В Поднебесной нынче принято возвращаться к истокам. Культура и традиции, да еще такие древние, и туриста привлекут, и стране пользу принесут. Вот, например, в стародавние времена в Пекине было четыре храма, где император ежегодно совершал жертвоприношения Небу, Земле, Солнцу и Луне – каждому в строго обозначенное время, хотя и молился император каждый раз об одном – урожае. В народной республике, понятно, императора нет, но церемониальные эти молитвы закончились еще в императорскую бытность. Например, в храме Солнца (Житань, построен в 1530 г.) церемонии не совершались аж с 1843 г. Но традицию решили восстановить, и в этом году в Житани вновь прошла императорская церемония. Ей предшествовал подобающий для таких случаев концерт художественной самодеятельности – красочный и веселый, несмотря на ветер (весна в Пекине – это самая ветреная пора года) и хмурое небо. Церемонию воссоздали в полном соответствии с историческими записями, относящимися к периоду правления императора Цяньлуна (правил в 1736-1796 гг.).
В предыдущие годы в других бывших храмах, а теперь парках (по-настоящему хорошо сохранился только один – храм Неба, круглая крыша его главного здания – символ Пекина) восстановлены другие ритуалы жертвоприношения. И местным жителям радость, и начальству – отчет, и туристам – интерес, все в выигрыше.
Император молится об урожае (на снимке сверху).
Живые статуи из старого Пекина (внизу).
Для участников праздника гораздо интереснее не с императором сфотографироваться (который, к тому же, недосягаем, как и в стародавние времена), а с живой статуей.
В прежние времена простолюдинов к императорским церемониям не допускали, но в наше демократичное время любая восстановленная церемония – праздник для всех.
Для местных жителей такие праздники – всегда в радость.