Белорус по национальности, Александр Пасканной уже 10 лет живет за пределами Родины. Добившись успеха в области фотографии (он снимал таких известных людей, как Пол Смит и Рианна), а также влившись в западную арт-тусовку, он не забывает навещать родные пенаты.
«Большому» Александр рассказал о своей среде обитания, симпатии к творчеству Владимира Цеслера и о возможном возвращении в Минск.
— Когда ты уехал из Беларуси?
— Это произошло в 2001 году. Моим первым иностранным языком был французский, поэтому пунктом прибытия стал Париж. Там я учился менеджменту и маркетингу, но параллельно с этим всегда шло увлечение фотографией. Пожалуй, мое творческое развитие началось именно в Париже.
— На твой взгляд, если бы ты остался здесь, то стал бы тем, кем являешься сейчас?
— В любом случае я бы фотографировал. Потому что мне это всегда нравилось. Если бы не Париж, то Минск, а может быть, Москва, Киев. Вариантов много.
— Насколько сложно было адаптироваться к условиям западной жизни?
— Одна из основных трудностей — это, конечно, языковой барьер. Хотя я хорошо говорил по-французски, все равно был вынужден освоить новый, академический, словарный запас. Также стоит учитывать, что приехать в страну отдохнуть и приехать в качестве эмигранта — совсем разные понятия. Все эти административные, бумажные вопросы, вид на жительство… Было достаточно тяжело. Первые два года можно даже назвать адскими.
— Но в конце концов получилось влиться в новую среду?
— Она меня буквально всосала. Сначала ты приезжаешь, никого не знаешь, но постепенно заводятся какие-то контакты, отношения, за ними появляются другие — так и пускаешь корни.
— Каким был твой путь от фотографа-любителя до профессионала, снимавшего таких личностей, как Пол Смит и Рианна?
— По ступенькам. Я начинал снимать просто для себя — такой вот позыв души. Но затем это переросло в заказы. Друзья просили меня устроить какой-то фотосет, потом друзья друзей, а потом и журналы. В Париже проходит много различных мероприятий, и волей-неволей ты на них попадаешь. А там можешь сделать репортаж, и есть шанс, что с тобой захотят поработать снова. Это как цепная реакция.
— То есть тебе не пришлось бегать по редакциям? Сами заметили, сами предложили сотрудничество?
— Да, вначале все получалось спонтанно. Фотография была моим хобби, и я не тратил время на саморекламу. Но потом процесс наладился, и я подумал: «Почему бы не предложить это другим журналам, почему бы не пойти дальше?»
— Находясь во Франции или в Канаде, следишь ли ты за общественной жизнью Беларуси?
— Обязательно. Мы живем в такое время, когда очень просто быть в курсе ситуации в любой стране. Особенно, когда на Facebook у тебя половина друзей из Минска, и все, что происходит в Беларуси, ты видишь на своей ленте новостей. Еще я стараюсь следить за культурными событиями, хотя делать это так, как если бы я был здесь, наверное, невозможно. Мне попадаются арт-статьи, новости о белорусских творцах, и я вижу их работы — очень достойные, европейского уровня.
— Ты бы выделил кого-нибудь из белорусских фотографов?
— Это довольно сложно: многие талантливы, и каждый отличается своим стилем, почерком. К тому же меня больше интересуют проекты. В них ярче проявляется идейный замысел. Но вот в Париже я часто пересекался с Владимиром Цеслером. Мне очень нравится его творчество. Он, можно сказать, динозавр дизайна, классика. Я считаю, что творческий человек должен быть личностью, а Цеслер таковым является. Он Личность с большой буквы.
— А как ты оцениваешь нынешнее состояние фотографии в Беларуси в общем?
— По сравнению с тем, что было 10 лет назад, когда я уехал отсюда, сегодня достигнут огромный прогресс. Много интересных, свежих мыслей. Но мне кажется, что если бы у белорус-
ских художников, фотографов, стилистов было больше возможностей путешествовать и посещать выставки современного искусства в том же Париже, Лондоне, внимать новым тенденциям, то они могли бы работать продуктивнее. Это тренирует креативную мышцу, если можно так выразиться, и позволяет двигаться вперед. Когда ты видишь, что происходит в мире, что создают люди, на базе этого у тебя появляются собственные новые идеи.
— Что же мешает нашим мастерам перемещаться по Европе?
— По сути, если у тебя есть виза и деньги, ничто не мешает. Но визу еще нужно получить, а средства — накопить, и это, конечно, сдерживает людей. Это не то же самое, что немцу съездить во Францию или французу в Германию — взял билет на поезд и поехал. Опять-таки не все уютно себя чувствуют, общаясь на иностранном языке, но ведь нужно как-то объясниться. Я уже не говорю про Америку, билет куда стоит недешево.
— Не желаешь ли ты вернуться в Беларусь и продолжить творчество здесь?
— Неизвестно, что будет завтра. Я очень люблю Беларусь, это моя родная страна, и я не исключаю возможности переезда. Время покажет. Я бы с удовольствием поработал здесь над каким-нибудь проектом, хотя, конечно, если бы тут был фэшн-бизнес, как в Милане или в Нью-Йорке, было бы поинтереснее. Зато у нас есть эксклюзивные декорации. У меня когда-то была такая идея: яркая фэшн-съемка — модели в красивых платьях — в каком-нибудь коровнике.
— Другое дело, можно ли здесь на этом заработать?
— Можно, но не очень много. Какой клиент, такая и цена. Не все местные бутики готовы заплатить большие деньги за съемку. Но можно снять какой-то проект с бюджетом в 50 000 долларов здесь, в Минске, но для парижского Vogue. Одно дело — зарабатывать в Беларуси, другое дело — здесь снимать.
«Большая справка»: Александр Пасканной родился 26 сентября 1980 года в Минске. Учился в БГУ на факультете международных отношений. В 2001 году эмигрировал в Париж, где продолжил обучение. Там же он серьезно увлекся фотографией и создал свою известную серию Paris metro. Работает в основном в жанре fashion-фото. Снимал таких персон, как Пол Смит, Терри Ричардсон, Пьер Карден, Владимир Познер, Рианна и многих других.
Христина Чернушевич