https://www.traditionrolex.com/8
<p>По данным Европейской федерации ассоциаций кемпингов, автотуризм ежегодно выбирает более 20% всех отдыхающих европейцев. При этом в Беларуси на сегодня развитие караванинга близко к нулю: для автотуризма не приспособлена существующая инфраструктура</p>

По данным Европейской федерации ассоциаций кемпингов, автотуризм ежегодно выбирает более 20% всех отдыхающих европейцев. При этом в Беларуси на сегодня развитие караванинга близко к нулю: для автотуризма не приспособлена существующая инфраструктура.

Основная проблема — в стране нет специальных площадок, где можно было бы поставить этот габаритный транспорт. Ведь для того чтобы жить посреди леса или на берегу озера в доме на колесах, нужна огороженная парковка, к которой подведены вода, электричество. В Польше таких более трех сотен, у нас – единицы.

Но для многих проблемы и вовсе не существует – вот лес, вот протоптанная лужайка – паркуйся, раскладывай палатку и отдыхай. Именно так большинство белорусов и представляют себе кемпинги. У многих чиновников похожее представление, поэтому планы о создании кемпингов кочуют из одной национальной программы в другую, да никак до туриста не дойдут. Тем временем сотни путешественников ездят вокруг Беларуси – за границей выгоду от таких стоянок поняли уже давно.

Для чего нужны кемпинги?

Кроме поездок на природу, существует и цивилизованный отдых, и в это вкладывается понятие отдыха с детьми на долгое время. А для этого как минимум нужно электричество, чтобы миксер включить или микроволновку. Ведь передвижной дом внутри – это настоящий дом, правда, с низкими потолками. Душевая, биотуалет, газовая плита — весь комфорт типичной квартиры в маленьком фургончике 3х4 метра.

Кемпинг нужен не только для размещения туристов с автодомом и караваном, но и людям с палаткой, велосипедистам. Опытные туристы все больше стремятся выехать в организованные и оборудованные места отдыха, где есть основной минимум для приятного времяпрепровождения.

По мнению экспертов, создание инфраструктуры для автотуризма не потребует больших затрат. Это прежде всего стоянки для самоходных автодомов — кемперов. Одна часть из них может быть транзитными, предназначенными для ночлега при дальних переездах, вторая — представлять собой места более длительного отдыха на основе существующих баз. А на АЗС можно предоставлять такие услуги, как заправка чистой водой, слив «серых» вод и канализации, заправка газом и другие.

Перспективы для караванеров

В Беларуси существует Клуб караванеров и автотуристов, который пытается объединить людей, у которых уже есть прицеп-дача или автодом, а также организовывает международные встречи. По словам председателя правления клуба Николая Денисмана, прошлогодний фестиваль в Беларуси собрал более 100 экипажей. «Это значит, что этот вид путешествия распространен. Нужно просто создать условия для туристов, и они с удовольствием будут приезжать в Беларусь, – говорит собеседник. – Индустрия караванинга развивается в геометрической прогрессии в Европе и России. Беларуси как транзитной стране просто грех иметь такую слабую туристическую инфраструктуру».

Вместе с единомышленниками Николай организовал предприятие «Кемпинг-Ост». Они разработали план, как должен выглядеть круглогодичный центр для туристов возле Минска, и сейчас активно обсуждают проект с чиновниками. «Чиновники, которым до 50 лет, понимают, насколько это перспективный бизнес. Те, кто постарше, к сожалению, серьезно к этому не относятся. Считают, что это просто придорожный сервис», – объясняет Николай.

Тем временем разработанный проект стоит 1,5 млн евро. В его реализации заинтересованы европейские инвесторы.

Какая экономическая выгода?

Путешественники с «домом на колесах» – самостоятельные туристы. Посчитать экономическую выгоду с каждого человека сложно, а ведь именно этого – строгой статистической отчетности – и не хватает нашим чиновникам, чтобы понять, «нужны ли нам эти стоянки». Но некоторые расходы все же можно посчитать. Прежде всего консульские сборы за визу, которые прямиком отправляются в казну. Кроме того, оплата стоянок. Это, кстати, еще и  новые рабочие места для жителей сельской местности – понадобятся охранники, технические работники. Прибыль от продажи путешественникам продукции в местных магазинах. «Путешествуют караванеры семьями и большими компаниями, поэтому денег они оставляют немало», - говорит Николай Денисман.

При этом скептики считают, что создание кемпингов  в Беларуси не оправданно. Автомобили и прицепы достаточно дорогие – более 50 тысяч долларов. Одноместный фургончик, который можно прикрепить к обычному мини-вэну, обойдется в 10 тысяч долларов. Такие фургончики выпускают и в нашей стране (завод автоприцепов и кузовов «МАЗ–Купава»), но спрос на них пока небольшой. Аренда «дома на колесах» на пять спальных мест (кемпер HYMER С544 К на базе Fiat 2004 года выпуска, 2.8 JTD) – от 50 до 70 евро в сутки (в зависимости от сезона). Залог составляет 1 тысячу евро.

Можно объединить гостиничный или агроусадебный комплексы с караванерским. Правда, для этого нужно создать условия – вода, электричество, слив, ровная  и большая площадка (на один прицеп надо от 50 до 100 кв. метров). Пока же большинство усадеб готово принять туристов с палатками. «Стоить это будет, конечно, дешевле, чем размещение в доме. Долларов 5 максимум, – говорят хозяева усадьбы «Чистый воздух» в Бешенковичском районе. – Мы собираемся брать еще один участок. Если принимать караванеров действительно экономически выгодно, мы будем рассматривать такую перспективу для новой агроусадьбы».

Кстати, в ближайшие выходные белорусские караванеры собираются дружно отметить Масленицу в «Дудутках», стоимость стоянки для экипажа – 75 тысяч рублей. Так что путешествовать в доме на колесах можно не только летом. Главное, чтобы условия были созданы.

https://www.traditionrolex.com/8