https://www.traditionrolex.com/8
<p>Во дворце Румянцевых–Паскевичей в рамках выставочного проекта   «Буслы» состоялось очередное музейное занятие</p>

Как сообщает Гомельский дворцово-парковый ансамбль:

Во дворце Румянцевых–Паскевичей в рамках выставочного проекта «Буслы» состоялось очередное музейное занятие «Народные праздники и обряды». В этот раз на музейное занятие пришли учащиеся 7-го класса гимназии № 51 г. Гомеля.

Основные цели и задачи данного мероприятия – приобщение учащихся к национальной белорусской культуре, расширение знаний о жизни наших предков, их обрядах и традициях.

Национальная культура белорусов своими корнями уходит в глубокую древность. Белорусский народ накопил колоссальные духовные богатства, отражающие все многообразие его бытия в интеллектуальном, нравственном, эстетическом и иных проявлениях. Белорусская культура, развиваясь и сохраняя национальные традиции, одновременно является и частью мировой культуры.

Белорусские народные праздники и обряды – неотъемлемая часть самобытной национальной культуры. Обрядовые праздники жили на территории Беларуси долгое время. В наше время с более пристальным изучением прошлого они переживают второе рождение.

1

И именно поэтому сотрудники музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля подготовили для учащейся молодежи несколько вариантов музейных занятий, праздников, уроков истории и культуры согласно тематике выставки. Это такие как «Национальная культура белорусов», «Народные праздники и обряды», «Традиционный народный костюм Гомельщины», «Традиции и обычаи белорусов».

3

Музейное занятие «Народные праздники и обряды» состояло из нескольких частей. В первой школьникам рассказали об основной идее выставки «Буслы». Ребята узнали, что «Бусел» (аист) –священная птица, образ которой занимает особое место в традиционной культуре. Согласно легенде, это человек, обращенный Богом в птицу за чрезмерное любопытство. У него человеческая душа и пальцы, он молится Богу и плачет слезами. Аист («буська») – связующее звено между небом и землей, опекун и хранитель урожая, небесного огня и других небесных стихий. Он охраняет от всего негативного. Неслучайно поэтому аист для современного белоруса стал символом, который ассоциируется со словом «Родина». Существует легенда о том, что кого «поцелует» аист (отсюда «буська»), тому весь год будет сопутствовать удача и успех. Во время музейного занятия «аист поцеловал» всех присутствующих...

4

Во второй части ребятам рассказали о традиционном белорусском костюме, а затем школьники учились надевать костюм на себя, накручивать на голову намитку, надевать понёву и др. Потом школьники познакомились с символикой поясов, узнали, как его носили мужчины. Очень интересно прошло практическое занятие по ткачеству: ребята ткали пояс, начало которого уже было соткано другими участниками, а после них будут продолжать ткать другие, затем еще другие и т.д. Таким образом, общими усилиями, талантом и творчеством многих будет соткан длинный пояс. Он станет своеобразным символом выставки «Буслы».

5

В третьей части ребята стали участниками одного из любимых праздников белорусов – Коляды. Они пели колядные песни, гадали на будущую жизнь на зерне и на воде, загадывали желания и мн. др.

В четвертой части ребята стали участниками проводов зимы и встречи весны. В народе этот обряд называется Масленицей. На выставке звучала народная музыка, школьники пели, танцевали. Непременным атрибутом праздника стали блины. Еще с языческих времен блин – символ солнца. Считалось, что блины едят во славу весны, плодородия земли...

6

В пятой части занятия ребята встречали весну... Этот обряд называется «Гуканне вясны». «Гуканне вясны» – традиционный народный календарный праздник. Ребята зазывали весну, играли в такие игры как «Весна-красна», «Попади в ведерко», «Кто громче?».

В шестой части ребята поучаствовали в свадебном обряде. Здесь им рассказали о свадебных обрядах и свадебной одежде. Затем ребята зачитывали пожелания молодым.

7

В заключительной части музейного занятия были подведены итоги, ребята задавали вопросы, рассказывали о традициях, которые бытуют в их семье...

8

Примечание: по желанию заказчика научные сотрудники музея могут разработать и любую другую тему музейного занятия согласно тематике выставки.

https://www.traditionrolex.com/8