Какие факторы влияют на мягкость посадки самолёта?
Почти год назад пилот Владимир Макей делился с вами секретами мягкой посадки самолётов "Белавиа". Так, для самолета очень важно сесть плотно, особенно в снегопад (но при хорошей погоде, если нет ограничений, грубая посадка выполняться не будет). Большую роль играют и тренировки и, в частности, умелое ручное пилотирование.
«Тонкости туризма» более подробно рассказывают, какие ещё факторы влияют на мягкость посадки.
Повышенная влажность
Итак, «плотную посадку» пилотам приходится осуществлять не только в снегопад, но также и в пасмурную, дождливую погоду, когда на взлетно-посадочной полосе образуется тончайший слой воды. Если самолет коснется земли плавно, он попросту не сможет сцепиться с поверхностью, проскользит вперед и вовремя не затормозит. Чтобы этого не случилось, его приходится буквально впечатывать в землю, обеспечивая достаточное сцепление с полосой.
Порывистый ветер
Ветер — еще один опасный погодный каприз: из-за резких порывов, усиливающихся у земли, самолет может ощутимо потряхивать, и даже самый искусный пилот не в силах повлиять на стихию. На планете много мест, где природа бушует вовсю: например, аэропорт Нарсарсуак в Гренландии расположен у самого фьорда, так что мощный ветер и турбулентность превращают посадку в настоящее испытание. Аэропорт Кансай в Японии базируется на искусственном острове, и работу летчиков осложняют землетрясения, циклоны и нестабильность морского дна. А в гонконгском Кайтаке, зажатом в плотном кольце небоскребов и гор, дули столь сильные боковые ветры, что в 1998 г. аэропорт пришлось закрыть.
Тип самолета
Такие самолёты, как, например, Ту-154 или Ил-86, рассчитаны на мягкую посадку: перед приземлением летчики задерживают их над землей на высоте около метра, и тем самым добиваются легкого касания и плавной притирки. А вот Boeing и Airbus приземляются при более высоких перегрузках ввиду особенностей конструкции и процедуры выравнивания перед посадкой.
Неровная полоса
Имеет значение и качество покрытия: если оно ровное и гладкое, посадка пройдет мягче, если требует ремонта — придется немного попрыгать. Поверхность взлетного поля в аэропорту Марискаль Сукре в Эквадоре была настолько ухабистой, окрестный рельеф — сложным, а туманы — густыми и частыми, что в 2013 г. вместо него пришлось открыть новый авиахаб.
Почти по центру полосы в аэропорту Куршевеля возвышается внушительный холм, а на одной из полос аэропорта Саванны в покрытие вмурованы могильные плиты мистера и миссис Дотсон, владевших этими землями в 19 веке.
А главную взлетно-посадочную полосу аэропорта Гибсон в Новой Зеландии пересекает железнодорожная линия.