https://www.traditionrolex.com/8
<p><span style="font-size: small;">Бе­лорус по на­ци­ональ­нос­ти, Алек­сандр Пас­канной уже 10 лет жи­вет за пре­дела­ми Ро­дины. До­бив­шись ус­пе­ха в об­ласти фо­тог­ра­фии (он сни­мал та­ких из­вест­ных лю­дей, как Пол Смит и Ри­ан­на), а так­же влив­шись в за­пад­ную арт-ту­сов­ку, он не за­быва­ет на­вещать род­ные пе­наты</span></p>
Бе­лорус по на­ци­ональ­нос­ти, Алек­сандр Пас­канной уже 10 лет жи­вет за пре­дела­ми Ро­дины. До­бив­шись ус­пе­ха в об­ласти фо­тог­ра­фии (он сни­мал та­ких из­вест­ных лю­дей, как Пол Смит и Ри­ан­на), а так­же влив­шись в за­пад­ную арт-ту­сов­ку, он не за­быва­ет на­вещать род­ные пе­наты.

«Боль­шо­му» Алек­сандр расс­ка­зал о сво­ей сре­де оби­тания, сим­па­тии к твор­чест­ву Вла­дими­ра Цес­ле­ра и о воз­можном возв­ра­щении в Минск.
— Ког­да ты уехал из Бе­лару­си?
— Это про­изош­ло в 2001 го­ду. Мо­им пер­вым иност­ран­ным язы­ком был фран­цузс­кий, по­это­му пунк­том при­бытия стал Па­риж. Там я учил­ся ме­недж­мен­ту и мар­ке­тин­гу, но па­рал­лель­но с этим всег­да шло ув­ле­чение фо­тог­ра­фи­ей. По­жалуй, мое твор­ческое раз­ви­тие на­чалось имен­но в Па­риже.
 
— На твой взгляд, ес­ли бы ты ос­тался здесь, то стал бы тем, кем яв­ля­ешь­ся сей­час?
— В лю­бом слу­чае я бы фо­тог­ра­фиро­вал. По­тому что мне это всег­да нра­вилось. Ес­ли бы не Па­риж, то Минск, а мо­жет быть, Моск­ва, Ки­ев. Ва­ри­ан­тов мно­го.
 
— Нас­коль­ко слож­но бы­ло адап­ти­ровать­ся к ус­ло­ви­ям за­пад­ной жиз­ни?
— Од­на из ос­новных труд­ностей — это, ко­неч­но, язы­ковой барьер. Хо­тя я хо­рошо го­ворил по-фран­цузс­ки, все рав­но был вы­нуж­ден ос­во­ить но­вый, ака­деми­чес­кий, сло­вар­ный за­пас. Так­же сто­ит учи­тывать, что при­ехать в стра­ну от­дохнуть и при­ехать в ка­чест­ве эмиг­ранта — сов­сем раз­ные по­нятия. Все эти ад­ми­нист­ра­тив­ные, бу­маж­ные воп­ро­сы, вид на жи­тель­ство… Бы­ло дос­та­точ­но тя­жело. Пер­вые два го­да мож­но да­же наз­вать адс­ки­ми.
 
2
 
— Но в кон­це кон­цов по­лучи­лось влить­ся в но­вую сре­ду?
— Она ме­ня бук­валь­но всо­сала. Сна­чала ты при­ез­жа­ешь, ни­кого не зна­ешь, но пос­те­пен­но за­водят­ся ка­кие-то кон­такты, от­но­шения, за ни­ми по­яв­ля­ют­ся дру­гие — так и пус­ка­ешь кор­ни.
 
— Ка­ким был твой путь от фо­тог­ра­фа-лю­бите­ля до про­фес­си­она­ла, сни­мав­ше­го та­ких лич­ностей, как Пол Смит и Ри­ан­на?
— По сту­пень­кам. Я на­чинал сни­мать прос­то для се­бя — та­кой вот по­зыв ду­ши. Но за­тем это пе­рерос­ло в за­казы. Друзья про­сили ме­ня уст­ро­ить ка­кой-то фо­тосет, по­том друзья дру­зей, а по­том и жур­на­лы. В Па­риже про­ходит мно­го раз­личных ме­роп­ри­ятий, и во­лей-не­волей ты на них по­пада­ешь. А там мо­жешь сде­лать ре­пор­таж, и есть шанс, что с то­бой за­хотят по­рабо­тать сно­ва. Это как цеп­ная ре­ак­ция.
 
— То есть те­бе не приш­лось бе­гать по ре­дак­ци­ям? Са­ми за­мети­ли, са­ми пред­ло­жи­ли сот­рудни­чест­во?
— Да, вна­чале все по­луча­лось спон­танно. Фо­тог­ра­фия бы­ла мо­им хоб­би, и я не тра­тил вре­мя на са­морек­ла­му. Но по­том про­цесс на­ладил­ся, и я по­думал: «По­чему бы не пред­ло­жить это дру­гим жур­на­лам, по­чему бы не пой­ти даль­ше?»
 
3

— На­ходясь во Фран­ции или в Ка­наде, сле­дишь ли ты за об­щест­вен­ной жизнью Бе­ла­ру­си?
— Обя­затель­но. Мы жи­вем в та­кое вре­мя, ког­да очень прос­то быть в кур­се си­ту­ации в лю­бой стра­не. Осо­бен­но, ког­да на Fa­cebo­ok у те­бя по­лови­на дру­зей из Минс­ка, и все, что про­ис­хо­дит в Бе­лару­си, ты ви­дишь на сво­ей лен­те но­вос­тей. Еще я ста­ра­юсь сле­дить за куль­тур­ны­ми со­быти­ями, хо­тя де­лать это так, как ес­ли бы я был здесь, на­вер­ное, не­воз­можно. Мне по­пада­ют­ся арт-статьи, но­вос­ти о бе­лорусс­ких твор­цах, и я ви­жу их ра­боты — очень дос­той­ные, ев­ро­пей­ско­го уров­ня.
 
— Ты бы вы­делил ко­го-ни­будь из бе­лорусс­ких фо­тог­ра­фов?
— Это до­воль­но слож­но: мно­гие та­лант­ли­вы, и каж­дый от­ли­ча­ет­ся сво­им сти­лем, по­чер­ком. К то­му же ме­ня боль­ше ин­те­ресу­ют про­ек­ты. В них яр­че про­яв­ля­ет­ся идей­ный за­мысел. Но вот в Па­риже я час­то пе­ресе­кал­ся с Вла­дими­ром Цес­ле­ром. Мне очень нра­вит­ся его твор­чест­во. Он, мож­но ска­зать, ди­нозавр ди­зай­на, клас­си­ка. Я счи­таю, что твор­ческий че­ловек дол­жен быть личностью, а Цес­лер та­ковым яв­ля­ет­ся. Он Личность с боль­шой бук­вы.
 
— А как ты оце­нива­ешь ны­неш­нее сос­то­яние фо­тог­ра­фии в Бе­лару­си в об­щем?
— По срав­не­нию с тем, что бы­ло 10 лет на­зад, ког­да я уехал от­сю­да, се­год­ня дос­тигнут ог­ромный прог­ресс. Мно­го ин­те­рес­ных, све­жих мыс­лей. Но мне ка­жет­ся, что ес­ли бы у бе­лорус-
с­ких ху­дож­ни­ков, фо­тог­ра­фов, сти­лис­тов бы­ло боль­ше воз­можнос­тей пу­тешест­во­вать и по­сещать выс­тавки сов­ре­мен­но­го ис­кусс­тва в том же Па­риже, Лон­до­не, вни­мать но­вым тен­денци­ям, то они мог­ли бы ра­ботать про­дук­тивнее. Это тре­ниру­ет кре­атив­ную мыш­цу, ес­ли мож­но так вы­разить­ся, и поз­во­ля­ет дви­гать­ся впе­ред. Ког­да ты ви­дишь, что про­ис­хо­дит в ми­ре, что соз­да­ют лю­ди, на ба­зе это­го у те­бя по­яв­ля­ют­ся собс­твен­ные но­вые идеи.
 
4
 
— Что же ме­ша­ет на­шим мас­те­рам пе­реме­щать­ся по Ев­ро­пе?
— По су­ти, ес­ли у те­бя есть ви­за и день­ги, нич­то не ме­ша­ет. Но ви­зу еще нуж­но по­лучить, а средс­тва — на­копить, и это, ко­неч­но, сдер­жи­ва­ет лю­дей. Это не то же са­мое, что нем­цу съез­дить во Фран­цию или фран­цу­зу в Гер­ма­нию — взял би­лет на по­езд и по­ехал. Опять-та­ки не все уют­но се­бя чувс­тву­ют, об­ща­ясь на иност­ран­ном язы­ке, но ведь нуж­но как-то объяс­нить­ся. Я уже не го­ворю про Аме­рику, би­лет ку­да сто­ит не­деше­во.
 
— Не же­ла­ешь ли ты вер­нуть­ся в Бе­ларусь и про­дол­жить твор­чест­во здесь?
— Не­из­вест­но, что бу­дет завт­ра. Я очень люб­лю Бе­ларусь, это моя род­ная стра­на, и я не иск­лю­чаю воз­можнос­ти пе­ре­ез­да. Вре­мя по­кажет. Я бы с удо­воль­стви­ем по­рабо­тал здесь над ка­ким-ни­будь про­ек­том, хо­тя, ко­неч­но, ес­ли бы тут был фэшн-биз­нес, как в Ми­лане или в Нью-Йор­ке, бы­ло бы по­ин­те­рес­нее. За­то у нас есть экс­клю­зив­ные де­кора­ции. У ме­ня ког­да-то бы­ла та­кая идея: яр­кая фэшн-съем­ка — мо­дели в кра­сивых платьях — в ка­ком-ни­будь ко­ров­ни­ке.

5
 
— Дру­гое де­ло, мож­но ли здесь на этом за­рабо­тать?
— Мож­но, но не очень мно­го. Ка­кой кли­ент, та­кая и це­на. Не все мест­ные бу­тики го­товы зап­ла­тить боль­шие день­ги за съем­ку. Но мож­но снять ка­кой-то про­ект с бюд­же­том в 50 000 дол­ла­ров здесь, в Минс­ке, но для па­рижс­ко­го Vo­gue. Од­но де­ло — за­раба­тывать в Бе­лару­си, дру­гое де­ло — здесь сни­мать.
 
«Боль­шая справ­ка»: Алек­сандр Пас­канной ро­дил­ся 26 сен­тября 1980 го­да в Минс­ке. Учил­ся в БГУ на фа­куль­те­те меж­ду­народ­ных от­но­шений. В 2001 го­ду эмиг­ри­ровал в Па­риж, где про­дол­жил обу­чение. Там же он серьез­но ув­лекся фо­тог­ра­фи­ей и соз­дал свою из­вест­ную се­рию Pa­ris met­ro. Ра­бота­ет в ос­новном в жан­ре fa­shi­on-фо­то. Сни­мал та­ких пер­со­н, как Пол Смит, Тер­ри Ри­чард­сон, Пьер Кар­ден, Вла­димир Поз­нер, Ри­ан­на и мно­гих дру­гих.

Христина Чернушевич
https://www.traditionrolex.com/8