https://www.traditionrolex.com/8
<p>Местные власти не теряют надежды, что «панский дом», не очень приемлемый пока для туристических маршрутов, все-таки возможно если уж не реконструировать, то хотя бы законсервировать до лучших времен. А там, кто знает, может, объявятся наследники знаменитого Герарда или старинным объектом в живописном уголке белорусской природы заинтересуются богатые и небезразличные люди, меценаты…</p>

Как сообщает «Рэспублiка»:

Старинный дворец, похожий на призрак, хранит часть былого величия, но выглядит далеко не помпезно

Ранняя весна – не самое лучшее время для экскурсий. На фоне серого неба и голых деревьев, пока еще не освободившихся полностью от снежного плена, полуразрушенное здание из красного кирпича на возвышенности хоть и хранит часть былого величия, но выглядит далеко не помпезно. Стены в дырах и трещинах. А вокруг в тишине некогда роскошного ландшафтного парка вольготно гуляет ветер. Запустение? Можно сказать и так, если не брать во внимание исходную причину: эта старинная усадьба находится в Чернобыльской зоне с уровнем радиации свыше 40 кюри.

— Среди зданий, оставшихся в зоне отчуждения в нашем районе, встречаются исторические памятники, старинные постройки и усадьбы с интересным прошлым, — рассказывает Денис Лопухов. — Дворец Герарда в деревне Демьянки — один из них. Жители покинули этот населенный пункт еще в конце 80-х годов прошлого века. Территория опустела. Но люди старшего поколения помнят: до аварии на атомной станции в этом живописном месте размещался пионерлагерь, еще раньше — спецшкола, а сразу после революции — детский дом…

Обо всем этом увлеченные прошлым родного края ребята узнали в местном краеведческом музее от директора Александра Агеева. По его словам, с 1876 года деревня находилась во владении довольно известной личности в Российской империи Николая Герарда.

Он происходил из семьи обрусевших итальянцев. Его предок, инженер Герардини, прибыл в Россию еще при Петре I. Со временем длинная итальянская фамилия трансформировалась и по языковым правилам того времени для мужчин писалась с твердым знаком в конце.

Эта фамилия была хорошо известна в России: сам Николай Николаевич был действительным тайным советником, сенатором, в 1905—1908 годы — генерал-губернатором Финляндии. А его брат Владимир — выдающимся юристом, владеющим «словом как орудием искусства», что, по мнению современников, «сослужило ему большую службу в судебных речах». Артистизм натуры был свойствен обоим братьям, тонко понимающим музыку и живопись. Кстати, портрет Николая Николаевича Герарда можно видеть на знаменитой картине Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетия со дня его учреждения». А прочесть о заслугах братьев — в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона.

Бывшая фамильная усадьба Герарда в живописном уголке природы, на правом берегу реки Ипути, оказалась к нашему времени на территории нынешнего Добрушского района. В конце XIX века она представляла собой очень красивое здание в псевдорусском стиле — с башней, украшенной зубцами, двухъярусным парковым ансамблем, где ярусы соединялись специальной лестницей. До сегодняшних дней в бывшем панском саду сохранились редкие породы деревьев. Среди них — горький каштан, колосистая ирга, черная сосна…

— Наши ребята внимательно всматривались в окружающий пейзаж, когда прибыли сюда с десантом по уборке территории от мусора, — продолжает Денис Лопухов. — Акция проходила под названием «Займись свободным делом», и в ней вместе с членами районной организации БРСМ принимали участие сотрудники Добрушского райисполкома, РОВД и РОЧС. Почему всматривались? Да причина тому — местная легенда. Рассказывают, во время Первой мировой войны девушка, проживающая в этом дворце, так влюбилась в офицера, который ушел на фронт, что собралась последовать за ним. А когда ей это не удалось, покончила с собой… С тех пор, мол, витает над здешним местом призрак. Бывшие жители деревни называли его «призраком дочери Герарда» и частенько пугали им непослушных детей в пионерском лагере.

Теперь вот и сам старинный дворец похож на призрак.

Правда, местные власти не теряют надежды, что «панский дом», не очень приемлемый пока для туристических маршрутов, все-таки возможно если уж не реконструировать, то хотя бы законсервировать до лучших времен. А там, кто знает, может, объявятся наследники знаменитого Герарда или старинным объектом в живописном уголке белорусской природы заинтересуются богатые и небезразличные люди, меценаты…

Сама жизнь подскажет, как можно будет впоследствии использовать это здание. 

Кстати

В Добрушском районе, граничащем с Россией и Украиной, есть прекрасные условия для развития туристической деятельности. На его территории — 35 памятников истории, 8 — архитектуры, 15 — археологии.

Для желающих побольше узнать о прошлом и настоящем этого края отдел физической культуры, спорта и туризма райисполкома разработал интересные маршруты. Так, ценители зодчества могут увидеть здесь пример настоящей промышленной архитектуры с характерными признаками неоготики, аналога которому, пожалуй, не найти и во всей стране. Это комплекс зданий Добрушской бумажной фабрики, построенных в 1870 году русским князем Ф.И. Паскевичем.

А Свято-Покровская церковь в деревне Корма, после того как в ней упокоились нетленные мощи святого Иоанна Кормянского, стала одним из центров православного паломничества.

https://www.traditionrolex.com/8