https://www.traditionrolex.com/8
<p>Знаете, какое чувство посещает меня чаще всего, когда я листаю старые  подшивки «Туризма и отдыха»? Не ностальгия, нет. Меня преследует самое  настоящее дежа вю – ощущение, что «все это» уже было, я об этом слышала,  я когда-то это уже читала – но не несколько лет назад, а совсем  недавно.</p>

Знаете, какое чувство посещает меня чаще всего, когда я листаю старые подшивки «Туризма и отдыха»? Не ностальгия, нет. Меня преследует самое настоящее дежа вю – ощущение, что «все это» уже было, я об этом слышала, я когда-то это уже читала – но не несколько лет назад, а совсем недавно. Ну вот, к примеру, заголовок в № 24 за 1998 год: «Послы уехали – отразится ли это на выезде белорусов?» Буквально на днях на сайте TIO.BY был заголовок-клон: «Страны ЕС отзывают своих послов из Беларуси. Как это может отразиться на работе консульских отделов посольств?» Четырнадцать лет прошло – проблемы остались прежними? Сегодня мы с вами пролистаем подшивку «Туризма и отдыха» за 1998 год.

Первый номер – и новый туристический год в Беларуси – начинается традиционно: с серьезной проблемы, которая отравляет жизнь турбизнесменам и мешает наслаждаться путешествиями простым туристам. Поскольку с 27 декабря 1997 года начали действовать новые, более жесткие правила въезда в Польшу, с первых дней 1998-го на белорусско-польских погранпереходах закипели нешуточные страсти. Граждане Беларуси с законно оформленными документами проходили белорусский погранконтроль, но не смогли попасть в сопредельное государство. За первую неделю года было отмечено около 180 таких случаев! В материале «Въехать в Польшу каждый сможет. Но сегодня – подороже» на вопросы газеты отвечает второй секретарь Посольства Республики Польша в РБ Павел Коць.

польша

«Основанием для допуска на территорию Польши по-прежнему может служить ваучер, – поясняет Павел Коць. – Но теперь это должна быть не просто бумажка, какую можно было приобрести за 10–15 тысяч рублей и где в графе оплаты услуг было написано «оплата на месте». Теперь это должен быть документ, подтверждающий, что оплата, скажем, проживания в польской гостинице уже произведена в Беларуси. То есть ваучер должен подтверждать действительную оплату услуг».

Так, появившись на страницах первого номера, новый ваучер, без преувеличения, стал главной темой года и практически не сходил со страниц «Туризма и отдыха» в 1998 году.

В № 2 появился материал с интригующим названием «Все мы родом из шопинга» – интервью с директором фирмы «ЭкстраТур» Раисой Крукович. «Знаете, как бы я отбирала людей на работу? «Ты участвовал в начале перестройки в шопинге?» Да? Тогда беру безоговорочно. Потому что это люди, которые прошли все. (…) Они инициативны, энергичны, не боятся трудностей, а самое главное – знают цену деньгам», – заявила корреспонденту «ТиО» легендарная Зарифовна, одна из ярких звезд белорусского турбизнеса.

джерба

Жанр путеводителя – только на первый взгляд вне времени. Если внимательно присмотреться, то становится ясно, что у каждого времени свои кумиры. И свои туристические направления. Подзабытый сегодня белорусами остров Джерба был очень актуален в конце 1990-х.

В феврале газета поздравляет с 60-летием Федора Кондратьевича Соляника, генерального директора РТЭПО «Беларустурист».

Соляник

В № 6 на вопросы, волнующие всех представителей белорусского турбизнеса, отвечает консультант Управления туризма Министерства спорта и туризма Николай Чирский. Специалист опровергает слухи и предположения, возникающие в среде работников турфирм в связи со введением новой документации и окончанием срока действия лицензий.

В следующем номере газета поднимает тему, которая вновь кажется удивительно созвучной нашему времени. В материале «Не нужен нам транспорт литовский?» говорится о необходимости защитить белорусский рынок транспортных услуг от активного участия иностранных транспортных фирм. Проблема актуальна до сих пор.

1 апреля 1998 года туристский ваучер единого образца на прием и отправку официально введен. Но у турфирм все еще остаются многочисленные вопросы, касающиеся порядка использования нового документа.

авиа

В последнем мартовском номере года «Туризм и отдых», накануне летнего сезона, опубликовано интервью с заместителем генерального директора по маркетингу Национальной авиакомпании «Белавиа» Александром Сушко. На вопрос корреспондента об обновлении белорусского парка воздушных судов представитель авиакомпании отвечает, что национальный перевозчик склоняется к приобретению «Аэробасов» или «Боингов». В настоящее время воздушный флот компании насчитывает 17 судов, 10 из которых – «Боинги». А на лето 1998 года «Белавиа» планировала организацию чартерных рейсов на Бодрум, Майорку и Дубай. 

«С новым ваучером еще не все ясно» – сообщает газета в апреле. Этот материал – отчет о состоявшемся заседании правления Белорусской ассоциации туризма (БАТ), темой которого стали проблемы, связанные со введением единого белорусского ваучера. Вот некоторые из вопросов, на которые пока нет ответов: каким образом устанавливалась цена на новый ваучер? Куда должны поступать средства, вырученные от «регистрационных» сборов? Почему все субъекты хозяйствования должны оплачивать штамп другого субъекта (НТК «Белинтурист») на собственных документах? Члены правления БАТ высказали опасение, что введение нового ваучера способно привести к удорожанию турпродукта, нанести удар по агентским отношениям и изолировать Беларусь от остального мира.

ваучеры

«И снова о ваучерах» – материал в № 15 газеты. «Выяснилось, что новые ваучеры сегодня никому, кроме Министерства спорта и туризма, не нужны, – пишет главный редактор «Туризма и отдыха» Сергей Плыткевич. – Парадокс, но ни таможенники, ни пограничники не приняли к сведению решение Министерства спорта и туризма». Руководитель туристической компании «Санни Трэвел» Александр Ванюков считает, что «введение ваучеров не способствует развитию туристического рынка, это возврат в старую социалистическую систему, когда пытались за всеми следить, все контролировать». У директора фирмы «Дабакко-Тур» Лилии Дашкевич – свое мнение: «Не нужно ломать столько копий по поводу этого ваучера… По-моему, у турфирм есть более важные проблемы: скажем, та же пресловутая невозможность купить валюту, чтобы рассчитаться с зарубежным партнером; тот же запрет брать валюту с клиентов и т.д. Вот о чем надо думать!» 

В № 16 «Туризма и отдыха» опубликована статья «Надел ползунки – получи паспорт!» С 1 января 1998 года изменен порядок выезда детей за границу: у каждого юного туриста должен быть свой заграничный паспорт. С высоты прожитых лет неясное воспоминание о том, что когда-то можно было выехать за рубеж без паспорта, способно вызвать лишь недоверчивую улыбку.

В первом майском номере года газета сообщает об успешном завершении первой специализированной ярмарки туристических услуг «Отдых-98». «Безусловно, «Отдых-98» был менее напыщенным, чем «Турбизнес-97». Но в том-то и  дело, что если зимняя выставка традиционно является итоговым мероприятием в конце года, когда фирмы фактически подводят черту под прошедшим сезоном, то весенняя ярмарка – чисто рабочее мероприятие, когда в открытой конкурентной борьбе опробуются новые туры и предложения», – пишет Сергей Плыткевич.

В этом же номере газета объявляет о начале серии фоторепортажей о красотах Беларуси – ведь красотой своих пейзажей наша родина не уступает другим странам. Замечаем ли мы это в суете и спешке, занятые важными делами и мечтающие о тех местах, где нас нет?..

IMG_5002

А вот и № 24 с упомянутым во врезке материалом о дипломатическом скандале. «Два месяца длилась история с выселением иностранных дипломатов из городка «Дрозды» – 22 апреля им было предложено покинуть свои резиденции, а 22 июня они покинули не только резиденции, но и нашу страну», – пишет обозреватель «ТиО» Юлия Коваленко. И задает главный вопрос: «Стараниями наших официальных властей не станем ли мы все гражданами, «невыездными» во многие страны мира?»

IMG_5003

Изменения на белорусско-польской границе происходят с поразительной быстротой. Не успели белорусские турфирмы как следует «познакомиться» с единым ваучером нового образца, как их ждало новое потрясение. «Ваучеры, ни новые, ни старые, больше не нужны – Польша собирается ввести визовый режим въезда на свою территорию для граждан СНГ и Беларуси включительно», – сообщает «Туризм и отдых» в июле. Предполагается, что это произойдет 1 августа, стоимость однократной визы составит 5 долларов, многократной деловой – 15 долларов.

В следующем номере газеты информацию официально подтверждает МИД Польши. Впрочем, правила перемещения между Польшей, Российской Федерацией и Беларусью по-прежнему регулирует Договор о взаимных безвизовых поездках граждан, подписанный 13 декабря 1979 года. И это означает, что граждане Беларуси, собираясь в Польшу с туристическими целями, могут оформлять свои поездки по-прежнему – на основании паспорта и туристического документа (ваучера), подтверждающего бронирование и оплату стоимости жилья и питания.

В № 32 газета задает «вопрос ребром»: «Заплатят ли туристские фирмы за лицензии дважды?» «Если ранее выдавались три вида лицензий на туристскую деятельность: отправка туристов за рубеж, прием иностранцев на территории Беларуси и экскурсионное обслуживание для жителей Беларуси, то теперь все фирмы будут разделены на две категории: туроператоры и турагенты».

В № 34 газета сообщает о том, что с 1 сентября германские представительства повысили консульские сборы. Теперь немецкая виза для частных и деловых поездок на срок пребывания до 30 дней в полугодии будет стоить 40 дойчмарок, а на срок пребывания от 31 до 90 дней в полугодии – 60 дойчмарок однократная и 70 – многократная. На вопрос о причинах повышения сборов в консульском отделе Посольства ФРГ ответили, что «это проявление общеевропейской тенденции». «Значит ли это, что следует ожидать массового «подорожания» всех европейских государств?» – задает вопрос газета.   

IMG_5004

В № 45 «Туризм и отдых» обращается к наболевшей проблеме – экскурсионному туризму по Беларуси. «На фоне титанического бумаготворчества наших радетелей внутреннего туризма усилия соседних государств по привлечению к себе иностранцев выглядят, конечно, скромнее, – пишет обозреватель «ТиО» Роман Рудь. – Там пошли по другому пути. Рассудили: если будет что показывать, то найдутся и показывающие, и внимающие. То есть почему-то не стали силком загонять фирмы в экскурсионку, а просто отреставрировали и воссоздали замки и памятники». А вот у белорусских замков есть «грустная особенность – показывать их туристам можно лишь поздней осенью или ранней весной: зимой они в сугробах, а летом зарастают кустами и бурьяном. Реставрация Мирского замка по длительности превращается в какой-то белорусский БАМ…»

В предпоследнем номере года газета подводит итоги летнего сезона на основе опроса, проведенного при помощи анкет. Анкеты были розданы минским турфирмам, а также опубликованы  в пяти республиканских газетах: «Туризм и отдых», «Экспресс-реклама», «Рекламное приложение к «Вечернему Минску», «Свободные новости» и «Метро». Лидером на туристическом рынке Беларуси оказалась Болгария – третий год подряд. На втором месте – родная Беларусь. Но связано это, увы, не с патриотическими настроениями в обществе или развитием туристической инфраструктуры, а со снижением покупательной способности населения. На третьем месте – Украина. А вот если бы белорусы могли претворить свои мечты в жизнь, то тройка лидеров выглядела бы совсем по-другому: на первом месте – Испания, на втором – Италия, на третьем – Франция. Что ж, мечтать не вредно…

Оставайтесь с нами! Продолжение следует.

https://www.traditionrolex.com/8