сильных профессиональных навыков в конкретных сферах при нынешней системе образования речь, конечно, не идет.

Впечатлениями и размышлениями об итогах белорусского участия в выставке делового туризма IMEX, которая состоялась недавно во Франкфурте, поделились глава компании Travel Connections Алеся Асаенок и директор фирмы «Праймтур» Наталья Лисовская. 

Белорусы впервые принимали участие в этом форуме, и, как выяснилось, более всего во Франкфурте возможностями белорусского делового туризма интересовались… россияне. Также подходили к белорусскому стенду украинцы, представители турбизнеса Северной Европы и «очень-очень дальних, экзотических стран». На вопрос, каким образом иностранцы во Франкфурте реагировали на информацию о существующем безвизовом режиме в Беларуси, коллеги ответили четко: для всех без исключения отмена виз – это приятное дополнение к поездке, но не мотивация! Увы, эффекта «вау» от нашего «безвиза» не произошло. Шлюзы не прорвало, потоки не хлынули, ничего не изменилось в нашем королевстве. Зато, как заметил, глава турфирмы «БеларусТурСервис» Геннадий Левшин, «наземный транзит положили на обе лопатки» – Россия установила контроль на своих границах с Беларусью, и наш «безвиз» потерял смысл, что весьма печально, учитывая, что Беларусь – транзитная страна и «цепочные» туристы – немалая часть нашего въездного потока. Точнее – была такой частью. Как говорил Остап Бендер: графа Монте Кристо из меня не получилось, придется переквалифицироваться в управдомы. Увы, полноценной транзитной туристической страны из Беларуси пока не получилось, хотя «Белавиа» со своей стороны очень старается.

1025689033.jpg

Что касается MICE-туризма, то по-прежнему наш единственный ощутимый рынок-поставщик клиентов для данного сегмента – это Россия. Здесь нельзя обойти вниманием проблему, о которой говорили представители компаний во время круглого стола: «Россия – это боль для DMC-оператора».

Дело в том, что российские корпорации и ивент-агентства нужную информацию частенько получают от белорусских туроператоров, но при этом договора заключают напрямую с отелями.  Операторы считают, что это несправедливо, учитывая потраченные усилия и средства на рекламу. Отели парируют эти претензии предложениями продавать не просто отель (это могут и сами отели!), а целый пакет услуг, креативно сформированный туроператором. Пока, по нашим наблюдениям, отелям и фирмам трудно договариваться, поскольку тот небогатый ручеек MICE-туристов, который прибывает в Беларусь, как уже было сказано, в основном из России, вполне в состоянии обслужить и сами отели без участия «креативных посредников».

хилтон.jpg

Кстати, на встрече не присутствовали представители глобальных гостиничных сетей, работающих в Беларуси, – «Марриотт» и «Хилтон». Пока неясно, захотят ли они участвовать в какой-либо консолидированной структуре, объединяющей «всех-всех» игроков MICE-рынка Беларуси. 

Впрочем, в равной мере покрыта туманом как сама возможность консолидации, так и ее конкретный формат. В наших условиях у такого объединения может быть только одна цель – продвинуть Беларусь, добиться известности по крайней мере на целевых рынках. Без участия влиятельных государственных структур это невозможно. Но белорусское законодательство пока не предусматривает частно-государственное партнерство. Нельзя, чтобы, к примеру, горисполком, Департамент по туризму, отели, фирмы, агентства, частные площадки объединились в некую ассоциацию, все вместе платили взносы и таким образом участвовали в общих проектах. На сегодняшний день, конечно, можно собраться, о чем-то более-менее страстно побеседовать (как, впрочем, и происходит!), но разговорами все и заканчивается.

Лучше обстоят дела с небольшими внятными проектами в области MICE. Такими, например, как изданный недавно каталог MICE in Minsk или воркшоп Buy Belarus, который уже два раза провела компания Travel Connections. Напомним, что на это деловое мероприятие собираются «покупатели» белорусского турпродукта из различных стран, а участниками с нашей стороны являются гостиницы, санатории, агроусадьбы, DMC-операторы, ивент-агентства, музеи. В этом году Buy Belarus пройдет в третий раз. Мероприятие состоится 12 сентября, свое участие, по словам организаторов, подтвердила приблизительно половина из белорусских участников прошлых воркшопов. И в этом году к зарубежным покупателям, кроме представителей Польши, Литвы, России, Азербайджана и Украины, добавятся еще hosted bayers из ряда Скандинавских стран.

IMG_8781.jpg

Неожиданный оборот на круглом столе принял разговор, когда принялись обсуждать, что или кто может быть «локомотивом» продвижения Беларуси как туристической дестинации на международных рынках. На государство игроки рынка больших надежд, похоже, уже не возлагают, поскольку, несмотря на более чем 20-летний этап независимости, о Беларуси как об отдельной стране мало что знают за рубежом. И денег на дорогие ролики, мощный пиар на популярных каналах, солидную рекламу на целевых рынках (как это делали и делают все страны – от Польши до Грузии и Украины) у государства нет и не предвидится. 

Поэтому в ходе импровизированного обмена мнениями высказывались самые неожиданные идеи. Например, попросить БелАЗ, который располагает не только большими машинами, но и, вероятно, большими финансами, стать таким «локомотивом» для белорусского туризма. От безнадеги можно было бы даже опереться на опыт ряда африканских стран, туристические возможности которых продвигать на международных рынках взялась Германия (разумеется, не бесплатно, а за долю доходов от туризма!). Рассматривая варианты различных спонсоров для белорусской туротрасли, вспомнили даже о зяте президента Трампа, который, надо полагать, небедный человек и у которого есть белорусские корни (предки Джареда Кушнера – родом из Новогрудка!).

зять трампа.jpg

Если говорить серьезно, то, безусловно, нужно искать варианты для консолидации и продвижения белорусского турпродукта, в том числе – MICE-туризма. «Идея создания конгресс-бюро или некой деловой ассоциации – вполне реальна, – считает глава компании «Санни Трэвел» Александр Ванюков. – Даже без участия государства структура вполне может быть дееспособной. 10–15 участников, в том числе DMC-операторы и отели, объединив усилия, могли бы вместе создавать и продвигать пусть небольшие, но реальные проекты. Думаю, DМС-операторы согласились бы на членские взносы порядка 50 у.е., а гостиницы могли бы платить взносы в зависимости от категоризации».

Что касается глобальной проблемы обидной неузнаваемости Беларуси как страны и как туристической дестинации на международной арене, то этому горю, возможно, поможет конференция по брендингу под эгидой Всемирной туристской организации. О конференции присутствующим рассказала глава отдела маркетинга и качества туристических услуг Департамента по туризму Анна Муха. Мероприятие состоится 5-7 июля в Минске, участие в конференции примет глава ВТО Талеб Рифаи. Возможно, в ходе этого мероприятия удастся наконец-то выяснить, что белорусам надо делать, чтобы нравиться туристам, в том числе – и деловым!

krasnybor_0714.jpg

https://www.traditionrolex.com/8