https://www.traditionrolex.com/8
<p>Мы продолжаем серию материалов, посвященных истории нашей газеты. В  прошлых выпусках серии мы вспоминали, о чем писал «Туризм и отдых» в  1994 и 1995 гг. Сегодня мы с вами пролистаем подшивку 1996 года и  узнаем, чем жил и дышал белорусский туризм шестнадцать лет назад.</p>

Мы продолжаем серию материалов, посвященных истории нашей газеты. В прошлых выпусках серии мы вспоминали, о чем писал «Туризм и отдых» в 1994 и 1995 гг. Сегодня мы с вами пролистаем подшивку 1996 года и узнаем, чем жил и дышал белорусский туризм шестнадцать лет назад.

В первом номере газета анализирует прошедшие в стране в конце 1995 года две туристические выставки – «Вандроўнік» и «Турбизнес».     

6

«Риторический вопрос, который задавали все гости и представители всех отечественных фирм: «Зачем сегодня Беларуси две выставки с аналогичной тематикой, да еще проходящие с интервалом в месяц?» – как правило, повисал в воздухе. На протяжении всего 1995 года он звучал на всех уровнях… Ответом, как правило, служило дружное пожимание плечами», – пишет обозревать «ТиО» Надежда Суслова. Количество участников обеих туристических выставок в 1995 году оказалась примерно одинаковым, но география «Турбизнеса» была намного шире. Тем не менее автор назвал неудавшимися обе выставки: «Вандроўнік» превратился в тусовку местного значения, а участники «Турбизнеса» «занимались по большей части тем, что хаживали в гости друг к другу, обсуждая насущные проблемы», в то время как представители зарубежных фирм «откровенно скучали, достаточно быстро избавившись от бесплатных наклеек, конфет и орехов». Вам эта безрадостная картинка ничего не напоминает?

В №2 газета рассказывает о работе на туристических выставках в Брно и Кракове. Оказывается, в далеком 1996-м белорусское туристическое издание видело смысл рекламировать себя далеко за пределами родной страны!

«О том, что значит настоящая работа на стенде, узнали сотрудники газеты «Туризм и отдых» в Брно и Кракове»

Описывая выставку в Брно, редактор «ТиО» Сергей Плыткевич подчеркивает, что в первые два дня невозможно было ни на минуту отойти от стенда – так бурлила жизнь на выставке.

«670 стендов ярмарки GO’96 и выставки Regiontour’96 размещались в нескольких огромных павильонах, если за первые два дня в работе выставки приняли участие более семи тысяч профессионалов, а вообще посетителей было около 27 тысяч. Вот это размах, это настоящий туристический праздник!.. Безусловно, наш стенд на этом фоне был очень скромным, но мы были единственными, кто представлял территорию бывшего СССР, поэтому все, кого интересовали эти страны, обращались к нам». Иностранцев интересовало все: можно ли приехать в Беларусь? Можно ли организовать в нашей стране туры для любителей спортивной рыбалки? Как найти деловых партнеров в Беларуси? Это было время, когда о Беларуси за границей знали совсем мало. Впрочем, судя по материалам, которые публикует газета в этом году, сами белорусы знали о своей стране немногим больше: именно Беларуси, ее истории, ее заповедным и историческим местам посвящено большинство материалов «ТиО». Белорусы активно открывают для себя родную страну и с энтузиазмом прокладывают экскурсионные маршруты по Беларуси.

3

4

В №3 опубликовано открытое письмо профессионалов турбизнеса, адресованное Президенту РБ А. Лукашенко, председателю Верховного Совета С. Шарецкому, министру спорта и туризма В. Рыженкову, министру внешних экономических связей М. Мариничу. Воззвание подписано генеральным директором АО «Белинтурист» Ярославом Нехаем, президентом Белорусской ассоциации туризма Александром Ванюковым, генеральным директором фирмы «Алатан авиатур» Александром Нехаем, директором фирмы «Виахес» Аллой Купава и генеральным директором фирмы «Турбизнесцентр» Владимиром Булатовым.

«В связи с введением Указа Президента РБ №31 от 25.01.96 «О совершенствовании государственной денежно-кредитной политики» создается обстановка, в которой, очевидно, в ближайшее время туристская отрасль республики вынуждена будет полностью прекратить свое существование», – говорится в письме. Напомним, в соответствии с приведенным указом туристские организации лишились права принимать от физических лиц в уплату за туруслуги иностранную валюту, что сильно осложнило их жизнь. В письме указывается, что результатом такого решения явилось сокращение туристического потока за рубеж на 20%, казна не досчиталась значительных сумм в виде налогов, а туристские услуги подорожали, поскольку турфирмы вынуждены стали закладывать в стоимость путевки процент на банковскую конвертацию. 

А вот рассказ еще об одной международной выставке: в начале февраля 1996-го на 5-й международной ярмарке Holiday World в Чехии «Туризм и отдых» работал без стенда. Среди красочно оформленных стендов не было ни одного белорусского (равно как и русского, и украинского).

1

Из заметки Семена Лукашука, посвященной этому событию, можно узнать, что «пражская ярмарка ориентирована больше на отправку чехов за рубеж», а ярмарка в Брно «является более привлекательной для тех белорусских фирм, которые хотели бы найти хороших партнеров или новые маршруты именно в Чехии и Словакии. Зато в Праге можно было выиграть автомобиль «Хонда», который стоял прямо у центрального входа в выставочный центр. Правда, из руководителей белорусских турфирм только директор «Боб-тура» Борис Михайлович Зумерград включился в борьбу… К сожалению, счастье Борису Михайловичу не улыбнулось».

Одна из «горячих» тем года – лицензирование. В феврале становится известно, что лицензированием турфирм будет заниматься Министерство спорта и туризма, а в инструкцию о выдаче лицензий будут внесены изменения, ужесточающие условия выдачи лицензий.

В №4 опубликована заметка «Горнолыжная мекка», которая сегодня, с высоты прожитых лет, не может не умилять. «Горнолыжной меккой» в конце 90-х считалась… станция Бояры по линии Минск – Молодечно.

«Сотни любителей горных лыж проводят здесь свои выходные. Облюбованный для трассы склон производит впечатление: в Беларуси такие нужно еще поискать. И крутизна, и длина его вполне достаточны для того, чтобы получить незабываемые ощущения от стремительного спуска… Место здесь очень популярное. Неспроста именно в Боярах провела презентацию своих горнолыжных туров фирма «Шамри туринг». До возникновения первого в Беларуси горнолыжного комплекса «Якутские горы» остается еще пять лет: он заработает только в 2001 году.

А вот еще один материал, заставляющий ностальгически улыбнуться – «В Румынию. К Дракуле», опубликованный в рубрике «Новый маршрут». Его автор Мария Живлюк рассказывает о легендарном графе-кровопийце и «готова помочь работникам турфирм в разработке маршрута».

«В мае в Беларуси туристских фирм станет значительно меньше», – информирует газета читателей в №12. «Судите сами: 1 мая заканчивается срок действия всех лицензий. На сегодняшний день еще не принята новая инструкция о порядке выдачи лицензий, но уже известно, что произойдет это в самое ближайшее время, и в конце апреля Министерством спорта и туризма начнется выдача новых лицензий на право заниматься туристской деятельностью». Впрочем, в начале мая начальник управления туризма Министерства спорта и туризма Василий Корзун встретился с представителями турбизнеса, чтобы сообщить им: «Работайте спокойно! Ничего страшного не происходит». На встрече прозвучала критики в адрес «Туризма и отдыха» – мол, газета «исказила информацию о перелицензировании и создала излишний ажиотаж». В №24 наконец опубликовано Постановление Кабинета Министров «О лицензировании туристской деятельности». А главная новость недели звучит так: «до 1 октября 1996 года все туристские фирмы Беларуси должны пройти перелицензирование».

А вот и одно из первых упоминаний о популярном музее материальной культуры под Минском – репортаж Натальи Плыткевич «Фэст» в Дудутках».

2

В августе 1996 года газета обращается к очень важной теме – роли краеведческой литературы в развитии внутреннего и въездного туризма.

«В розыске» хорошая литература. По краеведению – в том числе»

Автор материала Кристина Скуратович сокрушается: «Попробуйте, приехав в областной город, найти в продаже хотя бы его карту и карту области. А уж брошюр, открыток и подавно нет в помине. До чего богата история и архитектура нашего Гродно! Как интересны его действующие музеи! При посещении их хочется приобрести на память буклет, книгу, какой-нибудь сувенир… Но в кассе – одна только книга О. Трусова «Верхний замок» – несомненно, профессиональное издание, но и рассчитано оно на специалистов…» Сегодня такое печальное положение вещей, к счастью, уже неактуально. Нам очень приятно, что ситуация изменилась во многом благодаря деятельности выросшего из газеты «Туризм и отдых» издательства «Рифтур» – единственного в Беларуси, специализирующегося на выпуске краеведческой и сувенирной литературы.

В №27 – маленькая заметка в рубрике «Семинары» – «Жаль, что вас не было с нами!» «Вы были заняты в минувшую субботу? Вы пожалели денег? Вы опоздали на автобусы, которые повезли руководителей турфирм на семинар в музей материальной культуры «Дудутки»? Что ж, нам остается только воскликнуть, повторив слова писателя Василия Аксенова: «Жаль, что вас не было с нами!» О том, что происходило в Дудутках в ту субботу, кроме проведения семинара с цветастым названием «Въездной туризм: фантазии и реальность», портал TIO.BY вспоминал в день 15-летия этого события.

будинас

Евгений Будинас с известной журналисткой Ириной Халип на фесте в Дудутках. Именно в момент, запечатленный камерой, звучит знаменитая фраза Евгения Доминиковича: "Дорогу второму ослу королевства!"

В августе наконец поставлена последняя точка в вопросе о лицензировании – в №28 опубликована долгожданная «Инструкция о порядке выдачи лицензий на осуществление туристской деятельности на территории Республики Беларусь». В этом же номере опубликовано полосное интервью с министром спорта и туризма Владимиром Рыженковым.

5

Честно говоря, очень приятно читать такие рассуждения главы отрасли: «Чем больше будет турфирм, тем больше людей будет обслужено ими, тем больше прибыли получит государство в виде налогов и тем больше людей будет занято, шире будет выбор туристского продукта. К примеру, сегодня, может и достаточно собрать группу туристов, отвезти в Турцию, чтобы они отоварились, и называть это туризмом. Со временем такие фирмы отомрут, не выдержав конкуренции. Занимаясь туризмом, каждая фирма должна четко себе представлять, что через 2-3 года наши люди поедут уже не за «шмотками», а чтобы узнать, познать. И требования будут предъявлять совсем иные». Увы, в последнем номере года газета сообщит о безвременной смерти первого в истории Беларуси министра спорта и туризма…

Невозможно не вспомнить наших авторов и друзей, чьи имена впервые мелькают на страницах газеты. В №35 в статье «Хрустальная мечта о дальних островах» о своем путешествии в Сингапур и на Бали рассказывает директор фирмы «Экстратур» Раиса Крукович – знаменитая Зарифовна, человек-легенда белорусского турбизнеса.

крукович

Легенда белорусского турбизнеса Раиса Зарифовна Крукович (справа) с директором компании «Экотур-6» Мирой Баран

В спецвыпуске «Туризм и отдых на Гродненщине» о «замке Гедимина» пишет Геннадий Конон, в то время и.о. директора Центра детского туризма и экскурсий в Лиде. А вот замечательный рассказ о Стокгольме, который вышел из-под пера Анатолия Вараввы, на тот момент… главного менеджера фирмы «Виахес Испано».

https://www.traditionrolex.com/8