Способны ли привести налоговые льготы к буму на внутреннем туристическом рынке?

24.01.2012 - Новости

Способны ли привести налоговые льготы к буму на внутреннем туристическом рынке?

С 1 января 2012 года услуги по организации туров по Беларуси не облагаются налогом на добавленную стоимость. Стоит ли ожидать бума на внутреннем туристическом рынке страны?

С 1 января 2012 года услуги по организации туров по Беларуси не облагаются налогом на добавленную стоимость. Вместе с другими налоговыми преференциями, среди которых – право применять упрощенную систему налогообложения, а также льгота по налогу на прибыль для средств размещения и в целом уменьшение ставки этого налога до 18%, отмена НДС делает внутренний туризм привлекательным направлением деятельности турфирм. Стоит ли ожидать бума на внутреннем туристическом рынке страны?

Согласно официальным данным Национального статистического комитета, в 2009 году туристы приобрели туры по Беларуси на сумму примерно 6,7 миллиона долларов США, в 2010 году – на 8,5 миллиона. По данным Департамента по туризму, только за первое полугодие 2011 года спрос на экскурсии по Беларуси вырос на 50%, и если оптимистичные прогнозы сбудутся, то показатели внутреннего туризма по итогам года увеличатся в 2 раза. Действительно ли внутренний туризм в Беларуси переживает эпоху расцвета?

 Лариса Хмельницкая, директор фирмы «Трэвел»За комментарием TIO.BY обратился к Ларисе Хмельницкой, директору туристической компании , одной из немногих получивших лицензию на право заниматься внутренним туризмом, как требовало действующее в тот момент законодательство:

– В свое время на заработанные на внутреннем туризме деньги было начато строительство гостиницы «Орбита». В 1980-е годы поток туристов был огромный: в день Минск принимал несколько туристических поездов одновременно, и технология приема была отработана идеально. Следующее десятилетие обернулось настоящей трагедией для внутреннего туризма – все застопорилось. Туристическая база не поддерживалась, экскурсоводы оказались невостребованными, и профессия практически «умерла». В то переходное время фирмы, которые занимались внутренним туризмом, остались без работы, поскольку белорусам было не до экскурсий.

Серьезный подъем во внутреннем туризме начался в 2001 году. Определенный толчок к развитию дала Россия, где после кризиса 1998 года произошел всплеск внутреннего туризма, и через несколько лет эта волна докатилась до Беларуси. Однако еще пять лет назад мы были не готовы к большому потоку туристов.

Сегодня внутренний туризм в Беларуси имеет уже достаточно льгот и привилегий, и работать в этом сегменте выгодно. Почти каждый второй звонок – от туристов, которые хотят на экскурсию по Беларуси. В последнее время, причем довольно неожиданно, увеличилось количество белорусских туристов, которые стали ездить на экскурсии продолжительностью 2-3 дня. В экскурсионные туры с ночевкой стали ездить сборные группы, в то время как раньше чаще всего ограничивались только одним днем. Много белорусских туристов присоединяетя к российским группам. Кроме того, становится больше самостоятельных, самодеятельных и активных туристов. Все это приятно осознавать.

В связи со сложившейся экономической ситуацией у белорусских туристов, которые привыкли ездить в экскурсионные туры по Европе, резко сократились финансовые возможности, поэтому они переориентировались на внутренние маршруты по Беларуси. В первую очередь такие туристы выбирают туры выходного дня из Минска или областных центров, откуда можно совершать не слишком утомительные переезды до 500 км. Как правило, это комбинация экскурсий и отдыха в рекреационных зонах. Во всем мире именно финансовые трудности развивают внутренний туризм, как это было, к примеру, в России в конце 1990-х годов. Когда есть серьезная интеллектуальная потребность в путешествиях, но не хватает финансовых возможностей, туристы обращают внимание на потенциал своей страны, и надо сказать, что белорусы с удовольствием ездят по Беларуси.

У нас работает не так много фирм, которые постоянно занимаются внутренним туризмом. Возможно, теперь, когда все услуги, составляющие внутренний туризм, а не только экскурсии, имеют льготы в налогообложении, фирм станет больше. К примеру, сельский туризм получил удивительные привилегии, и все больше усадеб ввязывается во внутренний туризм.

В то же время могу сказать, что пока белорусы столько не ездят по Беларуси, сколько ездят россияне. Причем российские туристы более требовательны. В России внутренний туристический продукт высокого качества, поэтому и к Беларуси, которая для россиян все же курортное место, они предъявляют соответствующие требования. Конечно, туристов из России привлекают и цены, и хорошие подъездные пути, и безопасность, и отсутствие языкового барьера. Тем не менее первый раз российский турист приезжает «на разведку» и только затем привозит семью и детей. Любопытно, что российский турист едет уже подготовленный, то есть до поездки собирает максимум информации. К примеру, нас туристы из России попросили организовать поездку в музей океанографии, а мы тогда даже не подозревали, что в Беларуси есть такой музей! Другая особенность, которую я бы отметила, заключается в том, что российские туристы очень часто сначала везут своих детей в «Хатынь», Брестскую крепость или на «Линию Сталина», и только потом – на отдых. Эта тенденция очень заметна: сначала патриотическое воспитание, а затем развлечения.

Существуют проблемы, которые одинаковы для въездного и внутреннего туризма. Например, указатели и туристические знаки. Постепенно они начинают появляться, но хотелось бы больше активности в этом вопросе со стороны государства: если есть объект, срочно необходимо выделять деньги на указатели. Также не хватает стоянок, и даже в Минске негде поставить туристический автобус.

Другой вопрос, который, как мне кажется, должен быть под контролем государства, – это работа музеев, особенно в праздники и удлиненные выходные, когда музеи должны работать обязательно. Иногда, кроме «Хатыни», попасть некуда, и даже приходится менять маршрут. Кроме того, музеи должны быть доступны. В целом хотелось бы больше музеев в Беларуси на разные темы, должна быть культура краеведения. Германия – очень хороший пример в данном случае. Там буквально в каждом, даже самом небольшом городке исследован самый укромный уголок, и усилиями местных краеведов на каждом шагу открываются разнообразные музеи, проводятся бесплатные экскурсии. Этому надо учиться: такой опыт, безусловно, полезен для развития внутреннего туризма.

Рубрики: Комментарии

Страны: Беларусь

Компании: Трэвел


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах