https://www.traditionrolex.com/8
<p>Путешествие закончилось. Минск–Столбцы–Несвиж–Пружаны–Брест–Кобрин–Гродно. Все это разные города. Но объединяет их одно: все жили по нормам магдебургского права. И это заметно до сих пор</p>

Как сообщает Abw.by:

«Вы язжайце ў Смаргонь, там дзевачкі агонь…» - под звуки старых белорусских песен просыпаемся в Кобрине. Большое у нас княжество, от моря до Минского моря, поэтому недалеко мы отъехали от Бреста (см. часть 1 и часть 2), переночевали в Кобрине.

«Калі ў 1586 годзе Кобрын атрымала каралева-удава Ганна Ягелонка, дачка Боны Сфорцы і Жыгімонта Старога, актыўная ў палітычных і гаспадарчых справах, каб стымуляваць развіццё рамёстваў і гандлю, павялічыць даходнасць гарадской гаспадаркі, каралева надала Кобрыну магдэбургскае права…» – так рассказывает о городе «Википедия».

А что рассказывают специалисты о магдебургском праве, можно почитать в материале «Магдэбургскае права: спецыялiсты кажуць».

1

2

И правда: то ли из-за магдебургского права в далеком прошлом, то ли из-за «Дожинок» в настоящем, но Кобрин выглядит отличным городком, в котором хорошо встречать старость в своей усадьбе, с рюмкой коньяка и сигарой. Именно так, ну, может, без сигары, встречал свою старость в Кобрине российский генералиссимус Суворов. Гуляем по городу, разглядываем кобринских красавиц, заходим в музей Суворова.

3

– Недалеко от Кобрина наш, российский полководец Александр Суворов наголову разбил польское войско… – рассказывает экскурсовод.

 4

Если честно, все правильно говорят в музее: Суворов и правда гений. Слабый здоровьем, хилый, но он был гением своего дела. Не проиграл ни одной битвы, был лучшим на всю империю в военном деле. Профессионал, с помощью которого восточная соседка стала той страной, какой стала.

5
 
Молчим в музее, слушаем дальше: как Суворов жил в Кобрине, как вежливо его принимали местные жители и как задушил он восстание поляка Тадеуша Костюшко, поднятое поляками на территории Беларуси. Много тогда поляков полегло…

6
 
Тут я не выдержал. Простите, а почему поляки? И почему Суворов – наш? Тогда наши деды сражались против Суворова, а не какие-то мифические поляки!

7

8

Едем дальше. Впереди Гродно. За спиной Кобрин, в котором хотелось бы видеть два музея. Лично я за то, чтобы напротив музея Суворова сделать музей Костюшко. Политика – дрянная и тонкая вещь. Лично я не против русских и против национального фашизма. Но должна быть объективная подача информации, а не «Суворов сражался против поляков»…

9

Едем в Гродно. Скажу я вам, тяжеловато было нашим великим князьям и нобилитету ездить на сеймы в Гродно. Леса, пущи и болота – они и сейчас в этой местности такие, что, как свернешь с дороги, сразу начнешь охоту на зубра. «Княжанне Вітаўта лічаць усе летапісцы…» – что же Гусовский о дорогах ничего не написал?

10  

Продираясь через каналы, канавы, грязь и колеи, сразу понимаешь, зачем поселениям давали «право на суровом корне». Как раз в этих местах даже у деревень было магдебургское право. Иначе без послаблений не выжить, не победить пущу и болото.

11  

Беловежским волком воет мотор KIA Sportage, будто спрашивает у нас: вам что, нормальной дороги было мало? И правда: есть же асфальт – поезжай, смотри на ружанские дворцы и усадьбы, слушай музыку в дороге. А ведь зачем-то полезли партизанскими тропами в дебри…

12  

Зато интересно, красиво. У каждой страны своя красота, а Беларусь берет за сердце сдержанной красой. В эту пору медитативно все. Вот-вот природа выстрелит цветами, а пока что все притихло перед скачком.

13

 14

15

«Ом мане пад ме хум, ом мане пад ме хум!» – поет боевой клич фотограф. Минуем Неман, я жму «газ» в пол – приехали в Гродно.

 16

Всегда любил этот город за разрушенную сейчас площадь у костела, за надпись «Гродно–Космос–Восток», за «панкующий» универ, обросший плющом, за европейскую атмосферу. За улицу Советскую, за красавиц-девочек. За то, что он есть. Гродно мои искренние приветы – любимый город.

17
 
– Приветствую, приветствую вас, – нас встречает журналист, гид и переводчик Витольд Ивановский. Человек-глыба – глыба знаний.

18
 
Ездим по гродненскому булыжнику, слушаем рассказы о прошлом города. Рассказов много: каждое здание Гродно – это история. Стоишь, смотришь на Неман, и кажется: сейчас поплывут ладьи, а в замке начнется сейм с великими князьями.

19  

Как практически у каждого белорусского города, у Гродно много еврейских корней. Любой белорусский город – это не только магдебургское право, но и евреи, которые в разное время составляли до 80% городского населения Беларуси.

19

Как? Почему?

– Все просто, – рассказывает Витольд Владимирович. – Смотрите: магдебургское право, цехи – все это способствовало тому, что в белорусских городах было много высокопрофессиональных, образованных людей. И все эти люди были вывезены в плен во время «Кровавого потопа» 1654–1667 годов. Тогда московские войска разрушили много городов, а людей увели к себе. В Москве потом существовали целые «литвинские деревни» из наших людей. Евреев забрать не могли – они никогда не меняли свою веру на православную. Поэтому, когда увели на восток белорусов, основную роль в наших городах начали играть евреи. А белорусы постепенно стали сельским населением.

20

21

Стоим, разглядываем гродненскую синагогу и понимаем, как наша нация стала «сельской»: именно после «потопа» наша цивилизация начала угасать, чтобы к ХХ веку уйти в границы «плуг–сало–чарка и шкварка».

22

Но нам есть чем гордиться. Свидетельство тому – Борисо-Глебская церковь, которая была построена в XII веке.

23

Кирпичная, с «голосниками» в стенах – спрятанными кувшинами для хорошей акустики храма, на то время эта церковь была фантастикой. Ею, фантастикой, является и сейчас: спасибо, уцелела в войнах и разрушениях, которые вихрем прошлись по нашей стране.

24  

– В советское время комсомольцы стреляли по церкви из винтовок и пистолетов – ее кресты были для них мишенью…

25

Тихо сейчас в церкви. Прошло время разрушений и выстрелов – сейчас время строить новое, свое. Ледовые дворцы, стадионы, бизнес-центры. Несмотря на все нюансы, хорошо, что есть деньги, есть время, чтобы строить. Выстраивать нужно и нацию, культуру, поэтому и колесим мы по стране. Чтобы рассказать о городах и магдебургском праве, которое много дало для развития нашим городам.

26
 
Об этом думаешь, всматриваясь в Гродно. Нет минской азиатчины, нет советского привкуса Бреста. Есть атмосфера, есть Европа.

 27

28

А по воскресеньям гродненцы ходят в костел. Чтобы помолиться Богу, попросить за всех близких и родных. Помолиться за страну: какая ни есть, зато своя. Пока еще независимая, пока еще с историей, которую не помешало бы всем знать.

29  

Чтобы ощущать, что ты не русский, не поляк. Ты – белорус. Ты из Гродно, Могилева или Вилейки. Ты белорус. Ты тот, кто узнал и право Магдебурга, и цепи империи, и выстрел «шмайссера», но остался жить. Возможно, чтобы приехать в Гродно с сыном, дочкой. Пройтись по городу. И все им рассказать: и право Магдебурга, и Витовта, и Ягайло. Все рассказать, чтобы не быть «окраиной» – чтобы быть собой.

30

 С такими мыслями пьем чай, поглядывая на счастливых гродненцев.

31

И едем домой. Путешествие закончилось. Минск–Столбцы–Несвиж–Пружаны–Брест–Кобрин–Гродно. Все это разные города. Но объединяет их одно: все жили по нормам магдебургского права. И это заметно до сих пор.

Дмитрий НОВИЦКИЙ
Фото Глеба МАЛОФЕЕВА
Совместный проект ABW.BY и BUDZMA.ORG

https://www.traditionrolex.com/8