Есть на земле края и долины, которые по праву можно назвать райскими. Уникальная природа, здоровый воздух, суровая красота горных хребтов – и душа уже рвется взмыть в небо вслед за орлами. Плодородные земли, солнечные склоны – край, где счастливые жители занимаются своим делом и процветают. Таков Южный Тироль, расположенная в Италии немецкоязычная провинция, одно из самых богатых и элитных мест в Европе.
Назвать этот край характерной частью Италии было бы в корне неверно. Конечно, если смотреть не далее политической карты, сомнений не должно возникнуть. Но при более близком знакомстве оказывается, что у итальянского «сапожка» опушка с немецким характером. Чтобы понять, в чем же историческая загадка этого места, совершим небольшую экскурсию в его далекое прошлое.
В первом веке до нашей эры римские легионеры, даром что ходили в сандалиях на босу ногу, бодро двинулись на завоевание Северной Европы. По пути они присоединили к владениям Вечного города почти не населенные земли Центральных Альп.
Поскольку горнолыжный туризм у римлян развит не был (они и ходить-то на лыжах не умели), территория будущего Тироля оставалась тихим захолустьем великой империи. Вплоть до ее развала под натиском варваров. Последующая череда переселений народов привела к тому, что тамошние горные склоны заселили племена, говорящие на баварском диалекте немецкого языка. Их час пробил, когда на рубеже XII и XIII веков торговый путь между Германией и бурно развивающимися итальянскими городами приобрел общеевропейское значение. Проходил он по нескольким узким долинам. Предприимчивые местные бароны не оставили без внимания возможность собирать мзду с проезжающих купцов, начав дружно возводить таможенные посты в виде суровых замков.
Замок Кастельбелло
Учитывая концентрацию этих средневековых сооружений (порой до 2-3-х на километр), непонятно, что оставалось в конце пути у несчастных негоциантов. Конечно, такое не могло продолжаться долго, и уже к концу XIII столетия граф Мейнхард II, владелец расположенного вблизи города Меран замка Тироль, сумел создать единое таможенное пространство с одноименным названием. При этом, покоряя особо несговорчивых феодалов, он украсил альпийские пейзажи живописными руинами.
Руины замка Маульташ
Однако независимость Тироля продолжалась недолго, и уже через сто лет наследники Мейнхарда в добровольно-принудительном порядке передали свои земли в состав державы австрийских Габсбургов. В дальнейшем местные бюргеры и крестьяне даже полюбили некоторых представителей этой династии, которые отвечали им взаимностью (в частности знаменитая императрица Сиси), и стали искренне считать себя австрийцами. Но грянула Первая мировая война, и потомки гордых римлян, оказавшиеся в стане победителей, принялись отбирать у гибнущей Австрийской империи территории с преобладающим итальянским населением. То ли из чувства исторической справедливости (смотрите начало экскурса), то ли из врожденной любви ко всему прекрасному жители Апеннинского полуострова прибрали и половину Тироля. Посудите сами, как тут можно было удержаться, когда в Южном Тироле находятся Доломиты – лучшая часть Альп, которая входит в список 200 самых красивых мест земного шара.
Вид на Доломиты с горы Ренон
Последующий раздел Австрии между Гитлером и Муссолини «узаконил» сложившуюся ситуацию. После разгрома фашистских режимов, как это ни странно, ни многократные обращения Австрии в ООН, ни протесты коренных жителей региона не смогли изменить принадлежность Южного Тироля. Вместе с тем, в последние десятилетия в культурной и экономической жизни края, получившего статус автономии, произошли огромные изменения. Немецкий язык приобрел статус государственного наравне с итальянским, а экономическая самостоятельность достигла почти полной. Автономная провинция Южный Тироль имеет президента, полностью распоряжается своими природными ресурсами и 90 процентами налогов, собираемых на ее территории. Область с совсем небольшим населением (менее полумиллиона человек) входит в тридцатку наиболее экономически сильных регионов ЕС. Процветание провинции бросается в глаза даже на фоне самых богатых стран Европы.
BMW – едва ли не самый распространенный автомобиль в Южном Тироле
Что, впрочем, и неудивительно, так как здесь находится половина горнолыжных курортов Италии, а в летнем альпийском туризме Южному Тиролю вообще нет равных. Добавьте к этому трудолюбие и немецкую аккуратность местного населения, и вы поймете, почему такая небольшая земля имеет самый мощный в мире региональный интернет-портал, заказывает в соседней Швейцарии под свои требования потрясающие горные поезда и обеспечивает сообщение между своими деревеньками с помощью новеньких «мерседесов».
Поезд Мерано–Малес
Знакомство с Южным Тиролем лучше начинать с его столицы, тем более что здесь останавливается следующий через Минск поезд Москва–Ницца. Итак, добро пожаловать в Больцано-Боцен – город, неизменно занимающий по качеству жизни первое место в современной Италии. Его ненавязчивое очарование невозможно постичь в течение однодневного визита. Оно познается постепенно по мере контакта с приветливыми жителями и прогулок по тихим солнечным улочкам и завораживающим окрестностям. Но об этом в нашем следующем репортаже.
Долина Больцано
Фото автора