https://www.traditionrolex.com/8
отели

Загрузка минских отелей выросла на 1%, в регионах – спад

Людмила Бендетович

Cпециалист по туризму

г. Минск ул. Ульяновская 29

Людмила Бендетович
Cпециалист по туризму
г. Минск ул. Ульяновская 29

Сегодня в Минске проходит международная практическая конференция «Успешный отельный бизнес». Представители отечественной сферы гостеприимства, а также спикеры из Беларуси и Польши вместе обсуждают самые острые проблемы отельного бизнеса. Главная тема этого года – как увеличить выручку гостиниц. Добавим – в условиях растущей конкуренции и падающего спроса.

Отели построили – ждем туристов

Открыл мероприятие Александр Верес, директор консалтинговой компании «Бизнес проектирование» (эта компания выступает одним из организаторов мероприятия). Александр озвучил некоторые цифры, и, к сожалению, большинство из них не внушает оптимизма.

Но для начала – хорошие новости. Так, в прошлом году в Минске вновь увеличилось количество отелей – город прирос еще тремя гостиничными комплексами. На 15% выросло и число постояльцев (учитывая большое количество новых отелей, это почти не отразилось на общем показателе загрузки), среди которых немало иностранных гостей . Что касается Минска, то здесь доля иностранных граждан в отелях составила 74% от всех проживающих, в регионах данный показатель иной: там более половины постояльцев – это «свои» (командированные или самостоятельные туристы).

Картинки по запросу все флаги в гости к нам

Кто гостит в белорусских отелях?

Топ-10 иностранных туристов в 2016 году:

Россия – 62% (501 000 человек)

Украина – 7% (60 тысяч человек)

Польша – 4% (29 тысяч человек)

Литва – 3% (22 тысячи человек)

Германия – 2% (18 тысяч человек)

Латвия – 2% (14 тысяч человек)

Китай – 2% (13 тысяч человек)

Турция – 1% (9,5 тысячи человек)

Италия – 1% (8,6 тысячи человек)

Казахстан – 1% (8,5 тысячичеловек)

1.jpg

Что касается загрузки, то здесь все не очень радостно: за исключением Минска и Брестской области (где загрузка увеличилась всего на 1%), во всех остальных регионах в минувшем году загрузка упала. В целом по стране загрузка гостиниц составила 33%. Это на один процент меньше, чем в 2015 году. В 2012 году, кстати, загрузка составляла рекордный 51% (правда, и отелей тогда было значительно меньше).

3.jpg

Еще одна интересная цифра – доля отелей категории luxury. Представьте себе, что в Минске она составляет 14%, в то время как в ЕС подобный показатель равен всего 2%. Впрочем, именно отели высокого уровня демонстрируют и самую высокую выручку.

По финансовым показателям у нас лидируют Renaissance, «Минск», «Беларусь», «Президент-отель», Crowne Plaza, «Пекин», «Европа», «Виктория Олимп», «Минск Марриотт Отель» и «Виктория 2».

Подводя итог, директор консалтинговой компании «Бизнес проектирование» отметил основные проблемы отечественной гостиничной отрасли:

- Низкая загрузка гостиниц

- Рост конкуренции

- Экспансия мировых сетей (международные бренды скоро придут и в регионы)

- Неконтролируемый рынок апартаментов и квартир

- Дисбаланс между спросом и предложением

- Нестабильная экономическая ситуация в стране

- Отсутствие общей стратегии развития туризма

- Отсутствие индивидуальности у большинства отелей, в результате чего все конкурируют только ценой

- Нехватка знаний механизмов отельного бизнеса.

Как пошутил спикер, единственный плюс наших гостиниц только в одном – высокая стоимость номеров. В среднем ночь в белорусском отеле 5* обойдется туристу в 148 долларов, в 4* – 103 доллара, а в «трешке» – 53 доллара. Впрочем, и уменьшение стоимости номеров, которое наметилось в последний год, не гарантирует притока туристов и успеха на рынке.

«Белорусский гостиничный рынок – пока еще молодой и не очень опытный. И, к сожалению, мы оказались не готовы к такой конкурентной борьбе, которая развернулась сейчас, – отметила Ирина Дмуховская, генеральный директор ОАО «Минотель». – Ни для кого не секрет, что на сегодняшний момент гостиниц в Минске стало в два раза больше, а число гостей осталось практически прежним. Самое страшное – то, что если мы не научимся грамотно вести свой бизнес, мы просто потопим друг друга. Тот демпинг, который творится на нашем рынке, приведет к тому, что отели просто начнут закрываться. Именно поэтому нам очень важно учиться минимизировать свои затраты, управлять персоналом, правильно выстраивать маркетинговую политику».

«Мы прошли через это 20 лет назад»

Далее слово взяли польские эксперты.

«Многое, о чем вы говорите: нехватка туристов, отсутствие знаний, проблемы с персоналом, вопросы налогообложения, – все это мы также переживали. Лет 20 назад наши отели начинали точно так же, – отметил Ежи Миклевски, независимый эксперт гостиничного бизнеса, управляющий партнер Projekt Hotel. – При этом сегодня польский гостиничный бизнес является успешным и современным, и я думаю, нам есть чем поделиться с вами».

Картинки по запросу польский отель зубровка

В своих выступлениях польские коллеги советовали белорусским отельерам пристально изучить своего гостя, искать конкурентные преимущества (таковыми может стать ортопедическая кровать, вкусный завтрак или шикарная ванная комната), гибче подходить к формированию цены (аналогично авиакомпаниям-лоукостерам) и активнее автоматизировать учет за всеми процессами (от уборки до бронирования). Все это позволит минимизировать издержки и как следствие – увеличить выручку.

Минск будет China friendly

Кстати, один из докладов конференции был полностью посвящен приему китайских туристов. Учитывая заметный рост количества туристов из Китая, выступление на тему «Как работать с гостем из Китая» показалось нам весьма актуальным. Ведь помимо уже функционирующего в столице отеля «Пекин», в Беларуси в скором времени, возможно, появятся и другие гостиницы, ориентированные на китайский рынок. О перспективах работы китайских гостиничных сетей в Европе отечественным отельерам рассказал представитель известного китайского бренда Plateno Group (сети PAI и 7days).

Кроме того, значительная часть выступлений была посвящена присутствию отеля в интернете: онлайн-бронирование, продажа в один клик, работа с комментариями, репутация и продвижение в соцсетях.

После окончания официальной части конференции все, кого волнует тема гостиничного бизнеса, смогли пообщаться с экспертами в рамках воркшопа.

Справка:

  • Международная практическая конференция «Успешный отельный бизнес» ежегодно проходит в трех странах: Польше, Украине и Беларуси.

  • В Беларуси организаторами конференции выступили белорусская компания «Бизнес проектирование» и польская компания Projekt Hotel. Мероприятие также получило поддержку Посольства Республики Польша в Минске, предприятий «Экспофорум» и «Минотель».

  • Темой следующей конференции, которая пройдет в июне, станут отельные инвестиции.

https://www.traditionrolex.com/8